Газета №38 (958), 23 сентября 2014
Перейти к номеру

На деревню дедушке

23 сентября 2014, 13:35 Прочитали 1 233 раза
Сориентироваться на дорогах Тамбовщины порой бывает невозможно
Инжавинский район. Дорога от трассы «Тамбов-Пенза» идет на Инжавино. Повороты, съезды в никуда – не такое уж и редкое явление на этом пути. Даже с картой не всегда возможно понять, правильно ли ты едешь.

- А не Землянский ли там? – спрашивают попутчики.

- Может быть, и он. Давайте заедем.

Синего знака с белыми буквами и стрелочкой на обочине перед поворотом не обнаружено. Как нет и белого с черными буквами, который должен обозначать начало поселка. О примерном местонахождении может сообщить разве что выцветшая табличка с еле различимой вблизи надписью «Землянский сельсовет». Попытайся понять, в какое из десяти поселений этого сельсовета ты в данный момент въезжаешь. Вот и приходится спрашивать местных жителей, как же называется их село. Да и то если повезет обнаружить кого-нибудь на улице.

В том же Инжавинском районе сравнительно недалеко от Землянского есть село Калугино. О том, что путешественники въехали именно в него, сообщает табличка размером десять на сорок сантиметров, кое-как приколоченная к большому указателю. Указатель возвещает страннику, что здесь протекает река Сухая Панда. Через несколько километров от Калугино на холмах раскинулось село Караваино. Тамошняя река – Мокрая Панда – обходится без указателя, а село – даже без маленькой таблички. «Кто к нам поедет? Все равно тупик, граница района», – рассуждали, вероятно, при решении, ставить знак или нет. По дороге к Калугино и Караваино то и дело попадаются съезды, вдалеке видны промышленные сооружения. Что это за заводы и фабрики, скромные знаменские дорожники тоже умалчивают и указателей не устанавливают.

Если бы проблема ограничивалась одним только Инжавинским районом, было бы не так грустно. Но, увы, «безуказательностью» страдают практически все тамбовские дороги.

Поди туда, не знаю куда

Думать, будто бы потребность в дорожных указателях пропала с появлением навигаторов, не приходится. Заблудиться в двух поселках несложно и в наши дни, даже когда с тобой есть электронный проводник. Есть в Мичуринском районе деревня Хоботово, которая граничит с поселком Хоботово, относящимся к Первомайскому району. На въезде в оба из поселений не обозначено, к какому из районов они относятся. Нет и четкой границы между двумя Хоботово, не говоря уже об указании, что вы покинули границу одного из районов. Вот так и липецкие мастера по установке пластиковых окон приехали не в то село. Одинокая старушка, проживавшая в доме, куда они нагрянули со всем оборудованием, решила, что это подарок детей и внуков. Хорошо, что из другого Хоботово позвонили и поинтересовались, когда же им выполнят заказ, и что произошло это до того момента, как старушке переделали половину дома.

Кто-то скажет, что надо было мастерам получше смотреть карту. Может, они и правы. Но разве правильно, что почти каждая поездка по нашей области оборачивается настоящим квестом в лучших традициях компьютерных игр? Такие поездки грозят растратой нервов и бензина.

Кто же должен отвечать за установку указателей? За ответом на этот вопрос мы обратились в управление транспорта и автомобильных дорог Тамбовской области.

- Все дороги, находящиеся на территории области, подразделяются на дороги федерального, областного и муниципального значения. В соответствии с этим определяется, кто именно обязан осуществлять их ремонт и обслуживание, - рассказали в ведомстве.

Кто должен устанавливать дорожные указатели, понятно. Понятно и почему на федеральных трассах указателем с количеством километров даже до небольшого населенного пункта обозначен каждый поворот, а на муниципальных не всегда даже въезд в село хоть как-то регламентируется. Это упущение создает проблемы не только в плане ориентирования.

Сбавьте скорость

По правилам дорожного движения водитель обязан сбавить скорость до шестидесяти километров в час, если он въезжает в населенный пункт. Помочь сориентироваться ему в сельской местности должны указатели, выполненные на белом фоне. Перечеркнутые красным, они показывают границу деревни, после которой можно увеличить скорость до девяноста километров в час. Знаки на синем фоне указывают, в какой стороне находится тот или иной населенный пункт. На табличке должно быть написано количество километров до города, деревни или, например, птицефабрики. Этим пунктом часто пренебрегают. Возможно, экономят площадь таблички, возможно, ленятся считать километры.

Без указателей в некоторых случаях довольно сложно понять, находишься ли ты на территории деревни. Дома могут быть скрыты за деревьями или кустами. И в этом случае самое меньшее из зол – штраф за превышение скорости. Но на дороге может оказаться собака или даже ребенок. Так что указатели – это не пустяковая табличка.

Впрочем, на муниципальных дорогах скорость превысить сложно. Поскольку многие из них покрыты колдобинами и выбоинами так сильно, что даже «лежачих полицейских» не требуется.

Две беды России

Что касается установки знаков, то здесь у муниципалитетов ответ один – нет денег. Установка одного дорожного указателя, скажем, «Ивановка» может обойтись в три-пять тысяч рублей или более высокую сумму.

- Знаки указания направлений должны устанавливаться в соответствии с проектной документацией, согласно которой строилась дорога, - отмечают в УГИБДД УМВД по Тамбовской области. - Сотрудники организуют рейды, в ходе которых проверяют, имеются ли на дорогах необходимые знаки, в том числе и указатели направления. Если таковых нет либо имеющиеся повреждены, то владельцам дороги предписывается устранить нарушение в течение трех суток.

Здесь есть свои подводные камни. Например, дорога строилась давным-давно без какой-либо проектной документации. Появились средства - отсыпали щебня, а о знаках не позаботились. Сотрудникам ГИБДД доказать в таком случае необходимость установки знака становится сложнее, ведь по ГОСТу это должно быть сделано в самом начале работ.

Есть и другая преграда. Предположим, что предписание все же выдано. Да только за три дня муниципалитет не управится. Пока сельсовет закажет знак, пока его изготовят, привезут и установят, может пройти не одна неделя. Особо ответственные из-за одного только указателя могут и торги организовать, строго следуя букве закона.

А если денег в бюджете не хватает на несколько знаков? Недавно резонно заметил премьер-министр Дмитрий Медведев, денег зачастую недостаточно, но средства следует изыскивать из различных источников. Впрочем, проблема эффективного управления нашими муниципалитетами требует отдельного разговора.

Предположим, что «канитель» с торгами, заказами и установкой подошла к концу и новенький указатель красуется на въезде в деревню. До тех пор пока предприимчивый дядя Вася не решит нарезать из него удобных совковых лопат, чтобы снег зимой чистить. В случае с удаленными от населенных пунктов дорогами такой сценарий маловероятен: существует большой риск встретить сотрудников правоохранительных органов. В деревне все иначе. Украл ночью – и может мастерить. Маловероятно, что его односельчане, кому он предложит купить совок с подозрительными буквами, все же наберут номер «02».

В заключение можно вспомнить старую русскую пословицу «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится». Пока сотрудники ГИБДД не приедут с проверкой, знак на отдаленной от центральных магистралей дороге вряд ли установят. Федеральные, областные и даже межрайонные трассы, безусловно, будут проверены. А вот до отдаленного Караваино маловероятно, что доберутся. Село, конечно, «тупиковое»: через него не идут значительные трассы. Но это вовсе не причина, чтобы оно оставалось «неназванным».

Снова вспоминается «гражданский контроль». Увидел нарушение – не забудь сообщить о нем сотрудникам ГИБДД. Может быть, тогда на твоем пути появятся указатели.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер