Газета №38 (958), 23 сентября 2014
Перейти к номеру

Воспитание за десять классов

23 сентября 2014, 13:33 Прочитали 1 529 раз
Предмет «Основы религиозных культур и светской этики» может задержаться в школьной программе вплоть до десятого класса
- Если получение знаний не будет сопровождаться воспитанием личности, то школа не будет решать тех задач, которые перед ней стоят, - отметил в ходе своего визита на Тамбовщину Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Наверное, нет в школьной программе такого предмета, который бы более всего был направлен именно на духовное воспитание, как «Основы религиозных культур и светской этики». Несмотря на критику со стороны как религиозных деятелей, так и общественных, дисциплина прочно утвердилась в расписании. Сейчас она преподается ребятишкам четвертого и пятого классов. В конце третьего года обучения на родительском собрании мамы и папы выбирают один из шести модулей, по которому будет учиться их ребенок: основы православной, исламской, буддийской, иудейской культуры по отдельности или сообща либо основы светской этики. В подавляющем большинстве случаев тамбовские родители выбирают «ОПК».

- Курс «Основы православной культуры» и другие ему подобные имеют не религиозную, а культурологическую направленность. Часто представители других конфессий, например, мусульмане сами выступают против изучения исламской культуры в школе. Они считают, что, во-первых, религиозное образование лучше получать в семье либо в специализированном учебном заведении. Во-вторых, для них важно, чтобы ребенок знал особенности той культурной среды, в которой ему предстоит жить, - рассказывают в управлении образования и науки Тамбовской области.

За два полугодия невозможно уложить в голове тот огромный пласт знаний, который содержится в каждой из религиозных культур, считают эксперты. Мозг десятилетнего ребенка не способен переварить столько информации. Вот и получается, что в голове пятиклассника остается далеко не все. Между тем этот возраст, считают педагоги, едва ли не самый важный в плане формирования картины мира.

- В возрасте одиннадцати лет ребенок способен чутко воспринимать модели поведения извне. В это время важно сформировать у него потребность в духовном совершенствовании. После момент будет упущен. В переходном возрасте и старше у школьника появляются другие интересы, - отмечают специалисты управления.

Вот и получается, что десятилетние не могут воспринять большой объем информации, а пятнадцатилетние – проникнуться идеей нравственного самосовершенствования. В связи с этим противоречием ряд православных священнослужителей выступил с инициативой сделать «ОРКСЭ» постоянным предметом, который бы преподавался в школе со второго по десятый класс. Таким образом, можно решить обе проблемы.

Отдельный предмет – отдельный учитель

Образование вместе с воспитанием – эталон советской школы, практически безнадежно утерянный в России. Вместе с белыми фартуками из нашей действительности ушли и чопорные Марьи Ивановны с пучком на затылке. И если математике можно учить, не прибегая к объяснению морально-этических проблем, то в случае с «ОРКСЭ» личность педагога выходит на первый план. Человек, воспитывающий детей, должен быть достоин этого. Увы, сейчас преподаватели модуля не всегда могут похвастать широким кругозором.

- Прежде чем преподавать школьникам один из модулей, учитель должен пройти специализированные курсы. Стоит сказать, что предмет крайне неоднозначный, поэтому мы рекомендуем консультироваться у священнослужителей, - объясняют в управлении образования и науки.

Если же религиозные культуры и светскую этику примутся преподавать на протяжении почти всего времени обучения, то потребуется специальный педагог. На настоящее время инициаторы проекта предлагают, чтобы эту должность занимал человек с дипломом профиля «Культура конфессий».

Предположим, что курс введут. В таком случае возникает несколько вопросов. Сейчас, например, по модулям «ОРКСЭ» оценки не выставляются. Останется ли так в дальнейшем, неизвестно. Парадоксально, если предмет преподается девять лет, но отметки в дневнике за него нет.

В отношении школьных предметов также действует закон сохранения энергии. Если выделим часы под религиозные культуры, то их следует отнять у другого предмета. Вспоминается возмущение педагогов пару лет тому назад, когда за счет литературы прибавили час физической культуре.

И последнее: можно ли в процессе обучения поменять модуль? Если и это противоречие удастся преодолеть, то вполне возможно, что скоро новшество введут. И тогда останется только проблема качества учебников, на которую сетуют священнослужители практически всех конфессий.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер