Газета №14 (934), 8 апреля 2014
Перейти к номеру

Продовольствие в опасности-2

8 апреля 2014, 13:37 Прочитали 1 535 раз
Кто стоит на пути тамбовских товаров к жителям области?
Договаривайтесь сами

В одном из мартовских номеров "Тамбовский курьер" поднял тему, которая касается, пожалуй, каждого жителя области - доступности местных товаров на полках федеральных сетевых магазинов. Напомним: речь шла о том, что "сетевики" ставят жесткие барьеры между потребителем и тамбовскими товаропроизводителями, не пуская в свои супермаркеты продукты питания местного происхождения. Аграрный регион, производящий качественные, экологически чистые продукты питания, не имеет рынков сбыта внутри себя. Парадокс, но это факт. Наглядный пример: доля в общем ассортименте колбасных изделий одного из тамбовских производителей составляет от 6 до 14 процентов, продукция одного из маслосырзаводов - от 6 до 27 процентов. А с отдельными предприятиями многие "сетевики" и вовсе не работают. Можно ли их заставить и кто вправе это сделать? Есть ли вообще это самое право у кого-либо в городе или области?

В региональном управлении по развитию промышленности и предпринимательству с горечью констатируют: реальных мер воздействия на "сетевиков" пока не существует.

- Участники рынка сами строят взаимоотношения. Во многом они не административные, а больше - человеческие, на словах, - комментирует Василий Прохоров, заместитель начальника управления по развитию промышленности и предпринимательства Тамбовской области.

На практике это выглядит следующим образом. Производитель желает представить свою продукцию в одном из супермаркетов Тамбова. Делает заявку в сеть. Его товар направляется на исследования в головной офис, к примеру, в Краснодар. Но это не значит, что продукт, даже пройдя все лаборатории, сразу же окажется на прилавке. Сначала вводят пробную партию и смотрят на объем продаж. Иногда это затягивается на долгие месяцы, причем объективных причин для задержки нет.

Глава города Тамбова Алексей Кондратьев убежден:

- Если наши товары заходят в сеть и простаивают несколько суток на складе готовой продукции, то такие отношения справедливыми никак не назовешь. Хочешь зарабатывать - зарабатывай, но всем должно быть интересно участвовать в этом процессе. Начиная с фермера и заканчивая конечным реализатором.

«Просим Вас…»

Нужно признать, что и в областном центре, и в целом на Тамбовщине созданы благоприятные условия для развития торговли. И многие "сетевики", входя к нам, создавая конкурентную среду, буквально, как "пылесосы", выкачивают наши же деньги, перечисляя налоги по месту регистрации гипермаркетов. Словом, одним - все, а нам - ничего.

Единственное, что может предпринять региональная власть, - стукнуть по столу кулаком и сказать, чтобы уже завтра тамбовские товары появились на прилавках "сетей". Но это ради красного словца, а в жизни все совсем иначе. Главное оружие чиновников - письма-просьбы в адрес руководителей супермаркетов. Их текст приблизительно таков:

"…Для более полного удовлетворения покупательского спроса в качественных, натуральных товарах, создания условий для расширения рынка и поддержки местных товаропроизводителей региона администрация области просит Вас ускорить процедуру оформления договорных отношений и процесс вхождения продукции тамбовских производителей в гипермаркет…"

На них сетевики реагируют исходя из финансовых интересов. Изучив спрос на тот или иной товар, супермаркет может выставить его, а может и проигнорировать обращение. И неважно, кто просит за тамбовских предпринимателей. А на вопрос директор одного из гипермаркетов, может ли региональная власть еще как-то повлиять на более масштабное присутствие местных товаров в федеральных сетях, он, ухмыльнувшись, ответил: "Разве что физически". Собственно, вот так, свободно, нагло, самоуверенно ведут себя "сетевики" на нашей земле.

И такое обидное положение вещей возникло не на пустом месте. Дело в том, что при входе в наш регион федеральные сети обещали золотые горы, а именно отдавать приоритет нашим тамбовским товарам. А в жизни, как в сказке: пустили "лису" переночевать, а сами на улице остались. И главное, нет рычагов воздействия.

Проблема усугубляется еще и тем, что помещения большинства гипермаркетов являются их исключительной собственностью. А в своем двору, "что хочу, то и ворочу". Есть, конечно, и арендаторы. Но и здесь рано радоваться: арендуют эти "сети" не муниципальную собственность, а коммерческую.

Как же быть в сложившейся ситуации? В нынешнем правовом поле, увы, предпринять что-то в отношении федеральных торговых сетей не получится. Нужна жесткая законодательная база, где будут прописаны обязанности "сетевиков" по отношению к местным товаропроизводителям, которые пока же в буквальном смысле оказываются на улице. Ярмарки выходного дня для многих из них становятся единственным вариантом сбыта производимой продукции.

Все на ярмарку!

На ярмарках выходного дня товары в основном свои, местные. Складывается парадоксальная ситуация: наших товаров действительно много, но чтобы их купить, нужно ждать выходного дня. Почему? Ответ на этот вопрос у каждого производителя либо перекупщика свой. Да и причин, заставляющих в любую погоду людей стоять на улице в надежде хоть что-то продать, предостаточно.

На ярмарках и продуктовых рынках много продавцов-одиночек, которые привозят сюда то, что вырастили сами. У них просто нет таких объемов, которые смогут удовлетворить "сетевой аппетит". Но ведь, кроме одиночных продавцов, предлагающих то, что они вырастили сами, есть еще и индивидуальные предприниматели, хозяйства, фирмы либо люди, чье производство могло бы потенциально пополнить полки федеральных торговых сетей.

Внимания заслуживает тамбовский мед. Ведь проблема его реализации уже несколько лет тревожит пчеловодов. И дело вот в чем.

- В сети мед отдавать невыгодно. Они скупают его за копейки, и жди, пока они его продадут. Если реализуют, то заплатят, если нет - вернут товар. И денег я не заработаю, и время потеряю, - рассказал один из пчеловодов Кирсанова.

Не так просто продать свой товар и другим тамбовским производителям. Представители мичуринского экспериментального центра "М-КОНС" отмечают, что федеральные сети ставят очень жесткие условия для реализации их товара:

- Требуют соблюдать определенные условия поставки, но мы не можем поставлять столько товара, чтобы закрыть все их магазины. Они хотят, чтобы мы продавали товар по более низкой цене, но мы не можем так снижать цену, потому что наш продукт полностью натуральный. Он не может стоить совсем копейки. Причем это с федеральными сетями такие проблемы, с региональными работать намного проще. Мы активно сотрудничаем с местными сетями, поставляем им наши товары.

Неоднозначна ситуация и с местными колбасными продуктами. Ряд мясоперерабатывающих комбинатов Тамбова испытывают трудности с реализацией товара, опять же, прежде всего, в федеральных торговых сетях:

- Сети ставят жесткие условия для поставки товаров и сильно завышают цену. А мы не можем продавать колбасные изделия по такой цене, вот и приходится работать на ярмарках или искать другие пути реализации товара. Да и сам договор они составляют очень жестко, мы просто не можем выполнить его условия.

Тамбовское по выходным

Ольга Максимова утверждает, что на ярмарку приходит, потому что здесь заметно дешевле, чем в тех же самых сетевых магазинах. А супруги Ильины говорят, что будут каждую субботу запасаться провизией на ярмарке или на рынке, потому что здесь они могут купить натуральные продукты:

- В магазинах нас одной гадостью кормят. То же самое молоко - кто знает, что оно содержит? Да и непонятно, чем обрабатывают фрукты и овощи. Мы лучше купим их у той же бабушки, которая сама это вырастила. Ну и что, что неизвестно, где была эта картошка, мы и в магазинах это не узнаем. А тут все свое.

C маркировкой «Эко»

Ставку на "свое" делает сегодня все больше и больше тамбовчан. Приходит понимание того, что на плодородной земле, в экологически чистом регионе производятся полезные продукты питания. А вот путь к ним попросту перекрывают гипермаркеты. Между тем интересно обратиться к мировому опыту и посмотреть, как у них "там" обстоят дела с доступностью экологичных продуктов питания. На сегодняшний день объем их продаж в мире оценивается в 30-35 млрд долларов. Основными рынками органических продуктов питания являются Германия, Великобритания, Франция, США, Канада и Япония. При этом на Западе экологически чистые продукты стоят в 1,5-3 раза дороже обычных.

В Америке и Европе к концу прошлого столетия производители экологически чистой продукции стали получать господдержку и расширять площади под посевы. Особо это проявляется в Германии, Швейцарии, Голландии, Дании. В 1989 году в России стартовала программа "Альтернативное сельское хозяйство", однако отечественный рынок не был готов к появлению таких продуктов, в итоге программа продержалась около двух лет.

В Европе все обстоит несколько иначе, например, в Германии в супермаркетах можно без проблем найти продукты с пометкой "Bio", это является гарантией того, что продукт выращен в органических условиях.

В последнее десятилетие натуральная еда стала трендом, целые сети "здоровых" магазинов разворачиваются во многих европейских городах. А в Белоруссии, где не желают отставать в этом плане от мировых тенденций, в последнее время стали появляться в магазинах наименования "Натуральный продукт". Биопродукты становятся не только модным увлечением последнего десятилетия, поклонников у "чистой" еды в мире с каждым годом становится все больше, особенно в Европе и США. Радует, что ежегодный рост мирового рынка биопродуктов составляет 20 процентов: так что рано еще предрекать сельскохозяйственным отраслям спад.

Европейским лидером по производству и потреблению экопродуктов считается Германия. В Берлине, Гамбурге и других немецких городах уже не один год успешно работают магазины, специализирующиеся на биоассортименте. Да и "подсевшие" на здоровое питание немцы предпочитают закупаться именно в таких магазинах, а не в супермаркетах, даже если там есть целые отделы с "зеленой" едой.

Растет спрос на биотовары и в Испании, где соотношение цены и качества одно из самых лучших в Европе. Во всех крупных сетевых супер- и гипермаркетах есть соответствующие отделы. Одной из самых популярных среди экомагазинов считается сеть Hierbolario, где многие испанцы предпочитают покупать мед, травяные чаи, витамины и прочее.

Во Франции, по данным социологов, четверо из десяти жителей страны хотя бы раз пробовали биопродукты. Славится Франция своим биовином, в котором отсутствует сахар, красители и биодобавки. В Великобритании помимо биоотделов в супермаркетах и биомагазинах появились еще и биокафе. Правда, стоимость большинства экологически чистых товаров в Европе в 2-2,5 раза выше обычных.

Все под контролем

В Европе и США действует система сертификации биопродукции, что гарантирует потребителю качество сырья и способа переработки. Основными принципами, по которым продукты могут получить приставку "био", "эко" или "органик", были сформулированы в США в 80-х годах прошлого века. Их основная заповедь - полное отсутствие минеральных удобрений, пестицидов и ГМО. Впрочем, на сегодняшний день в европейских странах действует более жесткая система контроля производства биопродуктов. В ряде стран, в частности в Германии, Франции и ряде других, требования к биопродуктам регулируются законодательными актами как ЕС, так и национальным законодательством. Сертифицирующие органы постоянно проводят регулярные и внеплановые проверки производителей и магазинов.

В последние годы бурно растет рынок биотоваров и в России. Становится все больше предложений, порой и не совсем обычных, например, предлагается биодичь и биорыба. Правда, законы сертификации не изменились. В нашей стране пока еще нет закона, регулирующего сферу производства биопродукции. Отрасль пищевой промышленности функционирует, по сути, вне правового поля.

Согласно ГОСТу в России узаконены только пометки "Без пестицидов" и "Без консервантов". Маркировать продукты такими пометками производитель может только в том случае, если есть подтверждение Минсельхоза или Минздравсоцразвития РФ.

Рассматривать европейский опыт, безусловно, полезно. Однако стоит ли примерять его на себе, учитывая несовершенство нашего правового поля, в рамках которого развиваются торговые отношения. Борьба с сетевыми компаниями за предоставление места на полках местным производителям разворачивается не только на Тамбовщине. Это проблема - общероссийская. Вот почему усилий одних лишь региональных властей в решении этой проблемы недостаточно. Нужна политическая воля и усилия федеральной власти. Надеемся, они не заставят себя долго ждать.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер