Газета №6 (926), 11 февраля 2014
Перейти к номеру

Контракт по закону

11 февраля 2014, 17:18 Прочитали 1 056 раз
Федеральный закон №44 должен сделать максимально прозрачными бюджетные закупки
Как известно, новый год приносит новые заботы и новые законы. Не стал исключением и 2014-й. Именно с его приходом обрел силу ФЗ №44 о контрактной системе. Этот закон стал полноправным преемником 94-го Федерального закона, правда, разбавил его рядом новшеств. Каких именно, в этом нам сегодня помогут разобраться эксперты. Пока же немного истории. Как известно, Президентом РФ был подписан новый Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», призванный заменить ФЗ № 94, вызывавший множество нареканий со стороны участников процесса и контролирующих органов. Заметим, что претензии к 94-му были совершенно справедливыми: начиная с 2010 года, поправки в него вносились 27 раз.

Улучшить ситуацию пытались многие ведомства и структуры, которые предлагали свои версии закона, – ФАС, Минэкономразвития, общественные организации. Дело сдвинулось с мертвой точки только в мае 2012 года. Именно тогда нормотворческий орган – Минэкономразвития – сформулировал текст закона и передал его на рассмотрение в Госдуму. 19 марта законопроект был принят нижней палатой российского парламента во втором чтении. И уже 22 марта 2013 года в третьем чтении Госдума поставила финальную точку.

- Новой сменой ФЗ №94 стал его аналог ФЗ №44, в который внесены некоторые изменения. Если старое законодательство регламентировало исключительно фазу размещения муниципального и госзаказа, то во вновь принятом законе уделили внимание стадиям планирования закупок, а также исполнению контрактов, - отмечает руководитель УФАС по Тамбовской области Елена Гречишникова. – Однако стоит признать, что на данном этапе закон пока сыроват, нет практики его применения, а потому, скорее всего, его ждут многочисленные правки.

Между тем давайте все-таки посмотрим, какие же новшества и для кого установил ФЗ №44. Итак, появились новые способы закупок: двухэтапный конкурс, ограниченное участие в конкурсе, запрос предложений. Какой подходит вашему учреждению, организации, ведомству - все зависит от вида товаров, услуг, сумм контракта и конкретной ситуации. В обязательном порядке необходимо обеспечивать заявку и контракт, если только вы не работаете с единственным поставщиком. В законе № 44 разрешено участникам запроса котировок находиться рядом в момент вскрытия конверта. Закон № 94 позволял приобретать одноименную продукцию не больше чем на 500 тысяч рублей за один квартал. Законом 44 предусмотрено проведение годового объема закупок посредством осуществления запроса котировок в размере 10 процентов от объема средств, которые будут вложены во все закупки заказчика по плану-графику. Однако данная сумма не должна быть более 100 миллионов рублей за год. Также законом № 44 предусмотрено ограничение закупок у единственного поставщика, выбор которого делает заказчик без проведения конкурентных процедур, прежде всего – по «малым закупкам». Всего с единственными поставщиками можно заключить контрактов до 100 000 рублей не более 5% от всех средств, на которые заказчику разрешено в текущем году заключить контракты на закупку товаров, работ, услуг. Данные ограничения не распространяются на закупки для нужд сельских поселений.

- Что мы считаем правильным в новом законе, так это наличие реестра банковских гарантий, - продолжает руководитель УФАС по Тамбовской области Елена Гречишникова. – Дело в том, исполнение муниципального контракта предполагает гарантии, но довольно часто недобросовестные участники закупки просто обманывают заказчика, заявляя гарантии, которые не существуют. Сейчас сделать это будет гораздо сложнее.

Кроме того, по словам эксперта, в новом формате будет действовать и реестр недобросовестных поставщиков. Если раньше фирма попадала в «черный список», а ее учредители могли быстренько перерегистрироваться и спокойно участвовать в размещении заказа, то сейчас в реестр попадут не только юрлица, но и их учредители, а также исполнительный орган. По сути эта мера – еще одна гарантия для заказчика получить товар либо услугу необходимого качества.

Но заказчикам расслабляться рано. Им нужно быть готовыми к тому, что документооборот с принятием нового закона заметно увеличится. Как это будет происходить, пока не совсем понятно. Время, а главное, практика покажет.

- Что еще немаловажно, так это то, что ФЗ №44 расширил перечень лиц, которые вправе обжаловать действия организаторов торгов или закупок. Сегодня в системе госзакупок мы говорим об общественном контроле за использованием бюджетных средств, - говорит Наталия Колодина, заместитель руководителя - начальник отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти УФАС по Тамбовской области.

И несколько слов о перспективах развития контрактной системы в области госзакупок. Если ФЗ №94 основным способом размещения заказа определил аукцион, то вновь принятый ФЗ №44 предусматривает все-таки конкурс. Более того, планируется переведение его в электронный формат. Его преимущества очевидны: экономия средств, времени участников закупки, членов комиссии, заказчиков, но главное - данная форма проведения конкурсных торгов снижает шансы заинтересованных лиц вмешаться в процесс. А это – еще один мощный заслон для развития коррупции.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер