Газета №31 (951), 5 августа 2014
Перейти к номеру

Цена солидарности

5 августа 2014, 12:23 Прочитали 965 раз
Во сколько обойдется Крым российским миллионерам?
От каждого по возможностям

Когда Крым воссоединился с Россией, самопожертвование нашего народа прибрело поистине общенациональные размеры. Достаточно вспомнить вереницы автомобилей с гуманитарной помощью на поддержку Крыма. Многие жители России отправляли на восстановление полуострова процент с зарплаты, а общественные объединения и движения тут же объявили о массовом сборе средств на поддержку жителей Крыма. Но полагаться только на помощь обычных людей невозможно, а искать дополнительный источник финансирования полуострова нужно. Ведь бюджет страны на нынешний год уже сформирован, значит, выдернуть из него определенную сумму и направить в Крым – действия недопустимые.

В итоге ничего существенно нового придумать так и не удалось. Главной идеей стало банальное повышение налогов. Но как вложить средства в один регион и не допустить волны возмущения в других? Задача не из легких.

Решение предложила группа депутатов Госдумы. Народные избранники разработали законопроект, который планируют выдвинуть на рассмотрение уже в осеннюю сессию. Речь идет о введении так называемого налога солидарности. В частности, депутаты предлагают внести поправку в статью 244 Налогового кодекса, которая предполагает повышение с тринадцати до тридцати процентов ставки налога на доходы физических лиц, чей годовой доход превышает двенадцать миллионов рублей. Разработчики подсчитали, что общее число тех, кто попадет под повышенный налог, составит всего 0,2 процента социально активных жителей страны, тогда как их совокупный доход составляет более трети всех доходов. Налог этот предлагают направить на развитие Крыма и Севастополя.

Народные избранники апеллируют данными Федеральной налоговой службы, согласно которым в прошлом году сборы НДФЛ составили два с половиной триллиона рублей. Исходя из этого, разработчики ожидают экономический эффект от такого нововведения в размере 300-500 миллиардов рублей в год. При этом, согласно проекту Федеральной целевой программы развития Крыма и города Севастополя (обсуждалась на заседании правительства в начале июля) до 2020 года, общие расходы на развитие полуострова за пять лет должны составить около 790 миллиардов рублей.

По словам одного из разработчиков законопроекта, руководителя соответствующей рабочей группы, члена комитета Госдумы по энергетике Андрея Крутова, Крым и Севастополь десятилетиями не получали необходимых средств на развитие, а в настоящее время в бюджете требуемых средств для инвестиций нет.

- Поэтому нужно комплексное решение проблемы - не разовое изъятие определенных сумм у людей (например, пенсионных накоплений под предлогом акционирования пенсионных фондов) и не сплошное увеличение налогов для всех. Уверен, что наш вариант будет поддержан большинством жителей России и правительством, - отмечает Крутов.

Глас народа

Правда, законопроект всеобщей поддержки не встретил. Как отмечают аналитики, ни в профильном Комитете Госдумы по бюджету и налогам, ни в Минфине, ни в ФНС подобных документов не видели, да и с устной инициативой к ним никто не обращался. А в Министерстве финансов подобный законопроект назвали «бредом и самопиаром» отдельно взятого круга лиц.

Однако идея все же витает в воздухе, и даже если она так и останется на уровне «бреда и самопиара», давайте попробуем разобраться, чем она грозит.

Тема увеличения налога для российских богачей поднималась уже неоднократно. Неоспоримым плюсом здесь является пополнение бюджета, но наряду с этим у инициативы есть множество подводных камней.

Генеральный директор ООО «Гринн-групп» Илья Колесников говорит о том, что, в первую очередь, налог солидарности ударит по среднему классу, который мы так старательно формируем в последние годы:

- Это приведет к тому, что представители среднего класса начнут уводить свой доход в «тень», элементарно ежемесячный доход упадет до 999 999 рублей. В результате, как я считаю, такая норма приведет к эффекту, противоположному тому, которого хотят добиться разработчики законопроекта.

Преподаватель экономики одного из вузов Тамбовской области вообще говорит о том, что вводить подобный налог просто абсурдно. Он сравнивает эту ситуацию с конкурсом для школьников по налоговому праву, где ребятам предложили выдумать собственный налог. Школьники предлагали ввести «налог на утренний воздух», «налог на ношение длинных волос», «налог на любовь».

- Брать деньги у богатых, чтобы потом отдать Крыму? Это противоречит самой системе налогообложения. Было бы гораздо грамотнее поощрять благотворительность. Например, вводить льготы для меценатов, - акцентирует внимание преподаватель.

Не разделяют ожиданий сверху и руководители на местах. В частности, глава администрации Тамбова Александр Бобров отмечает, что россияне, имеющие высокие доходы, и так ищут различные пути, чтобы скрыть часть средств от налогового обложения:

- В основе подобной идеи заложен конфликт интересов, в итоге налог солидарности не оправдает ожиданий и обернется минимальным доходом, поскольку, чтобы избежать налогов, люди начнут прятать заработанные средства или уводить их из страны.

Глава города Тамбова Алексей Кондратьев говорит о том, что сбор средств для того, чтобы направить деньги в отдельно взятый регион, не совсем тот путь:

- Нужно определить концепцию - что сегодня важно для России и для Крыма на нынешнем этапе экономического развития. У нас нет таких экономических возможностей, чтобы взять огромные деньги и вложить их в отдельно взятую территорию. Да и нельзя сделать так, чтобы Крым расцвел мгновенно. Это вопрос не одного года, возможно, не одного десятилетия.

О «теневой» опасности говорят многие эксперты. Связано это с тем, что в России и так велика доля скрытых доходов. Введение новых налоговых обложений только усугубит ситуацию.

Напомним, что прогрессивная шкала налогообложения по подоходному налогу применялась в России с 1992 до конца 2000 годов. Одной из причин ее отмены и принятия соответствующих поправок в Налоговый кодекс стало как раз сокрытие реальных доходов, распределение их частей на подставных или вымышленных лиц, выплаты «в конвертах». По этой причине в стране ввели плоскую шкалу на доходы физических лиц - тринадцать процентов. Благодаря этим мерам, кстати, многие в нашей стране «вышли из тени».

А вот как только, например, президент Франции Франсуа Олланд, выполняя свои предвыборные обещания, попытался ввести 75-процентный налог на доходы свыше одного миллиона в год, то его рейтинги сразу же упали. Многие богатые люди переехали в соседние страны, где налоговое законодательство более либерально, а Жерар Депардье и вовсе прописался в Мордовии.

Перед налогом все равны?

Экономическая и политическая ситуация в мире бьет по бюджету не одного государства, а дыры в казне нужно чем-то заполнять. Ранее о необходимости повышения подоходного налога из-за дыр в бюджете говорил министр финансов Антон Силуанов. По его словам, на сегодняшний день рассматривается предложение повысить НДФЛ на один-два процента для всех работающих, а также ввести налог с продаж в размере до пяти процентов.

Между тем, как сообщил начальник отдела налогообложения физических лиц УФНС России по Тамбовской области Владимир Пучков, подобные разговоры ведутся продолжительное время, но на сегодняшний день официальной информации ни по повышению НДФЛ, ни по введению налога солидарности и налога с продаж не было.

Тем не менее, именно реакцией на повышение подоходного налога стало предложение по введению налога солидарности. Андрей Крутов подчеркивает, что необходимо не разовое изъятие сумм у жителей России и не сплошное увеличение налога для всех, а комплексное решение проблемы. Таким решением он видит введение налога солидарности, который затронет минимальное количество лиц и не ударит по наименее обеспеченным слоям.

Мировая практика показывает, что налог солидарности может успешно работать на экономику, но и экономика должна быть готова к такому повороту событий. К примеру, в Германии пошли на подобные меры после объединения страны. Тогда бюджетные поступления от немецких богачей шли на финансирование инфраструктурных проектов бедных федеральных земель, которые до 1991 года входили в состав ГДР. Первоначально налог вводили на один год, однако он действует и по сей день и составляет пять с половиной процентов.

Однако приживется ли такой налог в России – вопрос серьезный. С одной стороны, у нас действует единый налог, скажем, и для «бедняков», и для «богачей», что вызывает определенное недовольство в обществе. С другой, действительность дает основание утверждать, что подобные меры обернутся тотальным укрытием доходов. Не обернется ли налог солидарности солидарностью к «теневым» методам, утверждать не берется никто.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер