Газета №35 (903), 27 августа 2013
Перейти к номеру

Стандарт для образования

27 августа 2013, 17:19 Прочитали 1 315 раз
В этом году около девяти тысяч ребятишек в нашей области впервые отправятся в новую для них страну знаний
В этом году около девяти тысяч ребятишек в нашей области впервые отправятся в новую для них страну знаний. Но кроме них еще десятки тысяч тех, для кого школа стала привычной частью жизнью. Как же она выглядит сегодня, а главное, что будет представлять собой в ближайшем будущем?

Уходят последние дни августа. Для школ области этот период - особенно напряженный. В наступающем учебном году им предстоит принять более 90 тысяч учеников. Всего по области с 1 сентября начнут работать 473 общеобразовательных учреждения (так на современном языке чиновников от образования называются школы) - около сотни основных и 380 филиалов. В настоящее время идет процесс приемки школ к учебному году. Специалисты выражают полную уверенность, что к назначенному моменту все будет готово.

По стандарту

Особое внимание в образовании сегодня уделяется введению новых государственных образовательных стандартов и предстоящему введению стандарта дошкольного образования. Кстати, за последние три года на создание современных условий обучения, соответствующих новым требованиям, в школы региона из федерального и областного бюджетов направлено около трех миллиардов рублей. В нынешнем году - еще более одного миллиарда.

По новому стандарту с 1 сентября будут обучаться тридцать тысяч юных жителей области. Так что же они собой представляют? Прежде всего, новый подход к организации обучения. Если раньше ребенка в школе учили, то новые стандарты направлены на то, чтобы научить ребенка учиться самостоятельно. Это не означает, что его бросают на произвол, совсем нет.

В рамках эксперимента новые стандарты уже были введены в прошлом учебном году в некоторых школах нашей области. Мы поинтересовались впечатлениями от нововведения у завуча лицея №21 Тамбова Аллы Бобковой. И вот что она нам рассказала:

- Посещая уроки учителей начальных классов нашей школы, которые работают по новым стандартам, я вижу, как меняется место учителя в учебном процессе. От роли руководителя на уроке учитель переходит к роли взрослого, который сопровождает ученика в его самостоятельном познании нового. Учитель-мастер (а именно такие педагоги работают у нас в лицее) так построит урок, что созданная искусственно проблема становится толчком к раскрытию внутренних возможностей ученика. Правильно спланированный учебный процесс позволяет ребятам самостоятельно анализировать ситуацию и прогнозировать свою деятельность.

В 21-м лицее с первого класса ребенок вовлекается в процесс проектирования. Например, в программе предмета "Технология" часть часов отводится именно на проекты. На время выполнения проекта создаются небольшие группы - по семь-восемь человек, которые учатся работать в команде. Например, в марте ученики второго класса выполняли проект по выпуску журнала о весне. В команде были свои поэт, художник, редактор. Кто-то подбирал загадки о весне, кто-то тематические приметы. Результатом работы стало представление изготовленного журнала своим одноклассникам. Другая команда готовила газету-поздравление мамам к Международному женскому дню. Такая совместная деятельность - это тоже часть новых образовательных стандартов.

- Новый стандарт - это индивидуальный подход к каждому ребенку, - продолжает Алла Бобкова. - Одна из целей федерального государственного образовательного стандарта начального образования - развитие личности в ее уникальности и неповторимости. Для того чтобы дать каждому ребенку раскрыть свои способности, предусмотрена активная внеурочная деятельность. В нашем лицее для младших школьников действуют такие программы дополнительного образования, как "Звонкие голоса", "Введение в психологию", "Спортивный час", "Умники и умницы", "Поиграй-ка", "Слово о родном крае", "Радость познания", "Волшебная сила театра", "Фантазия", "Граждановедение". Круг программ расширяется с каждым годом в зависимости от того, что хотят родители.

Алла Бобкова уверена, не стоит родителям бояться новых стандартов. Ведь детям придется жить в новом, быстро меняющемся информационном обществе. И если школа вместе с родителями не даст ребенку навыки для самостоятельной "настройки" своей жизни, то после школы он окажется беспомощным в современном мире.

Бизнес в стиле «агро»

В прошлом учебном году на Тамбовщине приняла первых учеников уникальная школа - школа агробизнеса в селе Татаново Тамбовского района. Здесь ребятам не читают скучные лекции о природосберегающих технологиях и не запугивают последствиями экологических катастроф. Их учат любить родную землю, работая на этой самой земле.

Прошел всего один учебный год, но уже сегодня можно говорить о высоких результатах. К примеру, это видно по пришкольному участку. Одни учителя, без помощи детей и родителей, сделать его таким не смогли бы. Здесь стоят теплицы, в которых уже дозревают самые настоящие арбузы. Причем бахчевой урожай - не первый в этом году. С этих же грядок чуть ранее были собраны петрушка и редис. А уже в сентябре ребята Татановской школы будут наслаждаться вкусом собственных арбузов.

В этом году все сельские жители жалуются на плохой урожай болгарского перца на своих огородах. Но в теплицах школы агробизнеса растут замечательные крупные перцы, и их там немало. Урожай огурцов в школьных теплицах - третий по счету в этом году. Поэтому в школьной столовой всегда есть свежие овощи.

Ребята сами разрабатывают бизнес-проект по выращиванию цветочной рассады. В феврале-марте начинается выращивание своей рассады для того, чтобы весь год, начиная с ранней весны, клумбы цвели постоянно. Вот так, опытным путем, у детей формируются своего рода бизнес-основы, когда они понимают, что если использовать землю разумно и рационально, то с одной грядки за год можно собрать несколько урожаев.

Не только работа на грядках

Не оставляет равнодушными никого из приезжающих в школу великолепный отдел ландшафтного дизайна. Все фигурки на нем из живых растений. Неподалеку на территории школы расположились другие, не менее интересные результаты совместных задумок педагогов и ребят: цветочно-декоративный отдел, отделы овощных, полевых, ягодных культур, плодовый сад. Вначале, благодаря современному программному обеспечению, дети разработали эти проекты в 3D-графике. Пока это первый опыт, но сейчас сами ребята говорят о том, что на следующий год все будет намного лучше и красивее. Фантазии местных школьников нет предела.

Особый предмет гордости школы - знаменитая фитостена. Сегодня у местных школьников появилась уникальная возможность проследить путь развития растения с самого начала. Ребята выращивают будущие сельскохозяйственные культуры буквально из пробирки.

Для того чтобы привить ученикам любовь к земле уже в начальных классах, на пришкольной территории есть такое ноу-хау, как флористическая азбука. Здесь выращивают самые разные цветы, а рядом с каждым растением на палочках прикреплены буквы. Действительно, замечательная задумка. Ведь уже с сентября группы предшкольной подготовки и первые классы будут не только изучать буквы, но и одновременно с азбукой учиться разбираться в живых растениях. Причем названия растений здесь написаны как на русском языке, так и на латыни. Выражаясь официальным языком, одновременно происходят образовательный процесс и научная деятельность.

- Конечно, в одиночку добиться подобного просто невозможно, - признается директор школы Ольга Илларионова. - Нам в этом смысле повезло. Мы сотрудничаем и с Мичуринским аграрным университетом, и с Тамбовским государственным университетом имени Державина, и с учреждением дополнительного образования "Бионика".

По словам Ольги Илларионовой, в школе проходит конкурс на лучший опытный участок начальных классов. Территория поделена на зоны для каждого класса. Зимой ребята вместе с учителями работали над проектом внутри школьных стен, а весной вынесли его на свежий воздух.

- Проектная деятельность как раз и подразумевает под собой формирование общего видения, постановку определенной задачи и планирование путей к ее достижению, - говорит директор школы. - Здесь существует очень тесная связь между учителями, детьми и родителями. Ведь именно здесь школьники работали вместе с папами и мамами, которые приходили на участки, сажали растения, ухаживали за ними.

Ради будущего

Сегодня некоторые села не только в Тамбовской области, но и по России в целом буквально находятся на грани выживания. На этом фоне ярким пятном выделяется идея создания и развития подобных учебных заведений.

- Наша цель - чтобы молодое поколение вышло из стен школы в жизнь инициативными, творческими людьми, способными реализовать свои идеи и легко адаптироваться в обществе, - говорит Ольга Илларионова. - Во время учебы в нашей школе ребята близко соприкасаются с наукой и замечательными идеями, которые могут заинтересовать их по жизни. Они ездят на научные конференции, занимаются бизнес-проектами, и им это интересно. Я знаю, что наши дети могут грамотно составить бизнес-проект и защитить его на любом уровне.

При этом никто не говорит о том, что в Татановской школе дети получают ограниченное одним направлением образование. Ведь наряду с основными предметами ребята занимаются здесь спортом, танцами, пением, декоративно-прикладным творчеством. Но при этом сквозь весь процесс обучения красной нитью проходят темы природы, любви к земле. Основная цель такой работы - возрождение села. Как считает начальник областного управления и науки Наталья Астафьева, если мы сейчас не будем заниматься обучением школьников в реальной среде, то возвращаться в села будет попросту некому. А само обучение должно проходить в гармонии природой. Поэтому у областной власти есть серьезные намерения распространять опыт Татановской школы.

- В этом году в области произойдет удивительное событие, - рассказывает Наталья Астафьева. - 1 сентября будет введена в строй Избердеевская школа Петровского района - школа АгроЭкоТехнологий. Речь идет о том, чтобы на примере изучения технологий, связанных с садоводством, с производством продуктов питания, воспроизводством природных ресурсов, воспитывать новое поколение рационально мыслящих, понимающих современную жизнь людей. То есть здесь, на своей малой Родине, наши дети смогут найти свое призвание в жизни. Новая школа уникальна. Она станет настоящим ресурсным центром для сельских школ всей области.

Новые школы - новые кадры

Если еще недавно основными "орудиями труда" учителя и ученика в классе были только доска и мел, то сейчас кабинеты тамбовских школ оборудованы самой современной техникой. А это означает и перемены в кадровом составе педагогических коллективов. Новые стандарты, новые требования - все это непременно ведет и к пересмотру традиционного подхода к своей профессии самих учителей.

Сегодня на Тамбовщине в отрасли образования работает более семнадцати тысяч педагогов, большинство - школьные учителя. При этом, по оценкам специалистов, пусть и небольшими темпами, но стала происходить замена педагогов в солидном возрасте, на их молодых коллег, идет обновление кадрового состава. Сегодня учителям, которые работают на пенсии, предлагается выйти за штат и заняться вопросами наставничества. Молодому педагогу действительно на старте своей профессиональной деятельности это необходимо. Кстати, по сравнению с тем же 2011 годом, на два процента увеличилась доля молодых учителей со стажем до пяти лет. Сегодня она составляет одиннадцать процентов от общего числа педагогов. Однако и сейчас количество учителей, уходящих на заслуженный отдых, не компенсируется молодыми специалистами. Поэтому дефицит педагогических кадров в тамбовских школах все еще налицо.

Шкала комфорта педагога

Два раза в год институт повышения квалификации вместе с управлением образования и науки проводит социологическое исследование для того, чтобы изучить положение молодых педагогов в школах. Предыдущее исследование проводилось в 2011 году. Весной 2012-го было проведено второе исследование, которое охватило не только молодых специалистов, но и их руководителей. Это было сделано для того, чтобы выяснить и отношение руководителей к молодым специалистам. Группа, с которой проводилось исследование, - это молодые педагоги до двадцати пяти лет.

Молодым специалистам задавали вопрос: каким они видят в целом свое материальное положение? В 2012 году девяносто три процента опрошенных оценили его как вполне нормальное, благополучное, то есть на жизнь, по их словам, им хватает. При предыдущем опросе таких было меньше на десять процентов.

Немаловажный вопрос для сферы образования - почему молодые учителя вообще идут в школу? В прошлом году семьдесят процентов согласились с тем, что деятельность педагога - призвание. В настоящее время солидарны с таким мнением почти девяносто процентов респондентов.

Не менее интересным показателем является и отношение общества к профессии учителя. Численность педагогов, считающих, что отношение общества к их профессии улучшилось, возросло аж в пять раз, и в два раза сократилось число несогласных с этим.

Домик для учителя

Если верить результатам исследования, качество жизни молодых педагогов повысилось. Только по-прежнему не менее острой остается проблема жилья. В целом более половины участников исследования считают, что это одна из главных трудностей в жизни современного учителя.

Сегодня для молодых педагогов предусмотрены реальные выплаты на улучшение жилищных условий. В 2012 году такие социальные выплаты получили 38 человек. За первое полугодие текущего года 43 молодые семьи в сельских территориях нашей области получили свидетельства на приобретение жилья. Неплохим шансом обрести собственное жилище является сегодня для педагогов льготный ипотечный кредит. Его суть в том, что двадцать процентов от стоимости жилья компенсирует государство. Недостающую сумму педагог может взять в кредит под 8,5 процентов годовых. В этом году регион готов поддержать 66 молодых учителей.

Школы на буксире

На протяжении последних лет в системе образования поддерживались лидеры педагогических коллективов. Однако сегодня становится очевидным, что ставка только на образовательных лидеров не может улучшить ситуацию во всей образовательной сфере. Зарубежные и отечественные исследования, а также собственный опыт показывают, что стратегии, которые используются сильными школами для собственного развития, абсолютно не подходят для слабых школ. Они не могут их использовать по целому ряду объективных причин.

Под определением "слабые школы" следует понимать, что это учебные заведения, которые показывают стабильно низкие результаты. Это совсем не значит, что они плохие, неуспешные или запущенные. Дело в другом - такие школы находятся в проблемной ситуации и нуждаются в дополнительной поддержке. Такие школы, а также школы с устойчиво высокими результатами в работе планируется включить в проект в первом полугодии текущего года, когда успешно работающая школа по согласованию со школой с низкими результатами вместе будут подавать заявку на разработку программы перехода в эффективный режим работы. Фактически, сильные школы будут помогать слабым, как в свое время в школах существовала практика, когда сильный ученик брал "на буксир" отстающего.

Вместо заключения

Еще несколько дней, и для десятков тысяч тамбовских школьников прозвенит первый в новом учебном году звонок. И где бы они ни учились - в областном центре или далекой деревне, сегодня благодаря политике областной власти у них есть реальная возможность получить хорошее образование, которое поможет им стать достойными гражданами своей большой и малой Родины.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер