Газета №4 (924), 28 января 2014
Перейти к номеру

ЭксКурс в историю

28 января 2014, 15:19 Прочитали 1 423 раза
Новый учебник истории должен помочь растить объективных патриотов
С единым подходом

В России наконец-таки появилась концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории. Она станет основой для линейки учебников и методических пособий, которые скоро появятся в школах. Ее авторы - коллектив специалистов: ученые, преподаватели ведущих вузов и школьные учителя. Документ был утвержден на президиуме Российского исторического общества в конце октября. Пять месяцев его обсуждали на круглых столах, в прессе и в сети Интернет. И вот что из всего этого вышло. Историки пришли к пониманию того, что в преподавании истории должны использоваться единые подходы. Но значит ли это, что наступит время единомыслия, казенного, идеологизированного - словом, похожего на то, что было почти век назад? Однозначно нет! По крайней мере, это обещал Президент Владимир Путин:

- Речь совершенно о другом: о единой логике преподавания истории, о понимании неразрывности и взаимосвязи всех этапов развития нашего государства и нашей государственности, о том, что самые драматические, неоднозначные события - это неотъемлемая часть нашего прошлого. И при всей разности оценок, мнений мы должны относиться к ним с уважением, потому что это жизнь нашего народа, это жизнь наших предков, а отечественная история - основа нашей национальной идентичности, культурно-исторического кода.

Заслуженный учитель России, учитель истории и обществознания лицея №21 г.Тамбова Елена Попова также убеждена, что единый подход — это, прежде всего, научный подход к объяснению спорных вопросов отечественной истории:

- Он должен основываться не на субъективном мнении того или иного учителя истории, зачастую пристрастном и эмоциональном, а на анализе фактов, установленных профессиональными историками! В наши дни издается много популярной, но не всегда качественной литературы по истории, телеканалы предлагают документальные фильмы на историческую тему, невольно формируя все новые и новые стереотипы в историческом мышлении зрителя. Учитель тоже подчас поддается этой информационной волне и переносит это на свои уроки. Единый подход — это не единомыслие, а защита от субъективизма в преподавании «спорных» вопросов, когда одна точка зрения на проблему того же учителя истории, например, выдается за единственно верную!

Объективный взгляд

Действительно, разработчики новой концепции учебно-методического комплекса по отечественной истории видели ее стержнем, прежде всего, объективность и непредвзятость, уважение к собственному прошлому и любовь к своей Родине. Кстати, потребность в появлении учебника истории, основанного именно на таком подходе, в нашей стране возникла уже давно. Как заметил доцент кафедры управления развития образовательных систем ТОИПКРО Игорь Кирсанов, первые попытки написать такой учебник в современной России приходятся на 2007-2008 гг.:

- Учебник в двух частях для старшей школы все-таки увидел свет, но не стал преобладающим, поскольку отражал историю России, с ярко выраженной позиции национальных интересов.

Нынешняя концепция, на основе которой будет писаться учебник истории для российских школьников, взвешенная, нейтральная, спокойная, при всем при этом не ущемляет национальные интересы. Сформирован перечень так называемых «спорных вопросов», по которым ожидается непредвзятая дискуссия вокруг наиболее неоднозначных событий истории. Способны ли нынешняя концепция и будущий учебник истории решить одну из основных образовательных задач – вырастить не только умного гражданина, но и патриота? Игорь Кирсанов считает, что при определенном подходе да. Но:

- Нельзя на учебник истории смотреть как на панацею патриотического воспитания. Это всего лишь один из компонентов, но, заметим, довольно важный. Нынешняя концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории вселяет в нас осторожный оптимизм, что больше внимания в курсе отечественной истории будет уделено достижениям нашей страны и ее народа. Ребенок должен понимать, что на каждом этапе своей многовековой истории его Родина сталкивалась с серьезными вызовами времени. Но несмотря на все, у нас имеется позитивный опыт преодоления многих, в том числе и глобальных проблем.

Словом, школьный курс истории должен помочь выработать у выпускника своеобразный иммунитет на все те предвзятые трактовки отечественной истории, которые время от времени появляются в мире.

Истории много - времени мало

А вот удастся ли педагогу заложить твердый исторический фундамент в сознании школьника, будет зависеть, по мнению заслуженного учителя РФ Елены Поповой, уже не от учебника, а от способов работы с ним учителя и учеников, от методов преподавания и организации работы в классе и дома:

- Тупое заучивание наизусть даже самого наилучшего текста не даст ничего развитию исторического мышления, да и самой личности ученика. «В споре рождается истина!». Если уроки истории будут основаны на таких спорах, дискуссиях и всестороннем анализе событий прошлого, можно не беспокоиться за то, что у нового поколения россиян сформируется объективная и не предвзятая, самостоятельная оценка прошлого.

Далее Елена Валентиновна приводит простой математический подсчет. В принятом и утвержденном Историко-культурном стандарте один только раздел «История России в XX веке» содержит 122 информационных единицы, которые должны быть усвоены школьниками.

- Ведь прежде, чем спорить и доказывать что-либо, надо хорошенько изучить факты! – продолжает Елена Попова. - Но учебный план отводит на тему «История России в XX веке» 40 часов в 9 и столько же в 11 классах. Столь сжатые сроки позволяют лишь поверхностно изучить на уроке сложный, информационно насыщенный текст любого, даже самого прекрасного учебника! Мы надеемся получить не отдельный учебник, а полноценный учебный комплекс — с хрестоматиями, атласами, интерактивными тестами, пособиями для ученика и учителя. Не только в бумажной, но, прежде всего, в электронной форме. Это поможет максимально сэкономить драгоценное время урока для обсуждений и дискуссий.

Ждем учебник

На создание учебника, по мнению министра образования, потребуется минимум 1,5-2 года, но в течение этого срока концепция обязательно будет работать и применяться в школе. Повысить свою квалификацию должны будут свыше 60 тысяч учителей истории. В ЕГЭ в 2014 году будут только задания, соответствующие концепции.

Пока же в Историческом обществе постоянно идет обсуждение. Впереди - объявление конкурса на создание материалов, которые лягут в основу нового учебника истории. Вообще, не исключено, что на основе разработанной концепции это будет не один учебник, а несколько его вариантов. Но как бы там ни было, в Кремле не исключают, что в сентябре 2016 года учебник уже может появиться в школах.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер