Газета №18 (938), 6 мая 2014
Перейти к номеру

Автобус на полном ходу

6 мая 2014, 14:20 Прочитали 1 662 раза
Несмотря на существующие проблемы, за последнее время частные фирмы-перевозчики вдвое омолодили общественный транспорт Тамбова
На своих страницах «Тамбовский курьер» с завидной регулярностью поднимает проблему работы в Тамбове общественного транспорта. Причем, когда изучаешь вопрос с большим вниманием, чем на уровне рядового пассажира автобуса, то понимаешь, что тема выходит далеко за рамки обывательских рассуждений о том, что хапуги-коммерсанты задрали цены на проезд и наживаются на бедных тамбовчанах. Тут сразу же волей-неволей вспоминается бессмертная народная мудрость про то, что хорошо только там, где нас нет. А «погружение в тему» все больше убеждает в том, что к системе общественного транспорта Тамбова эти слова имеют отношение самое непосредственное. Простые логические рассуждения с использованием реальных цифр – яркое тому доказательство.

Знакомые все лица

Рассуждение первое – после состоявшегося в декабре прошлого года открытого конкурса на право предоставления услуг по осуществлению перевозок пассажиров и багажа наземным пассажирским транспортом общего пользования по маршрутам регулярных перевозок на территории городского округа – город Тамбов (так длинно и скучно, но зато очень точно называется процесс провоза тамбовчан и их багажа в городском транспорте) перевозчики-то остались те же, что и прежде. Никто из других городов не рванул в Тамбов, чтобы возить его жителей и гостей сейчас по тринадцать, а на момент проведения конкурса – по одиннадцать рублей. Да и местных перевозчиков явно не прибавилось. Почему? Да потому, что этот бизнес на деле не шибко-то привлекателен. Те, кто с девяностых годов начали этим делом заниматься, те в нем и остались. Его даже отдать некому - других просто нет.

Почему так происходит? А представьте себе такой режим работы – начинать трудовой день с половины пятого утра и заканчивать его где-то в половине двенадцатого ночи. Я бы так не смог. И далеко не каждой фирме дано работать в таком темпе. А что такое работать строго по графику движения? В действительности это только со стороны выглядит легко и непринужденно. А на деле это гигантский труд - подготовить автобус в рейс, выпустить его на линию и весь день проработать с огромным напряжением сил.

А доходы? Судите сами. Недавно проезд в тамбовских автобусах и троллейбусах был повышен с одиннадцати до тринадцати рублей. Для сравнения: в Туле еще прошлой осенью, когда у нас билет в один автобусный конец стоил одиннадцать рублей, за поездку в автобусе платили 15 рублей. Так же, как в Костроме и Рязани. А например, в Пензе с 17 февраля нынешнего года проезд в автобусе повышен до семнадцати рублей.

Но это так, для общего развития, так сказать. Особенно если учесть, что на покупку автобуса денег что в Тамбове, что в Пензе, что в Питере придется потратить одинаково. Как рассказывают знающие люди, новый автобус обойдется перевозчику, который хочет обновить свой транспортный парк, в четыре с половиной миллиона рублей. Подержанный – от полумиллиона до двух плюс капремонт. Но что такое два миллиона при стоимости проезда в тринадцать рублей и в семнадцать – как говорится, почувствуйте разницу.

А запчасти для автобусов в Тамбове на деле выходят даже дороже многих городов, где стоимость поездки в транспорте куда как выше, чем у нас. Парадокс? Реальность.

Как нам удалось выяснить, расходы транспортников в структуре цены проезда составляют от шестидесяти до семидесяти процентов. То есть от пресловутых тринадцати рублей как минимум десять, а то и больше, улетают только так.

Цена выживания

Отсюда логично вытекает рассуждение второе – на многих городских маршрутах транспорт работает, выражаясь фигурально, на грани самообеспечения. Ведь для того чтобы не просто окупить себя, но и получить хотя бы самую минимальную прибыль, автобус должен за двенадцать часов заработать как минимум шесть тысяч рублей. Из чего складывается эта цифра? Около трех тысяч в день необходимо на дизтопливо. Плюс заработная плата водителя и кондуктора. Это, так сказать, расходный минимум. После него если у владельца автобуса из собранных за смену шести тысяч остается одна, это уже хорошо. Как рассказывают специалисты, именно из расчета шести – шести с половиной тысяч рублей за смену работают, например, автобусы на 45-м маршруте. Больше здесь собирать просто не удается.

А если автобус сломался, то автоматически возникают затраты на ремонт. Да и про всевозможные налоги и сборы, которые платят компании-перевозчики, тоже забывать не стоит.

Подпорка от муниципалитета

Рассуждение третье – есть в городе маршруты, на которых сборы не составляют и названной выше цифры. Но для этого в городе существует «Тамбовгортранс» - муниципальное предприятие, которое на некоторых маршрутах работает явно себе в убыток, выполняя, по сути, социальную функцию перевозки пассажиров. Это, например, автобус маршрута №7 «Ласки – Ж/д вокзал» или маршрута №10. По сути, то же самое можно сказать и о маршруте №32 «Ж/д вокзал – Пигмент» - больше пяти тысяч рублей за 12 часов работы здесь не собирают.

Всего в городе действует несколько муниципальных автобусных маршрутов. Это маршруты №№ 7, 8, 17, 32, 41, 60, 70, 108 – до Чистых прудов.

Частных же фирм-перевозчиков сегодня в городе насчитывается ровно десять. Безусловно, не все они работают абсолютно одинаково. Есть среди них и свои лидеры, которые показывают пример работы и в непростых нынешних условиях. Как нам удалось выяснить в МБУ «Пассажирские перевозки» Тамбова, которое занимается координацией деятельности всех транспортных компаний города, среди фирм-перевозчиков, которые вызывают не так много нареканий в своей работе, – это ООО «Энергоремонт-Авто», автобусы которого ходят по первому маршруту, ООО «Котовск-автотранс» с маршрутом №23. Особо отмечают в «Пассажирских перевозках» компанию ООО «Транзит 68/18», автобусы которой обслуживают тамбовчан на 18-м и 44-м маршрутах. Как нам рассказали, именно восемнадцатый маршрут – один из лучших в городе. Здесь и чистенькие обновленные автобусы, и минимум возможных нареканий к работе водителей и кондукторов. Плюс качественная работа в вечерние часы.

Тариф «Вечерний»

А вот это уже рассуждение четвертое – как работается общественному транспорту в вечернее время. И здесь все опять же упирается в финансовый вопрос. Фирмы, которые перевозят тамбовчан на подавляющем большинстве маршрутов, - это коммерческие организации, которые для того и были созданы, чтобы получать прибыль. Если же они будут ездить вечером с той же интенсивностью, что и утром или днем, они банально отдадут всю заработанную прибыль на расходы по обеспечению движения автобусов ближе к ночи – ведь в это время в них ездит очень мало народу. Тем не менее, мало, но ездят. Поэтому увеличение интервалов движения общественного транспорта вечером – это просто необходимость, от которой никуда не деться.

Выходом из этой ситуации вполне мог бы стать отдельный тариф для проезда в вечернее время. Например, до восьми или девяти вечера цена поездки – тринадцать рублей, а ближе к вечеру – на несколько рублей выше. Тогда был бы смысл и выводить на улицы больше маршруток, и сокращать промежутки движения автобусов.

Но пока это только мысли вслух. Правда, мысли, которые стоило бы тщательно обдумать. А вы как считаете?

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер