Газета №31 (951), 5 августа 2014
Перейти к номеру

Надбавка - дело тонкое

5 августа 2014, 12:23 Прочитали 1 402 раза
Эксперты прогнозируют радикальные изменения в системе торговли. Правда, в какую сторону, еще предстоит определиться
Торговля – наука мудреная. О том, сколько подводных камней возникает на пути между производством и конечным потребителем, приходится только догадываться. В одной системе распределения товаров на полке можно запутаться, ибо логика в этом случае бессильна, так как действуют свои законы – законы коммерции.

Препятствия для ретробонусов

Эксперты утверждают, что схема финансирования большинства услуг при работе с торговыми сетями устроена непрозрачно, что позволяет магазинам создавать дополнительные, невыгодные для производителя и потребителя, наценки. В частности, представители пищевых отраслей так поясняют «Российской газете» эту систему: например, производитель готов продать магазину сок по двадцать пять рублей за упаковку, двадцать рублей из которых будет приходиться на себестоимость и пять рублей - наценка производителя. Магазин выставляет свои условия: десять процентов (два с половиной рубля) надо отдать за покупку большой партии товара, что в профессиональной среде называется «ретробонусом». Еще тридцать процентов (семь пятьдесят в рублях) набегает за развоз этого сока по магазинам и выкладку на полки («логистические» и «маркетинговые» услуги). Отказаться от них не получится, так как в подавляющем большинстве это будет означать отказ от сотрудничества. И если отдельные поставщики могут потерять на этом значительную часть продаж, то торговые сети всего лишь поменяют контрагента.

В итоге, если производитель будет продавать сок по двадцать рублей, то окажется в убытке на пять рублей. Дабы этого избежать, и происходит накрутка на товар. На практике это выглядит так: магазин добавляет к начальной цене ретробонусы, логистические и маркетинговые услуги (они добавляются в процентах в конечной цене). В конечном счете, выходит сорок рублей за пачку. Далее прибавляем к ней официальную розничную наценку – тридцать процентов (двенадцать рублей). Хотя логичнее было бы предположить, что именно сюда и должна входить стоимость всех услуг магазина. Однако в законе четкого определения нет, а посему возможные варианты сети прокручивают сами по себе.

В результате на прилавок пачка сока попадает по цене 52 рубля. Из них 24,4 рубля достается магазину, 6,6 – производителю, а двадцать рублей – себестоимость самого сока.

Однако такое положение дел не слишком устраивает производителей. Да и покупателей, честно говоря, тоже. С 2015 года эта ситуация может в корне измениться.

В Комитете Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству подготовлены поправки в закон о торговле, которые должны сломать сложившиеся правила взаимодействия производителя и продавца. Речь идет о том, что магазинам могут запретить взимать с производителей плату за всевозможные дополнительные услуги. Например, проведение промоакций, скидочных программ, продажу выгодных мест на полках или в новых торговых точках.

Цена определяет

Рыночные аналитики полагают, что если поправки в закон о торговле примут, то рыночные отношения в стране могут измениться. Но в какую сторону? На этот счет мнений много. А все оттого, что не все эксперты уверены, что именно торговые сети представляют собой самое большое зло.

В управлении по развитию предпринимательства и промышленности Тамбовской области нам пояснили, что наценки в торговых сетях складываются по принципу свободной конкуренции. При этом именно сетевым магазинам невыгодно делать накрутки на товары, поскольку в таком случае они могут потерять гораздо больше, чем приобрести. В отдельно стоящих павильонах и магазинах накрутки как раз и составляют более тридцати процентов.

Как законодательство планирует регулировать накрутки, непонятно, поскольку вмешиваться в законы свободной торговли – вариант не из лучших, а рассчитывать специальные формулы – дело очень уж мудреное, и опять же, могут быть нарушены эти самые свободные торговые законы.

В управлении Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области придерживаются подобного мнения. Специалисты поясняют, что не вполне понятно, как при свободной конкуренции возможно регулировать надбавки. Правда, возможен вариант, что при вступлении изменений в силу в договорах, которые заключат производители (поставщики) и продавцы, дополнительные надбавки будут прописаны в отдельном договоре.

На данный момент контроль за надбавками осуществляется только в отношении социально значимых товаров. На них продавец не имеет права повышать цену выше установленной в законодательстве нормы. Если цена на социально значимые товары в регионе в течение тридцати календарных дней подряд повышается более чем на тридцать процентов, то государство само установит на них цену на срок до трех месяцев.

Кроме того, реагировать на повышение цен на мясо, молоко и хлеб чиновники будут более оперативно: на определение розничной цены должно уходить менее двух недель. В общем-то, на эти виды продукции – мясо птицы, хлеб, молоко и сметану – магазинам запрещено брать бонус.

Теория и практика

Как обстоят дела с накрутками на товары в Тамбовской области, может убедиться каждый желающий. И если закулисные «торговые игры» нам увидеть не удастся, то глаз не обманешь.

Обойдя около десятка торговых сетей, мы заметили, что цены в них особо друг от друга не отличаются. Разница - в пределах трех-пяти рублей на отдельные виды товара. Судя по всему, накрутки на товары в силу конкуренции держатся на одном уровне. Понятно, что в сетях продукты банально дешевле, чем в отдельно стоящих павильонах. К примеру, в одном из магазинчиков, что стоит в жилом секторе, цены от сетевых отличаются в разы.

Мы решили провести эксперимент: закупить товары в сетевом и отдельно стоящем небольшом магазинах. Итак, мы брали хлеб, молоко, шоколад, колбасные изделия и кофе. В итоге вышло, что в сетевом магазине отдали 404 рубля, тогда как в отдельно стоящем – 501 рубль. Отметим, что товары мы покупали аналогичные. И удивляться этому не стоит. Ведь количество покупателей в павильоне и сетях далеко не равнозначное. Прибыль получать все-таки нужно. С другой стороны, есть ли смысл контролировать свободную торговлю, когда у человека есть выбор: хочет - покупает в торговом павильоне, не хочет – на рынке или в торговых сетях.

Тем не менее, практика показывает, что надбавки на некоторые товары что в одних, что в других магазинах очень серьезные. А это значит, что для государственного вмешательства основания все же имеются.

Между тем некоторые эксперты полагают, что с принятием закона цены могут снизиться в разы, тогда как другие говорят о том, что здравый смысл и намерения работать себе не в убыток все же приведут к тому, что торговцы найдут другие источники обогащения. Но ждать милости от них в виде снижения цен вряд ли стоит.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер