За труды тяжкие
Согласитесь, намного приятнее дать в руки сыну или дочери свою медаль, а не листок с баллами ЕГЭ. Большинство медалистов прошлых лет до сих пор бережно хранят эту награду, чтобы с гордостью передать ее будущему поколению. Именно честно заслуженная медаль представляет для своего владельца особую ценность.
Одновременно большинство специалистов-психологов склонно считать золотую медаль злом. По их мнению, она разрушает личность и подрывает здоровье ребенка, желающего ее получить. Не секрет, что пути ее получения всегда представлялись довольно тернистыми. Ученик постоянно перенапрягается, фактически живя на грани своих физических и психических сил. Результатом такого достижения становится то, что в будущем у человека даже малейшая жизненная неудача начинает восприниматься как глобальная катастрофа и жизненная драма. Конечно, это хорошо, когда ребенок учится на одни пятерки, не напрягаясь. Другое – если он трясется над каждой четверкой, чтоб, не дай Бог, без золотой медали не остаться. Здесь давление не только на детскую психику, но и на учителя отчасти. Как же он может отличнику Диме поставить тройку? Вот и чертит учитель ему оценку аккуратно в журнал карандашиком, чтобы при первом удобном случае ее можно было стереть. Одновременно соседу по парте такую же тройку выводит ручкой. Как же тут не зародиться ненависти и осуждению во внутриклассной среде?
Не секрет, что порой гонки за медалями сводились просто к абсурду. Прежде всего, они были нужны школам в качестве престижа, а еще – родителям, которые давили на ребенка и за счет его успеха пытались повысить свой общественный статус или же просто компенсировать за его счет свои собственные неудачи.
С психологами трудно не согласиться. Однако разве не напоминает описание психологических страданий и физических мучений в стремлении получить медаль сегодняшние муки школьника в достижении заветных баллов ЕГЭ?
Медальки на корочки
Министерство образования и науки РФ уже в этом году решило отказаться от вручения медалей выпускникам. Оно не предусмотрено Федеральным законом «Об образовании». Теперь успешным выпускникам станут выдавать аттестаты с отличием. Безусловно, свой практический смысл медали сегодня утратили именно из-за этих егэшных баллов, от которых зависит удачное поступление выпускника в желаемый вуз. Уже в 2000 году для абитуриентов от медалей не было толку. Все одинаково сдавали вступительные экзамены. Тогда ребятам объясняли, что если на последнее свободное место будет выбор медалиста или выпускника с синим дипломом, тогда предпочтение окажется на стороне медалиста. Только вероятность была невелика.
Наряду с этим, по мнению представителей Минобрнауки, в последние годы медали стали выдаваться в таком огромном количестве, чем этот некогда почетный знак был попросту дискредитирован в глазах общественности.
Для того чтобы получить аттестат с отличием, школьнику также придется постараться. Самое главное – пройти успешно государственную итоговую аттестацию и по всем предметам получить итоговые оценки «отлично». С этого года меняется и цвет обычных аттестатов. Выпускники девятого класса получат документ фиолетового цвета, а не кофейный, а одиннадцатиклассники - сине-голубого вместо прежнего синего.
На откуп местной власти
Единственным шансом уцелеть для медалей остается желание местных властей. Новый закон не запрещает в любом городе, районе или даже самом учебном заведении учреждать награды для школьников, которые в полной мере проявили свои способности. Только само Министерство образования к этому поощрительному знаку уже не будет иметь никакого отношения.
Вера Епифанова, директор гимназии №7 им. святителя Питирима епископа Тамбовского:
- У нас в этом году на медали идут двенадцать выпускников. Очень обидно, что, добиваясь долгие годы успехов в обучении своим трудом, упорством и настойчивостью, честно и добросовестно зарабатывая высокие оценки по предметам, они не получат заслуженной награды. Дети принимают участие в олимпиадах, научно-практических конференциях, конкурсах, в полной мере показывают свой широкий кругозор, начитанность и эрудицию, - это дети, которые действительно достойны медали. Жаль, что сегодня золотые и серебряные медали потеряли свое истинное значение. Только высокой моральной ценности, на мой взгляд, они все равно не утратили. Относительно нашей гимназии могу сказать определенно: если мне удастся найти медали, я их обязательно приобрету для выпускников. Пока же сложность состоит в том, что попросту неизвестно, где и каким образом их можно заказать.