Газета №36 (904), 3 сентября 2013
Перейти к номеру

Вода по мерной ложке

3 сентября 2013, 17:44 Прочитали 1 447 раз
Вслед за соцнормами на электроэнергию в России могут запустить похожий эксперимент с водой
Вслед за соцнормами на электроэнергию в России могут запустить похожий эксперимент с водой. Концепцию реформы Минрегион должен разработать до конца нынешнего года.

Задача осложняется тем, что нормы на свет некоторые территории у себя раньше уже вводили, а вот с водой подобных опытов не было. К тому же электросчетчики прописались в квартирах россиян уже очень и очень давно, а вот водомеры для большинства все еще подозрительная новинка.

Что нас ждет?

В распоряжении правительства о переходе на соцнормы потребления коммунальных услуг в качестве даты старта эксперимента по воде значится 1 января 2015 года. Но первый этап реформы - введение норм на электроэнергию, намеченное на начало 2014 года для всей страны, - затянулся. 1 сентября эксперимент стартует лишь в пилотных регионах. Так что с водой, возможно, спешить не будут.

Тем не менее, Минрегион уже готовит необходимые документы. Конкретных цифр пока нет, но общая логика понятна. Базовые нормы воды планируется определять на основании данных о реальном фактическом потреблении населения, как и в случае со светом.

Если применительно к электроэнергии было принято решение определить шесть групп, по которым делились все домохозяйства, то в случае с соцнормой на воду может потребоваться более гибкая дифференциация. Не исключено, что регионам будет дано право при необходимости вводить дополнительные категории.

Обязательно будут сохранены такие категории потребителей, как жильцы аварийных и сильно изношенных домов. Для них нормы потребления воды будут больше, как и в случае с электроэнергией.

Причина и следствие

Главным аргументом в пользу перехода на соцнормы в сфере электроснабжения был большой объем перекрестного субсидирования, когда тарифная нагрузка перекладывается с населения на других потребителей - промышленные предприятия. В случае с водой ситуация другая.

Главная проблема сферы водоснабжения - высокий уровень износа основных фондов и несоответствие воды стандартам качества. По разным оценкам, требованиям не отвечает от 50 до 64 процентов проб воды. Если говорить о региональных показателях, то ситуация не намного лучше общероссийской.

За 1 полугодие 2013 года из артезианских скважин, снабжающих тамбовчан питьевой водой, было отобрано 600 проб на бактериологические и 592 пробы - на санитарно-химические исследования. Из первой партии не соответствовали нормам 2,5 процента, а из второй - 34,3 процента проб. История наблюдений показывает, что если по бактериям вода у нас хуже не становится, то другие негативные показатели (железо, жесткость) растут от года к году. Причем основное загрязнение воды идет в процессе ее транспортировки по сети и по трубам уже внутри самого дома, особенно если он относится к старому фонду.

- Из разводящей сети было исследовано 1873 пробы воды на санитарно-химические показатели и 3867 проб - на бактериологические, из которых не отвечали требованиям СанПиНа 22,37 и 5,35 процента проб соответственно, - подчеркнули в Роспотребнадзоре.

Возвращаясь к теме соцнорм, обратим внимание: по задумкам законотворцев, за счет того, что небольшая часть населения будет тратить больше воды, чем предусмотрено нормой, и больше платить, появятся дополнительные средства, которые можно будет направить на решение проблемы износа инфраструктуры.

Сами коммунальщики реформу поддерживают. По мнению замгендиректора по сбыту, закупкам и тарифообразованию "Росводоканала" Георгия Болдина, введение социальной нормы потребления холодной воды позволит стимулировать экономное отношение к воде среди частных потребителей и, как следствие, снизить нагрузку на сети.

Конечно, снижение полезного отпуска воды приводит к снижению выручки ресурсоснабжающих организаций, а значит, и ограничению их возможности по модернизации сетей водоснабжения и водоотведения. Но разница в оплате в пределах социальной нормы и выше, по словам Болдина, позволит компенсировать выпадающие доходы предприятий.

Эффективность и реальность

Стоит напомнить, что относительно недавно в правила предоставления коммунальных услуг внесли изменения, которые снимают с населения обязанность каждый месяц предоставлять сведения об объемах потребления коммунальных ресурсов. При этом, чтобы начислять платежи по соцнорме, нужно каждый месяц не просто снимать показания, а еще и разделять, сколько света или воды человек потратил в пределах нормы и сколько сверху. Важный момент заключается и в том, что в отличие от электросчетчиков водомеры стоят внутри квартир, а значит, коммунальщикам либо придется ходить по квартирам, причем каждый месяц в одно и то же время, либо внедрять системы дистанционного сбора показаний. И то и другое связано с большими издержками, которые, как прогнозируют независимые эксперты, вряд ли смогут перекрыть эффект от перехода на соцнормы.

Кстати, говоря о перспективах введения соцнорм на воду, нужно учитывать, что если счетчики электроэнергии в России установлены практически во всех домах и квартирах, то с приборами учета воды ситуация гораздо хуже. В лучшем случае показатель едва дотягивает до 50 процентов.

По данным областного управления ТЭК и ЖКХ, показатель установки водомеров на холодную и горячую воду - соответственно 31 и 39 процентов. Медленно продвигается работа в Мичуринске, Рассказово, ряде других муниципалитетов. Статистика неумолима - тамбовчане сомневаются, что норматив по воде будет меньше реальных показателей потребления. И отчасти с этим можно согласиться. В целом ряде домов области попросту нет систем рециркуляции (по-простому обратки). Чтобы увидеть горячую воду из крана, приходится ждать не один десяток минут. А платить по счетчику за формально горячую, а потому недешевую, но на деле ледяную воду никому не хочется.

Срок, до которого нужно было установить счетчики, прошел, но так как никаких административных санкций за нарушение этого требования не предусмотрено, граждане особо не торопятся.

Рост тарифов решает все?

Совершенно очевидно, что давно пора приводить в порядок инфраструктуру, только это позволит получать потребителям качественную воду. Это требует немалых вложений. Возникает вполне резонный вопрос: где брать деньги? Их может дать бюджет, но муниципалитеты, которые, строго говоря, отвечают за состояние коммунальных объектов, на 90 процентов едва сводят концы с концами. Второй вариант - установить адекватные тарифы.

Для людей, которые платят за воду по счетчику, это будет стимулом экономить. То есть задача бережного отношения к ресурсам, о которой столько говорят, будет решена. Людям, которым платежи окажутся не по карману, будет оказываться адресная поддержка от государства.

Для этого потребуется усовершенствовать порядок предоставления субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг. Сейчас из-за массы существующих ограничений, в том числе связанных со стандартами, которые принимают субъекты Федерации, субсидии выплачиваются около десяти процентам домохозяйств. На самом деле помощь надо оказывать гораздо большему количеству. Как минимум, двадцати-тридцати процентам. Как предполагает целый ряд аналитиков, такой подход будет более эффективным в решении проблем ветхости и изношенности водопроводных сетей страны.

Если государственная казна должна выделять больше средств на субсидии при выросших до рыночной цены тарифах, то основная тяжесть финансирования инфраструктуры ляжет на тех, кто льготы получать не будет.

Как ни крути, какой бы способ латания прохудившихся водопроводных сетей ни был бы избран, источником решения коммунальной беды, так или иначе, станет карман рядового россиянина.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер