Газета №35 (903), 27 августа 2013
Перейти к номеру

Не драки ради

27 августа 2013, 17:22 Прочитали 1 473 раза
В селе Атманов Угол Сосновского района возрождаются народные традиции
Нематериальное наследие

Издавна в селе Атманов Угол на Троицын день и в день престольного праздника Успения Пресвятой Богородицы проходили кулачные бои, получившие название "Атмановские кулачки". В честном бою "стенка на стенку" сходились жители села Атманов Угол и соседних сел. Чаще всего атмановские мужики бились с жителями соседней Вихляйки, а впоследствии и между собой - полсела на полсела. Раньше Атманов Угол делилcя на порядки, названия которых жители помнят и сегодня. Так вот они и бились друг с другом "стенка на стенку": порядки Вшивка, Поволжье и Крым против Терешат, Соловьят и Села.

Задачей боя было прогнать команду соперников на их сторону села. После этого бой прекращался. По одной из версий, традиция кулачных боев родилась из борьбы за хорошие сенокосы: лучшие доставались победителям. Так что бои происходили нешуточные.

Традиция "кулачек" сохранилась и после Великой Отечественной войны. Тогда еще, как рассказывают старожилы села, соблюдались строгие правила ведения боя: упал боец - его не бьют, поднял руку - тоже бить нельзя. За соблюдением этих правил следили сами бойцы. И такого, чтоб они нарушались, не случалось.

- Ведь злобы-то друг на друга не было, - поясняют местные жители.

Однако постепенно эти правила забывались, бои становились все более жесткими, и в результате, когда из спортивной забавы кулачки начали превращаться в драку, проводить их и вовсе перестали.

И вот двадцать лет спустя по инициативе некоммерческого партнерства "Атмановские кулачки" традицию решено было возродить. В прошлом и позапрошлом году в селе Атманов Угол на Успение Пресвятой Богородицы вновь прошли народные праздники с традиционным кулачным боем "стенка на стенку". Причем бились их участники по установленным в далекой древности негласным правилам: вести бой честно ("по любви"), "взашей" и "в тыл" не бить, "с крыла" (то есть сбоку, когда соперник этого не видит) не заходить, лежачего не бить, ногами тоже не бить и "закладок" (то есть предметов, способных усилить удар или нанести увечье) не иметь.

В нынешнем году "Атмановские кулачки" были признаны ЮНЕСКО объектом нематериального культурного наследия народов Российской Федерации. Причем эти традиционные игры стали первыми в реестре объектов нематериального культурного наследия народов нашей страны.

В этом году они проводились в селе Атманов Угол уже второй раз. Их организаторами выступили администрация Тамбовской области, некоммерческое партнерство "Атмановские кулачки", Тамбовское общество любителей краеведения, Федерация исконных забав и этноспорта России, Тамбовская региональная федерация традиционного рукопашного боя, ТОГБУК "Научно-методический центр народного творчества и досуга", научно-методический центр культурной антропологии ТГМПИ им. С.В. Рахманинова. Среди "зачинщиков" мероприятия нельзя не назвать православный молодежный фольклорный театр "Покровская слобода" и Сосновский районный Дом культуры в селе Атманов Угол - без их участия праздник не был бы по-настоящему народным. Ведь "Атмановские кулачки" - это не только кулачный бой "стенка на стенку", а настоящие народные гуляния с плясками, песнями, народными играми и молодецкими забавами.

День первый

Организаторы, участники и гости "Атмановских кулачек" начали съезжаться на место будущего действа заранее. Поселились они в палаточном лагере, разбитом на краю села Атманов Угол. Причем не только из разных городов и районов Тамбовщины, но и из других уголков нашей страны. В этом году в Атмановом Углу встретились специалисты из Москвы и Подмосковья, из Вологодской, Самарской и Воронежской областей и даже из Пермского края и Ханты-Мансийского автономного округа.

Несмотря на то, что основное мероприятие состоялось в субботу, накануне гостей праздника тоже ожидала насыщенная программа. Девушки из православного молодежного фольклорного театра "Покровская слобода" и волонтерского отряда "Бумеранг" под руководством кандидата филологических наук, руководителя Научно-методического центра культурной антропологии ТГМПИ имени Рахманинова Людмилы Евтихиевой плели венки, пели народные песни и готовили для бойцов кушаки. Оказалось, что это тоже очень непростая работа. Например, для того чтобы сплести пояс "косичкой", нужно было участие сразу четырех девушек: одна держала будущий кушак с одной стороны, а три другие, взявшись за концы веревочек, "хороводили", заплетая их в "косичку".

Приехавшая чуть позже из Рассказово народная умелица Наталия Максимова показала девушкам еще один способ плетения - методом "дерганья", который девушки быстро освоили. Наталия провела мастер-класс не только по плетению, но и по катанию специального мяча для игры в лапту. Оказалось, что раньше в лапту играли специальным мячом, изготовленным из шерсти. Технику валяния таких мячей Наталия Викторовна освоила самостоятельно, правда, на изготовление первого своего мяча для лапты она потратила шесть часов. Теперь времени на это ей требуется меньше, но руки все равно устают.

- Раньше такие мячи валяли несколько человек, по очереди, передавая мяч из рук в руки: сначала шерсть в ладонях катал один человек, дальше продолжал другой и так далее, - пояснила Наталья Викторовна.

Пока девушки занимались рукоделием, молодые люди готовили площадки и инвентарь для проведения народных игр, таких, как клек, чиж, свайка, перетяжки, стрельба из лука, лапта, шалыга, рюхи (или "городки"). После того, как площадки были готовы, на них пригласили гостей и волонтеров, чтобы познакомить их с правилами традиционных народных игр и дать возможность самим принять в них участие.

Некоторые из гостей с удивлением узнали, что многие из наших традиционных народных игр очень напоминают собой хорошо всем известные виды спорта. Например, шалыга очень похожа на современный футбол, но с несколько другими правилами и другим мячом, кстати, куда более тяжелым, чем футбольный. А свайки очень похожи на любимый многими дартс, только бросать в ней надо большие гвозди так, чтобы они воткнулись в сваи - то есть в бревна, из которых были сложены когда-то избы. Так что эта игра требует не только меткости, но и силы. Играть в традиционные народные игры оказалось не менее интересно, чем в современные, но несколько сложнее, так как для участия в них требовалось куда больше силы и ловкости.

Завершился первый день праздника фолк-вечеринкой у большого костра - народные песни звучали в палаточном лагере до глубокой ночи.

День второй

С самого утра субботы в селе Атманов Угол развернулась широкая ярмарка. Здесь можно было купить мед, соленья и варенье, выпечку, медовуху и квас, а также самые разные изделия народных умельцев: домотканые салфетки и полотенца, украшения из бисера, плетеные корзины и другую домашнюю утварь, тряпичные куклы и обереги. В большом ассортименте была представлена на ярмарке, конечно же, и необычная узелковая кукла "Ломец - атмановский боец". Праздничное настроение создавали фольклорные коллективы из разных уголков Тамбовщины.

На праздник съехалось огромное количество гостей. В торжественном открытии приняли участие, в частности, глава Сосновского района Вячеслав Чуканов, начальник управления по физической культуре, спорту и туризму области Михаил Белоусов, а также член правления Федерации исконных забав и этноспорта России Анатолий Тедорадзе, принимавший активнейшее участие в организации мероприятия.

- То, что сегодня происходит, - это возрождение наших народных традиций, которые исконно были на нашей Сосновской земле. Надеюсь, что "Атмановские кулачки" станут центром притяжения не только для жителей нашего района и нашей родной Тамбовщины, но и других регионов России, а может, и ближнего зарубежья, - сказал Вячеслав Чуканов. - Поэтому я всех вас хотел бы поздравить с этим праздником и 85-летием нашего Сосновского района, в котором всегда были живы культурные традиции.

- Мы повернулись лицом к спорту, чтобы доказать, что Россия может не только всех "перепить", но и показать всем непревзойденную крепость духа и мощь российского спорта. Возрождение народных традиций - это возрождение нашего духа, - заметил, обращаясь к участникам мероприятия, Михаил Белоусов. - Мне хотелось бы сказать огромное спасибо всем сельчанам и устроителям этого праздника за то, что здесь, в селе, вы сохраняете российский дух.

- Мы вышли далеко за рамки села - в этом году "Атмановские кулачки" будут представлены в Санкт-Петербурге на Всемирных играх боевых искусств, - сообщил собравшимся на праздник Анатолий Тедорадзе. - Отрадно, что они воодушевляют не только бойцов, жителей села и фольклорные коллективы, но и вдохновляют художников, скульпторов.

В подтверждение его слов тамбовский скульптор Дмитрий Сарычев продемонстрировал всем свою скульптуру "Кулачный боец", вручив ее инициатору возрождения "Атмановских кулачек" и создания одноименного некоммерческого партнерства Владимиру Топоркову.

После этого праздник продолжился сразу на нескольких площадках. В центре состоялось чествование жителей села Атманов Угол. Возле Дома культуры развернулся курагод "Боярское колесо" - здесь состязались в мастерстве творческие коллективы: кто кого переиграет, кто кого перепоет, кто кого перепляшет. Так что весь день звучали задорные частушки, играли гармонисты, пели и плясали любители народных песен и плясок. Одновременно повсюду были организованы различные народные игры для детей и состязания по традиционным народным видам спорта. Мальчишки с удовольствием играли в лапту, чижа, рюхи, клек и свайки, осваивали стрельбу из лука, мерялись силой в "перетяжках" и умом, решая задачки по русским шашкам. Ребята постарше и взрослые играли в шалыгу и состязались в "борьбе за-вороток". В "борьбе за-вороток" приняли участие бойцы со всей страны. Боролись они, как и положено, на траве. По результатам соревнований была сформирована команда из шести человек, которая примет участие во II Всемирных играх боевых искусств, которые пройдут в северной столице в октябре текущего года.

На смену борцам в центр площадки вышли подростки, чтобы принять участие в молодецких забавах. Эти игры назывались "молодецкими" потому, что в них играли только юноши. Ведь участие в таких играх требует не только ловкости, но и силы, и выдержки, и отваги.

Завершился праздник кулачным боем "стенка на стенку". По сложившейся традиции, первыми вышли в центр плясуны, певцы и гармонисты, которые "задирали" друг друга частушками. Затем наступила очередь собственно кулачного боя. Первыми на него вышли самые юные бойцы - мальчишки лет десяти, а то и младше. Затем наступила очередь подростков. И, наконец, "стенка на стенку" сошлись в кулачном бою взрослые бойцы. Вокруг них плотным кольцом стояли зрители и болельщики. Это было, пожалуй, единственным отступлением от традиций, - раньше кулачные бои проводились "на просторе", а женщины и дети остерегались подходить к бойцам слишком близко.

Завершился бой, как и полагается, "замирием". Причем "замирие" происходило не только за общей трапезой, как в старину, но и на "ратном поле": после того, как гости разъехались, организаторы и участники мероприятия задержались, чтобы навести порядок: сложить торговые палатки, убрать оставшийся мусор и так далее. И все это они делали сплоченно и весело, делясь впечатлениями от прошедшего праздника. Хорошему настроению не помешала даже непогода - к вечеру небо затянуло тучами и начался дождь, который лил до утра. Домой с "Атмановых кулачек" все возвращались с твердой уверенностью, что через год они встретятся здесь снова.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер