Газета №27 (947), 8 июля 2014
Перейти к номеру

Баррель идет в гору?

8 июля 2014, 04:07 Прочитали 1 202 раза
Вырастет ли цена на бензин до конца этого года?
В России дрожжи так не растут, как растет цена на бензин. Правда, как бы люди ни были возмущены этим фактом, машин на дорогах меньше не становится. Скорее, даже наоборот. Это значит, что под ситуацию приходится подстраиваться всем: автолюбителям - под постоянное изменение цены на топливо, пешеходам – под увеличение стоимости проезда в общественном транспорте. Уже на минувшей неделе цена на бензин на тамбовских АЗС подскочила в среднем на тридцать копеек.

Между тем аналитики не спешат успокаивать народ. По некоторым из многочисленных прогнозов, цена на бензин к концу года может подскочить на десять-пятнадцать процентов. Если это случится, то к новому году за литр бензина нужно будет выложить около сорока рублей.

Но не все эксперты одинаковы в прогнозах. Так, президент Российского топливного союза Евгений Аркуша в интервью «Российской газете» сообщил, что цены, «конечно, будут расти. У нас нет объективных экономических факторов, которые могут привести к их снижению. Думаю, что рост будет в пределах семи-восьми процентов в среднем по рынку».

Статистика

последних лет

«Цены» в современном мире понятие весьма эпичное, о них легенды ходят. А что касается топлива, то в его розничной стоимости, по оценкам разных экспертов, шестьдесят-семьдесят процентов у нас в стране составляют всевозможные налоги и сборы. При этом каждая «лишняя» копейка к цене на нефть приносит российскому бюджету несколько дополнительных миллиардов рублей, что расходуется на медицину, образование и прочие нужды. К примеру, на сегодняшний день цена на «черное золото» выросла до 115 долларов за баррель, что весьма ощутимо для государственной казны. Между тем оборотная стороны медали, то есть естественный процесс такого пополнения, рост цен на топливо. Причем за долгие годы литр на бензоколонке ни разу не падал в цене так, чтобы это было заметно автолюбителям.

Тамбовчанка Екатерина Котова отмечает:

- Конечно, цены на бензин растут. Но радует хотя бы то, что это не существенный рост. Скажем, пятнадцать-двадцать копеек за литр бензина - это не два-три рубля…

Если проследить динамику ценообразования, то средняя стоимость бензина в Тамбовской области за последние пять лет увеличилась примерно на 69 процентов - на 12,56 рубля. По данным Росстата на январь 2009 года, средняя потребительская цена автомобильного бензина в регионе равнялась 18,26 рубля, за год его стоимость увеличилась на пятнадцать процентов. Кстати, за последние пять лет это был самый большой скачок цены на бензин в регионе за год. Самый низкий отмечался в прошлом году. Тогда стоимость бензина выросла на восемь процентов (с 28,01 рубля в начале года до 30,38 рубля в конце).

Год 2014 относительно роста цен на топливо исключением не стал. Правда, за его первые пять месяцев – с января по май – рост составил в среднем по региону три процента.

Алексей, менеджер одной из топливно-нефтяных компаний, работающих на Тамбовщине, поясняет:

- Стоимость бензина и дизельного топлива в регионе, как на микрорынке, зависит от закупочных цен. Далее компании рассчитывают, по какой стоимости им нужно продать топливо, чтобы самим не работать в убыток. В любом случае, розничная цена удерживается на таком уровне, чтобы участники рынка смогли покрыть свои расходы и получить прибыль. Сдерживающим фактором является достаточно острая конкуренция и необходимость увеличивать или, как минимум, сохранять объемы продаж. При этом за крупными компаниями, занимающими доминирующее положение на рынках, пристально следит антимонопольная служба. Между тем давать прогнозы на какой-то определенный промежуток времени касательно роста цен на бензин – это, скорее, прерогатива аналитиков и чиновников общегосударственного уровня. В конце концов, у государства есть достаточно много рычагов влияния и инструментов регулирования рынка.

Ценовые качели

Отчего бензин качается на ценовых качелях «вверх-вниз», известно, пожалуй, одним топливным аналитикам. Хотя причин для этого, видимо, предостаточно. По мнению главы Союза нефтепромышленников России Геннадия Шмаля, такая ситуация связана с мировыми ценами на нефть и существующими налогами.

- Цены будут ползти вверх, так как нефть дорожает, вводятся новые налоговые ставки на ее добычу, поэтому я не вижу оснований для того, чтобы цены на бензин падали, - отмечает он.

При этом, по данным Росстата, средняя стоимость бензина марки АИ-92 в России, по состоянию на 31 марта, составила 28,72 рубля, АИ-95 - 32,75 рубля, а дизельного топлива - 33,21 рубля. Некоторые депутаты Госдумы уже предложили решить данную проблему при помощи возврата государственного регулирования цен.

Несомненно, что существенную роль в ценообразовании на автотопливо играет государственная политика, как внешняя, так и внутренняя, а также налоговые начисления, законодательная структура, акцизы и многое другое. Все это в разы увеличивает реальную стоимость нефти, а следовательно, и бензина.

Кроме того, следует учитывать, что нефть сама по себе - продукт конечный, а посему дешеветь не может априори. Отсюда и рост цен в последние десятилетия. А если брать во внимание, что, по разным научным прогнозам, запасов нефти на Земле при современных объемах и темпах потребления хватит на пятьдесят-восемьдесят лет, то перспектива получается не из приятных…

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер