Газета №24 (944), 17 июня 2014
Перейти к номеру

По Тамбову - на автобусе

17 июня 2014, 03:18 Прочитали 1 166 раз
Несмотря на минимальную прибыль, компании-перевозчики делают услуги общественного транспорта качественными и доступными для всех тамбовчан
Несмотря на то, что автомобиль сегодня уже далеко не роскошь, а средство передвижения для многих тамбовчан, общественный транспорт играет в жизни большинства из нас не последнюю роль. Для примера: ежедневно в нашем городе на маршруты выходит 180 коммерческих автобусов и около 70 маршруток.

Не секрет, что нареканий в адрес его работы звучит немало: кто-то недоволен качеством пассажирских перевозок, кто-то стоимостью услуг… Тем не менее, изучая вопрос не только в роли рядового пассажира, многие из которых уверены, что предприимчивые перевозчики просто-напросто набивают карманы за счет бедных горожан, но и взглянув на ситуацию объективно, приходишь к выводу, что не все так просто, как кажется на первый взгляд. И это не просто слова, это заключения, которые позволяют сделать некоторые цифры и данные, с которыми мы предлагаем ознакомиться вам, уважаемые тамбовчане. В противном случае мы только и будем, что называется, «молоть языком» о том, как дорого у нас обходятся поездки в общественном транспорте, какие старые автобусы перевозят людей, как не соблюдаются графики движения…

Трудный хлеб

Начнем же мы вот с чего. Традиционно под занавес уходящего года в городе проводится конкурс на право предоставления услуг по осуществлению перевозок пассажиров и багажа наземным пассажирским транспортом общего пользования по маршрутам регулярных перевозок на территории городского округа – город Тамбов. Прошел конкурс и в декабре 2013 года. Его итоги не стали сенсационными ни для городской власти, ни для участников, ни для тамбовчан. Иногородних перевозчиков в нашем городе вновь не появилось, а среди победителей – знакомые все лица. Почему? Вполне закономерный вопрос. Да потому, что те, кто работает в этом бизнесе, отлично знают его особенности: сил вкладываешь на миллион, а отдача – на тысячу. В лучшем случае. И отдать такое «богатство» некому. Желающих перевозить людей сейчас уже за 13 рублей, а до 1 февраля 2014 года – за 11 просто нет. Да и потом, задумывался ли кто-то, насколько тяжелым с физической точки зрения является труд перевозчика. Для общего развития своего кругозора представьте его режим работы. Начало трудового дня – 4.30, завершение – 23.30. А что такое работать строго по графику движения? Только со стороны легко рассуждать, а подготовить автобус в рейс, выпустить его на линию и весь день проработать с огромным напряжением сил?

Теперь о доходах, которые тамбовчане почему-то считают многомиллионными. Заметим, что в нашем городе тариф за проезд в общественном транспорте является одним из самых низких в ЦФО. В тот период, пока в феврале нынешнего года он достиг планки в 13 рублей, у наших соседей в Пензе одна поездка в общественном транспорте стала стоить 17 рублей. Когда у нас билет на автобус и троллейбус обходился в 11 рублей, в той же Туле он составлял 15 рублей. Все эти цифры мы приводим для того, чтобы вы, уважаемые тамбовчане, имели хоть какое-то сравнительное представление о тарифах перевозчиков. Безусловно, вы можете возразить, что эти цифры должны быть сопоставимы с доходами людей в разных регионах того же ЦФО. Несомненно, это так, но затраты-то перевозчиков на обновление своего автобусного парка что в Тамбове, что в Пензе, что в Питере одинаковые. По словам тех, кто «варится» в этом бизнесе не первый год, новенький автобус обходится им в четыре с половиной миллиона рублей. Подержанный, конечно, дешевле – от полумиллиона до двух, но здесь нужно учитывать еще и капитальный ремонт машины. А теперь просто задумайтесь, откуда взять эти два миллиона при стоимости проезда пусть даже в 13 рублей? В процессе общения с перевозчиками мы выяснили, что расходы транспортников в структуре цены проезда составляют от шестидесяти до семидесяти процентов.

Деньги на жизнь

Вот и получается, что на многих городских маршрутах общественный транспорт работает буквально на грани выживания. Речи о каких-то гигантских прибылях просто нет – лишь бы «в минус» не уйти. А вот чтобы быть «в плюсе», перевозчику необходимо за двенадцать часов заработать как минимум шесть тысяч рублей. При этом как минимум половина идет на покупку дизтоплива. Далее – зарплата водителю и кондуктору. Если у владельца автобуса из собранных за смену шести тысяч остается одна, это уже хорошо. Представители маршрута №45, к примеру, рассказали, что именно из расчета 6-6,5 тысяч они и работают, больше здесь собрать нереально. Но в этом расчете мы не коснулись форс-мажорных обстоятельств. Автобусы, особенно с солидным пробегом, имеют такое нехорошее свойство - ломаться. Одновременно с поломкой у перевозчика возникают и дополнительные затраты на ремонт. Плюс всевозможные налоги, которые по закону платят компании-перевозчики.

Но ведь далеко не все маршруты городского общественного транспорта работают в разрезе цифры в шесть – шесть с половиной тысяч рублей. Однако это отнюдь не означает, что тамбовчане лишены услуг по пассажирским перевозкам. На помощь частным компаниям приходит муниципальный транспорт. Его работа во многом убыточная, поскольку он выполняет, как у нас модно нынче называть, социальный заказ. «Тамбовгортранс» - муниципальное предприятие, которое на некоторых маршрутах работает явно себе в убыток, но ради людей. Например, автобус маршрута №7 «Ласки – Ж/д вокзал» или маршрута №10. По сути, то же самое можно сказать и о маршруте №32 «Ж/д вокзал – Пигмент» - больше пяти тысяч рублей за 12 часов работы здесь не собирают. Всего в городе действует несколько муниципальных автобусных маршрутов. Это маршруты №№ 7, 8, 17, 32, 41, 60, 70, 108 – до Чистых прудов.

Что касается частных фирм-перевозчиков, то их на данный момент в городе насчитывается добрый десяток. На фоне практически одинаковой работы есть среди них и явные лидеры, демонстрирующие и заказчику, и тамбовчанам пример работы в непростых экономических условиях. Координатор деятельности всех транспортных компаний города - МБУ «Пассажирские перевозки» Тамбова - отмечает хорошую работу ООО «Энергоремонт-Авто», автобусы которого ходят по первому маршруту, ООО «Котовск-автотранс» с маршрутом №23. Особо отмечают в «Пассажирских перевозках» компанию ООО «Транзит 68/18», автобусы которой обслуживают тамбовчан на 18-м и 44-м маршрутах. Как нам рассказали, именно восемнадцатый маршрут – один из лучших в городе. Здесь и чистенькие обновленные автобусы, и минимум возможных нареканий к работе водителей и кондукторов. Плюс качественная работа в вечерние часы.

Вечером по городу…

Не первый год в областном центре пытаются решить вопрос с движением общественного транспорта в вечерние часы. Ведь не секрет, что корень проблемы упирается в финансовую сторону. В частных фирмах-перевозчиках, которые создавались для того, чтобы извлекать из своей деятельности хоть мало-мальскую прибыль, отлично понимают: даже получив ее днем, в ночные часы ее просто растеряют. Ведь в это время в автобусах ездит очень мало народу. Тем не менее, мало, но ездит. Поэтому увеличение интервалов движения общественного транспорта вечером – это просто необходимость, от которой никуда не деться.

Одним из вариантов выхода из сложившейся ситуации мог бы стать новый тариф под условным названием «Вечерний». Например, до восьми или девяти вечера цена поездки – тринадцать рублей, а ближе к вечеру – на несколько рублей выше. Тогда был бы смысл выводить на улицы больше маршруток и сокращать промежутки движения автобусов.

Но пока это только все на уровне слов. Хотя и эти мысли имеют все основания для воплощения в жизнь. Не так ли?

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер