Газета №2 (974), 13 января 2015
Перейти к номеру

Ориентир на социалку

13 января 2015, 21:49 Прочитали 1 189 раз
Бизнесу предлагают взять в аренду школы, больницы, дома престарелых и детские сады
В частные руки

В качестве эксперимента Минэкономразвития, Агентство стратегических инициатив и Общественная палата предложили правительству сдать в аренду предпринимателям ряд социальных учреждений: школы, больницы, детские сады и лагеря отдыха, дома престарелых. Подобная инициатива не могла не вызвать серьезной общественной дискуссии.

- Если раньше у нас почти все бесплатное было, то теперь я, когда в больницу ложусь, сама вынуждена покупать дорогие лекарства, хоть и в государственной больнице лежу. Врачи постоянно говорят, что лекарств нет, шприцов нет, капельниц нет. А если все отдадут «дяде», то я и вовсе без лечения останусь, - сетует пенсионерка Галина М.

А вот молодые мамы беспокоятся, что с передачей детских садиков в частные руки резко взлетят цены на их услуги. Если же подобное случится со школой, то люди опасаются, что о бесплатном всеобщем образовании следует забыть, даже несмотря на то, что подобные самоуправства запрещены федеральным законом. Так, по крайней мере, считают скептически настроенные граждане.

Инициаторы проекта спешат успокоить всех паникеров. Вместе со зданием и персоналом на плечи частника лягут все социальные обязательства. К примеру, за медицинские услуги, оплачиваемые средствами ОМС, «частник» брать дополнительную плату не в праве. Убить таким образом можно одного, но жирного зайца: управление в сфере бизнеса - механизм гораздо более поворотливый и приспосабливающийся к меняющимся условиям, нежели государственная машина. А вот дальше начинаются сплошные плюсы и для государства, которое будет избавлено от лишних забот, и для предпринимателя, который на основании имеющейся инфраструктуры может построить бизнес и с социальным уклоном, и с высокими доходами, и для потребителя.

Так когда же все это произойдет? Пока конкретной даты нет. Все упирается в программу «Поддержка доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере». До июня наступившего года планируется разработать документы, которые определят условия привлечения бизнеса. Возможно, это будет снижение налоговых отчислений, но могут быть и другие поблажки. К сентябрю подготовят условия конкурсов и утвердят планы-графики реализации программы. Ну а затем, по всей вероятности, будут объявлены регионы, в которых запустят пилотные проекты.

- Поддержка доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере разработана по поручению правительства для повышения эффективности использования общественных ресурсов, выделяемых на предоставление услуг в социальной сфере, активное внедрение в практику инновационных социальных технологий, расширение масштабов привлечения внебюджетных инвестиций для развития объектов социальной инфраструктуры, - сообщают в Министерстве экономического развития.

Утопия или реальность?

Как видите, инициаторы проекта картины рисуют радужные. Однако возникает вопрос, возможен ли подобный сценарий в наших условиях. Например, на Тамбовщине. Взять те же больницы: если одни из них так сверкают свежеотремонтированными коридорами и современным оборудованием, что хочется создать на базе учреждения новейший медицинский центр, то ряд ЦРБ (не будем называть, в каких именно районах, читатель может догадаться и сам) больше похож на разбомбленный госпиталь времен Второй мировой. Старые кровати с провисшей сеткой, незакрывающиеся тумбочки и неоткрывающиеся окна, протекающие крыши и линолеум клочками – вот интерьер, который автор лицезрел не далее как в мае прошлого года. Прежде чем добиться от этой больницы хоть крохи прибыли, предприниматель должен будет вложить в нее не один миллион рублей.

- Нужно принципиально менять систему. Если такой бизнес правильно выстроить, то при исправной работе страховой системы он будет доходным, - говорят в «ОПОРЕ РОССИИ».

Более осторожно свою позицию выражают в тамбовском отделении этой организации.

- Как говорил Гете, «Теория, мой друг, суха, но зеленеет жизни древо». Иными словами, вопрос о том, приживется ли эта инициатива, не будет решен, пока не появится возможность ее реализации. Хочу также отметить, что вижу много плюсов в данном законопроекте. Один из них – создание здоровой конкуренции. Если часть учреждений останется в государственной и муниципальной собственности, а часть перейдет бизнесу, то у потребителя будет больше выбора, и, соответственно, он пойдет в ту организацию, где будут оказаны более качественные услуги. Так что если бизнес не сможет или не захочет взять на себя подобные обязательства, то вопрос реализации идеи отпадет сам собой, - рассуждает председатель Тамбовского регионального отделения «ОПОРЫ РОССИИ» Вадим Шитяков.

Звон в кармане

Еще один аргумент, помимо поощрения конкуренции, улучшения качества услуг и облегчения ноши государства, - повышение заработка сотрудников арендованных учреждений. В ноябре 2012 года в докладе младшего научного сотрудника Центра трудовых исследований НИУ «Высшая школа экономики» Анны Шаруниной говорилось о том, что российский бюджетник получает в среднем на тридцать процентов меньше, чем специалист того же уровня и профиля, работающий в коммерческом секторе. К слову, в США и Западной Европе разрыв в среднем составляет пять процентов.

- Финансируя учреждения, оказывающие данные услуги, государство может установить слишком высокую или слишком низкую плату за труд работников в общественном секторе. В первом случае наиболее талантливые работники будут стремиться работать в бюджетном секторе, и рыночный сегмент экономики, лишенный рабочих рук, будет развиваться слишком медленно. Во втором случае в общественном секторе возникнет отрицательный отбор – туда будут стремиться наименее способные и компетентные работники. Или эти услуги будут оказываться в недостаточном количестве (и низкого качества). Именно поэтому так важно определить уровень эффективного контракта в бюджетных отраслях – равновесный уровень, который был бы найден рынком, если бы основным провайдером данных услуг не выступало государство, - отмечает экономист.

Пример для наглядности: средняя заработная плата преподавателя государственного университета по стране в прошлом году составила 45 тысяч рублей, в частных вузах – 60 тысяч. С другой стороны, частные школы и медицинские учреждения могут позволить платить своим сотрудникам больше именно за счет того, что они являются платными. Если обязать бизнес оказывать бесплатные услуги в том же объеме, в каком это делает государство, то и средства, чтобы платить сотрудникам на двадцать-сорок процентов больше, вряд ли найдутся. Не вышло бы меньше. А это значит, что и зарплаты «полугосударственных» врачей, учителей и нянечек должны контролироваться сверху.

«А оно мне надо?»

Процедуру отбора претендентов предполагается сделать максимально конкретной и прозрачной. Как утверждают представители предпринимательских сообществ, необходимо не допустить прихода в социальную сферу «случайных людей». К примеру, тех, кто не может похвастаться соответствующими навыками. Вопрос только в том, а будет ли из кого выбирать.

- Думаю, что проблема не столько в возможной коммерциализации социальной сферы, сколько в незаинтересованности бизнеса. В нынешних условиях предпринимателю сложно выжить под гнетом налогов и увеличивающихся сложностей. Лишние социальные обязательства ему вовсе ни к чему. Боюсь, что для нашего общества арендованные больницы окажутся утопией, - комментирует ситуацию юрист Евгений Снегирев.

Конечно, передача госучреждений в долгосрочную аренду бизнесу предлагается с условиями: если речь идет о медучреждении, то в числе условий – оказание услуг в системе обязательного медицинского страхования. С другой стороны, предоставляется право обслуживать пациентов полностью на коммерческой основе. Также в договоре может быть прописано условие о необходимости проведения модернизации учреждения: обновление оборудования, ремонт помещения и прочее.

- Это нововведение имеет право на существование, но пока только в рамках эксперимента, и не более того. Подобные меры являются новаторскими как для сообщества предпринимателей, так и для государства в целом и имеют много рисков в своей основе. К сожалению, на наш взгляд, перспективы развития данного направления весьма малы. Частный бизнес не готов сейчас управлять госучреждениями на должном уровне. Ведь для этих целей нужна определенная компетенция и квалифицированность со стороны индивидуальных предпринимателей, - отмечают в Общественной палате России.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер