Газета №36 (904), 3 сентября 2013
Перейти к номеру

Рабочие руки для будущего

3 сентября 2013, 17:41 Прочитали 1 153 раза
На Тамбовщине обсудили пути развития системы подготовки квалифицированных кадров и прикладных профессий
Жизнь не стоит на месте. Развивающаяся большими темпами промышленность сегодня требует не только современного оборудования, но и работников с соответствующими умениями, которые могли бы на нем работать. Отголоском прошлого века становятся механические станки с кучей обслуживающих рук. Сегодня по большей части все автоматизируется. Однако и "умные" машины нуждаются в знающих людях.

На минувшей неделе в Котовске на конференции, посвященной сфере развития системы подготовки кадров и формирования прикладных квалификаций, встретились директора и педагоги учреждений среднего профессионального образования, руководители предприятий, а также представители объединений работодателей. Почетным гостем мероприятия стала директор Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и дополнительного профессионального образования Минобрнауки Наталья Золотарева.

Четыре «кита» профессионального образования

Директор Департамента рассказала нам о четырех основных аспектах, которые должны учитываться при подготовке рабочих кадров сегодня. Первый - это развитие содержания технологий. По мнению Натальи Золотаревой, современные ребята должны готовиться к профессии таким образом, чтобы приобретаемые умения соответствовали потребностям регионального рынка труда и мировым стандартам.

Второй аспект - это развитие частно-государственного партнерства, подготовка кадров для промышленности, что невозможно без активного участия промышленности в той сфере.

Третий - обучение на протяжении всей жизни. В настоящее время взрослые люди с серьезным опытом работы все больше проявляют активность в получении нового образования. Поэтому система профессионального образования должна предоставлять им такую возможность. Появление университетов "серебряного возраста" характерно и для системы профессионального технического образования. Создание центров профессиональных квалификаций нацелено на обучение по коротким программам, которые обеспечивают промышленность сегодня теми кадрами и той квалификации, которые нужны.

Четвертый аспект - это обеспечение студентам социальной защиты. Система среднего профессионального образования всегда была построена таким образом, что помогала студентам входить во взрослую жизнь. И сегодня эта задача не теряет своей значимости. Благодаря ей ребята могут получить навыки предпринимательства, а также умение работать в команде, ориентироваться на результаты. Все это - как раз то, что позволяет современному человеку быть успешным по жизни.

Прицел в будущее

Если говорить о перспективах, то система профессионального образования уже вступила в пору реформ. Начиная с того, что уже в прошлом году все учреждения системы профессионального образования были переданы на региональный уровень. Таким образом, сегодня создалась уникальная ситуация, когда регион может самостоятельно планировать, какие кадры ему нужны, в каком количестве и по каким специальностям. Это позволяет максимально эффективно использовать те образовательные учреждения и те ресурсы, которые уже имеются.

- Государство, со своей стороны, в формате целевых программ поддерживает те точки роста, которые видятся необходимыми, - говорит Наталья Золотарева. - С 2007 года реализовывался приоритетный национальный проект развития образования, где ключевой точкой роста было развитие взаимодействия образовательного учреждения и промышленности. В 2011 году было запущено продолжение национального проекта, в котором Тамбовская область принимает участие. Она одна из тридцати областей, которые получили субсидию на развитие региональной системы профессионального образования. Ключевой точкой роста здесь было развитие системы профессионального образования как системы в целом. Это оптимизация сети образовательных учреждений и развитие взаимодействия с бизнес-сообществом на уровне регионов в целом.

В нашей области сейчас созданы и успешно действуют механизмы, которые позволяют управлять профессиональным образованием как системой. Следующая точка роста - это создание сети многофункциональных центров прикладных квалификаций, которые готовят специалистов по коротким, адресным эффективным программам профессионального обучения. К 2018 году в соответствии с дорожной картой по реализации Указа президента в стране должно появиться 350 таких многофункциональных центров, которые будут обеспечивать эффективную подготовку под потребности промышленности. В этом году во всех регионах проведена подготовительная работа. Где-то уже такие организации созданы, где-то имеются планы на следующий год. В любом случае, это лишь вопрос времени.

Молодые руки

Котовский индустриальный техникум сегодня готовит как раз тех молодых специалистов с рабочими руками, которые так необходимы на Тамбовщине. Здесь и современное оборудование, и новые модели обучения. Мы поинтересовались у преподавателя техникума, бывшего инженера-конструктора, Виктора Никоноренкова: готовы ли работодатели принимать к себе сегодняшних выпускников.

- Готовы. Наши заводы нетканых материалов очень ждут наших специалистов, - говорит Виктор Никоноренков. - Они у меня там работают начальниками. Мои ученики уже все начальники. Здесь, в Котовске, мои ученики работают начальниками производства. Сегодня многие из них открыли свои акционерные общества по выпуску, к примеру, пищевой продукции. Остальные, к сожалению, выезжают в Москву. Они отправляются туда, где высокие зарплаты. Здесь большая нехватка таких кадров, как механики, электрики, химики-технологи. Эти профессии сегодня очень востребованы.

Получается, что нехватка рабочих специальностей в нашей области по большей части не обусловлена слабой подготовкой специалистов. Здесь важной составляющей остается незаинтересованность молодых людей служить на благо малой Отчизне за низкую оплату труда.

Заместитель главы администрации области Николай Горденков так прокомментировал ситуацию:

- На сегодняшний день, по нашим представлениям, мы выстроили систему управления профессиональным начальным, средним, а также с участием высшего профессионального образования, которое осуществляется в отдельных наших колледжах и техникумах. Самым важным вопросом является привлечение работодателей и в целом тех людей, которые занимаются теми или иными отраслями производства. В этом году по поручению главы администрации области мы подошли к созданию на территории региона системы кластеров профессионального образования.

С учетом развивающихся направлений по промышленности, по аграрному сектору, вполне понятно, что невозможно сегодня обучить человека какой-то профессии и на всю оставшуюся трудовую жизнь оставить его без переквалификации или повышения квалификации. Для того чтобы сделать конкретного выпускника конкурентоспособным, ему нужно дать знания сразу по нескольким профессиям. А что делать? Такова жизнь. И только в этом случае человек станет конкурентоспособным на выбранном рынке труда.

При этом Николай Горденков признал тот факт, что не все останутся в Тамбовской области, кто-то уезжает в другие регионы. По его мнению, главной проблемой на сегодняшний день остается взаимодействие с работодателями.

- К сожалению, пока еще не все готовы к тому, что должны активно участвовать в подготовке специалистов своей базой, оборудованием и специалистами, которые конкретно занимаются практической работой. Однозначно, что систему еще предстоит выстраивать. Частью она есть - где-то больше, где-то меньше, но верное направление уже задано, и тому подтверждение - сегодняшний приезд директора Департамента министерства образования, занимающегося непосредственно этими проблемами.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер