Газета №24 (944), 17 июня 2014
Перейти к номеру

Условия для учителя

17 июня 2014, 03:16 Прочитали 1 494 раза
Последние изменения в сфере образования зачастую вызывают лишь охи и преждевременное отрицание еще до момента их фактической реализации
Последние изменения в сфере образования зачастую вызывают лишь охи и преждевременное отрицание еще до момента их фактической реализации. Но теперь, кажется, наступил другой момент.

Или, во всяком случае, его предвкушение

Планы… планы…

Недавно правительство утвердило «дорожную карту» изменений в социальной сфере, которые помогут сделать наши детские сады, школы и вузы чуть ли не лучшими в мире.

Изюминок – масса. Среди них, к примеру, полнейшая ликвидация очередей в детские сады к 2016 году. Для этого в нынешнем году должно быть открыто 418 тысяч, а в 2015-м - 219 тысяч мест в дошкольных учреждениях. При этом предпринимателям, которые откроют негосударственные сады, гарантируется серьезная поддержка власти.

Также к 2018 году в России предполагается открыть 250 многофункциональных центров прикладных квалификаций, где любой человек сможет получить новую профессию.

С 2015 по 2018 год Минобрнауки пересмотрит нормативные затраты на студентов. Норматив учтет не только зарплату педагогов, но и, например, форму обучения, тип вуза, наличие условий для обучения инвалидов. Но главное, что действительно способно нарисовать приятную перспективу представителям педагогической сферы, – это разработать к 2015 году программы поддержки для учителей, «работающих в сложных социальных условиях».

Возможности

не по потребностям

Чтобы понять, каких именно педагогов планируется поощрить за самоотверженность, неплохо бы разобраться с самим понятием «сложные социальные условия». Конечно, можно предположить, что эти самые условия предполагают работу с так называемыми «трудными» подростками. В принципе, любой педагог может указать вам на безусловное наличие такого ученика в своем классе.

В более широких масштабах еще с девяностых годов ключевой для ведущих стран мира являлась задача обеспечения равенства возможностей детей в получении качественного образования. В качестве наиболее эффективной системы образования рассматривалась та, в которой обеспечивается одинаково высокий уровень образовательных результатов во всех школах без какой-либо привязки к месту их расположения и контингента. То есть, по сути, эффективной может быть та школа, которая обеспечивает образовательную успешность и повышает жизненные шансы каждого ученика независимо от его начальных возможностей.

- Дети не должны быть заложниками социального или культурного статуса своих семей. Если школы работают в трудных социальных условиях, то и они, а не только гимназии и лицеи, работающие, как правило, с благополучными детьми, должны получать специальную поддержку - и методическую, и кадровую, и финансовую, - отмечает, например, Президент Владимир Путин.

Кто есть кто

В отношении возможностей учащихся психологи определили три группы собственно «проблемных» подростков. Как ни странно, сюда попали дети с аномальным развитием, с асоциальным поведением, а также… одаренные. Если первых отличает неспособность воспринимать школьную программу в должном объеме, так как они попросту ее «не тянут», вторых – невозможность заниматься систематическим учебным трудом, они фактически начинают от него «задыхаться», то «проблемным умникам и умницам» присуще равнодушие и даже неприязнь к школе, им «тесно» в школьных стенах. Как результат - конфликты такого подростка с окружением.

Говорит Алла Николаевна, учитель русского языка и литературы:

- Действительно, современные образовательные стандарты и методики никаким образом не разрешили проблему нагрузки педагога при индивидуальном подходе к обучению. Более того, максимальная нагрузка отнимает то самое ценное время, которое было бы желательно потратить, например, на индивидуальные разработки, исходящие из потребностей учащихся. Конечно, «умницам» сегодня предоставляется полная возможность самоусовершенствования и получения дополнительных знаний вне урока. Но без верного учительского ориентира это сделать гораздо сложнее. К тому же такие ориентиры педагог должен подбирать и остальным, к примеру, дотягивать тех, кто послабее.

Серьезным фактором к временной потере социальных ориентиров является еще и переходный возраст - 13-14 лет, когда потребность самоутверждения буквально выталкивает учебу на задний план. Если учесть, что показателем эффективности сегодня является тестирование ГИА и ЕГЭ по русскому и математике, несложно догадаться, что разработчики документа, по-видимому, предполагают поддержку педагога за работу с детьми мигрантов из бывших советских республик. Ведь не секрет, что трудности в их обучении связаны не только со слабым знанием русского, но и с явными проблемами в самой социализации.

Результаты не по ресурсам

Доцент, кандидат педагогических наук, преподаватель Московского государственного гуманитарного университета им. Шолохова Юрий Самохин уверен в том, что «сложные социальные условия» работы педагога также увязываются с так называемым переходом к «эффективному контракту».

- Эффективный контракт – новая форма трудового договора с работником, в котором, как заявлено, конкретизированы его должностные обязанности, условия оплаты труда, показатели и критерии, позволяющие оценить количество затраченного труда и его качество.

Если действительно придерживаться теории эффективного контракта, то вопросов возникает гораздо больше, чем возможных ответов. Например, даже результативность как таковая не всегда может являться реальным основанием для принятия решений в области образовательной практики.

Что уж тут говорить о самих индивидуальных подходах, от которых то и дело содрогаются стены мест, где проводятся педагогические планерки и заседания методических объединений. В ходе подобного реформирования и перепрофилирования современной школы родители просто утрачивают способность помочь своим детям сделать осознанный выбор образовательного пути.

Вместо заключения

Экономический подход к педагогике всегда грозит чем-то разрушительным. Ведь прежде всего учительский труд - это призвание. Хочется верить, что на этот раз прогнозируемая поддержка на деле окажется именно тем, что предполагает сам термин, а очередной показатель эффективности «дорожной карты» не станет путем к разделению учителя и ребенка, школы и семьи.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер