Газета №16 (936), 22 апреля 2014
Перейти к номеру

Внимание на село

22 апреля 2014, 14:13 Прочитали 1 112 раз
Губернатор Олег Бетин принял участие в Совместном заседании Госсовета и Совета по нацпроектам и демографической политике
Прошло оно 21 апреля под председательством главы государства Владимира Путина. Основной темой обсуждения стало обеспечение сбалансированного развития села, привлечение в него инвестиций и повышение востребованности его производственного и туристического потенциала.

В рамках работы заседания озвучивались наиболее острые проблемы села. О том, какие трудности приходится преодолевать на Тамбовщине и как складывается ситуация в регионе, рассказал в своем выступлении Олег Бетин. По его словам, проводимая в последние годы политика по подъему сельскохозяйственного производства, решению проблем продовольственной безопасности, поддержке сельских территорий уже дает результаты.

Не беспроблемно, но стабильно стало расти собственное производство продовольствия, окреп экспортный потенциал зерновых, а самое главное, в сознании людей сельское хозяйство перестало быть забытой, непрестижной сферой деятельности. Поворотным этапом здесь стали национальный проект и госпрограмма по развитию агропромышленного комплекса. Они оказали комплексное воздействие не только на производство, а на все стороны жизни на селе, стали очевидными результаты от федерально-целевых программ «Социальное развитие села до 2013 года», а также принятой в ее развитие целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014–2017 годы и на период до 2020 года».

- Невозможно выделить какую-либо самую важную проблему сельской территории и предложить ее единое для всех решение, поскольку слишком велика в нашей стране география сельских поселений и разнообразие конкретных условий их функционирования, - справедливо заметил Олег Бетин.

Выбираем сценарий

В целом сегодня, по мнению аналитиков, в сельских территориях приоритетны два основных сценария развития.

С ростом количества крупных и сверхкрупных агропромышленных объединений, созданных финансовыми структурами, сельхозпроизводители все больше становятся наемными работниками, лишаются земельной собственности и возможности участвовать в распределении произведенной продукции и полученного дохода. При государственной поддержке такие сельские поселения формируются как современные агрогородки, но их доля пока невелика, в ней, как правило, функционируют крупные, эффективные предприятия, имеется потенциал саморазвития.

На другом полюсе – традиционный уклад, основанный на мелкотоварном и нетоварном производстве в форме крестьянских, фермерских хозяйств населения. В нем занято подавляющее большинство сельских жителей, численность которых ежегодно сокращается примерно на 3 %.

Как обратил внимание губернатор, серьезный анализ и прогноз возможных последствий сложившихся тенденций развития для различных регионов и страны в целом, к сожалению, отсутствует, хотя сельские поселения сегодня охватывают 97 % площадей земель страны. Именно поэтому сформулировать предложения и разработать стратегию устойчивого развития сельских территорий – первоочередная задача, как на уровне регионов, так и на уровне государства.

Инициатива: снизу - вверх

Одно из важных направлений работы - налаживание должной координации и учета всех поступающих средств на федеральные целевые программы по устойчивому развитию сельских территорий. Чтобы не создавать дополнительных структур, Олег Иванович озвучил и попросил Президента поддержать предложение наделить Министерство сельского хозяйства полномочиями по координации на федеральном уровне всех ведомственных программ в отношении сельских территорий. В этой связи к названию «Министерство сельского хозяйства» следует добавить «и сельских территорий Российской Федерации», а также ввести соответствующие изменения, формы отчетности и критерий оценки эффективности комплексных мер.

- Такие скоординированные подходы должны быть сквозными, вплоть до поселений, и основываться не на диктате сверху, а на поддержке инициативы проживающих там людей, - подчеркнул губернатор. - По этому пути с опорой на инициативу, снизу вверх, в свое время шла европейская система устойчивого развития. Изначально ставилась задача отладки механизмов, реализации программ на местах, а лишь затем – увеличение их финансирования. Большая роль в них принадлежала некоммерческим организациям.

Занятость, дороги и зарплаты

За последние 10 лет доля занятых в традиционных отраслях сельской экономики сократилась на треть, люди стали уезжать на заработки в города.

Для занятости населения на местах должны быть целенаправленные меры по развитию кооперации, переработки, промыслов и других направлений. Ну что остается делать сельскому населению, когда даже в базовой отрасли, в сельскохозяйственном производстве, в прошлом году оказался предельно низкий уровень оплаты труда, ниже, чем в бюджетной сфере, 52 % от уровня экономики страны. При этом наблюдается огромный разброс этого показателя по регионам.

Так, если в Белгородской области данное соотношение составляет за 2013 год 100,5 процента, в Тамбовской области – 90,6 процента, в Курской области – 87,6 процента, то в некоторых других они доходят до 30–40 процентов. Здесь так же как и в бюджетной сфере, по мнению Олега Бетина, следует найти свои механизмы регулирования, например, через социальное партнерство.

Оценку труда следует делать исходя из значимости для общества производимых товаров, а объективно возникающий при этом дефицит финансирования сельского труда может быть компенсирован за счет дополнительных условий проживания и мер социальной поддержки, особенно в стратегически важных территориях. Среди таких мер могли бы быть льготы при выделении земли, кредитовании на обзаведение собственного дела или строительство дома, подведение к строениям инженерных коммуникаций.

Интересные предложения по механизму реализации инфраструктурных проектов на селе и собственному участию в этом сделаны государственной корпорацией, Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.

Неразвитость инфраструктур на сегодня является главным сдерживающим фактором развития сельских территорий. Дело в том, что сельские дороги не выдерживают современные большегрузные автомобили. После сезонных работ или строительства объектов дороги просто перестают существовать. Население по этому поводу выказывает крайнее недовольство.

- Нужна разработка нормативов по восстановлению или компенсации со стороны перевозчиков грузов за разбитые участки сельских дорог, тем более что технически обеспечить учет постоянных перевозок можно будет с введением системы ГЛОНАСС. Отчасти эта проблема могла бы решаться с большей эффективностью, чем сейчас, за счет средств Федерального дорожного фонда, предусмотренных на сельские дороги, - предложил Олег Бетин.

Так, в ходе обсуждения этой проблемы на рабочей группе было найдено компромиссное решение. Предлагается, что распорядителем этих средств должен стать Минсельхоз, а Федеральное дорожное агентство Минтранса, как и раньше, будет выполнять функции государственного заказчика. Но при этом должен быть изменен порядок, средства могут быть направлены на дороги к новым производственным объектам на селе и строящимся компактным поселениям. В существующем положении это не предусмотрено.

Специалисты - по потребностям

Не менее остра на селе и проблема общественного транспорта, это не только перевозка людей, но и доступность объектов социальной сферы, здравоохранения, образования. Интересен для этих целей опыт Белоруссии, где минимальное количество рейсов определили в зависимости от численности населения. Такой подход применим и у нас при введении на местах дотаций убыточных рейсов. Нужна будет только помощь регионам со стороны государственной лизинговой компании Минтранса в приобретении дополнительных автобусов на принципах софинансирования, то есть вернуться к некогда действующему подходу.

Новые технологии и технические средства также меняют уклад сельской жизни. За профессиональным образованием сегодня сельская молодежь едет в город и, как правило, не возвращается назад. Олег Бетин озвучил предложение разработать унифицированную методику определения потребностей в специалистах и создать в каждом регионе необходимые условия их подготовки на местах в самих сельских территориях. Такой опыт уже есть.

- Сегодня в этом плане положительно себя зарекомендовали колледж-классы, - отметил губернатор. - В них старшеклассники наряду с общей школой получают знания по программам первого курса профильного колледжа. Перспективной моделью для среднего профессионального образования населения является также кластерный подход. Суть его заключается в подготовке квалифицированных кадров под заранее определенные или планируемые рабочие места. В этом случае с первого курса студент колледжа ориентирован на конкретное предприятие, свое потенциальное место работы. Эти подходы актуальны и для высшей школы.

Успех – в диалоге

Как метко заметил глава региона, идеологию устойчивого развития сельских территорий нельзя сводить лишь к социально-экономическому развитию: «Село сегодня больше не экономическое, а социально-культурное понятие. Своей приверженностью к традициям, к здоровому консерватизму село гарантирует стабильное развитие государства, устойчивость политической системы. Село – это каркас государства. Важно не потерять сельскую культуру, которая является фундаментом ее устойчивости».

Особая задача стоит по сохранению сельской интеллигенции. Что отличает именно сельскую интеллигенцию? То, что у нее руки в мозолях. Она также работает на земле, близка к простым людям, изнутри знает их нужды и потребности, может не только влиять на общественное мнение, но и формировать его. Это особая категория людей, которая способна не только обсуждать проблемы, но и сообща с властью работать над их решением. По мнению участников заседания, это обязательно нужно учитывать при дальнейшей оптимизации социальной сферы села.

* * *

Раньше в стратегиях экономического развития и госплане в качестве локомотива всей экономики рассматривались исключительно городские поселения, промышленные производства, а сельским территориям, как следовало из документов, отводилась лишь роль поставщиков сырья, людей, дешевого продовольствия. Поэтому рассмотрение проблем устойчивого развития сельских территорий на Госсовете уже само по себе является обнадеживающим событием для будущего Российского государства.

Глава государства поручил разработать долгосрочную стратегию устойчивого развития сельских территорий.

- Рабочая группа Госсовета предлагает разработать долгосрочную стратегию устойчивого развития сельских территорий. Считаю, что такой концептуальный документ действительно нужен, чтобы власти всех уровней, общественные структуры и политические партии, бизнес имели ясное представление о тех задачах, которые предстоит вместе решать и действовать, что называется, единым фронтом, – заключил Президент.

Путин также отметил, что в таком документе речь пойдет именно «о комплексном развитии территорий, в целом, включая социальную составляющую».

При подготовке стратегии, обратился глава государства к участникам заседания, «надо проанализировать всю законодательную базу, имеющую отношение к развитию сельских территорий, учесть, что финансовая поддержка сельского хозяйства должна быть сконцентрирована на магистральных направлениях, имеющих мультипликативный эффект». «Это программы регионального развития, совершенствование инфраструктуры и систем страхования, - привел пример он. - Это образование, научные исследования, подготовка кадров».

«При этом мы не должны забывать, что село для России - это не только производство продуктов питания, - обратил особое внимание Путин. - Это свой, традиционный уклад и образ жизни, богатство нашей культуры и самобытность многонационального народа огромной страны».

Президент также призвал учесть рекомендации участников состоявшегося недавно в Волгограде съезда депутатов сельских поселений, которые «знают проблемы села лучше, чем кто-либо».

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер