Газета №34 (902), 20 августа 2013
Перейти к номеру

Невозвратные билеты

20 августа 2013, 17:01 Прочитали 1 495 раз
Кому будет выгодно железнодорожное нововведение
Министерство транспорта выступило с инициативой законодательно разрешить использовать на железнодорожном транспорте так называемые "невозвратные билеты". Подготовлены и уже прошли первые согласования соответствующие правки в Устав железнодорожного транспорта. В октябре законопроект должен попасть в правительство, а оттуда - в парламент. Таким образом, новый вид железнодорожных билетов может появиться уже с начала следующего года.

В пояснительной записке к законопроекту говорится, что он будет выгоден людям, которые заранее планируют свои поездки. В транспортном ведомстве также считают, что нововведение позволит пользоваться железнодорожным транспортом тем, чей достаток недостаточно велик: поездка в купе им может обойтись не дороже, чем проезд в плацкартном вагоне.

Суть билета

В чем же суть новшества? В настоящее время пассажир, купивший билет на поезд, может его сдать и получить обратно заплаченные за него деньги или хотя бы их часть. Например, сдавая билеты более чем за восемь часов до отправления поезда, пассажир получает столько же, сколько за них заплатил: ему полностью компенсируют и стоимость проезда, и стоимость места. При сдаче билета менее чем за восемь часов, но более, чем за два часа до отправления, пассажиру полностью компенсируют стоимость проезда и половину стоимости места. Если билеты сдаются менее чем за два часа, то пассажиру вернут лишь стоимость проезда. Более того, вернуть часть средств, затраченных на билет, можно, даже опоздав на поезд. Для этого надо обратиться в кассу не позднее, чем через двенадцать часов, если речь идет о междугороднем сообщении, или не позднее, чем через три часа, если несостоявшаяся поездка заграничная.

Между тем, продать возвращенные в последние минуты билеты трудно, а иногда и вовсе невозможно. В итоге железнодорожная компания терпит убытки. При этом ежегодно россияне возвращают примерно семь процентов всех купленных билетов. Почти треть из них - для проезда в купе, спальных вагонах или вагонах класса "люкс", перевозки в которых государством не субсидируются. В минувшем году, например, было сдано около 2,8 миллиона таких билетов. Тарифы на проезд в купе, СВ и вагонах "люкс", в отличие от тарифов на проезд в плацкартном вагоне, государством не регулируются. Поэтому в цену таких билетов перевозчик закладывает и свои риски, в том числе и риск вернуть деньги за неиспользованный билет пассажиру, а вместо него перевезти воздух разумеется, бесплатно.

В купе = в плацкарте

В связи с этим и появилась идея ввести такие билеты, которые нельзя будет вернуть. Точнее, сдать билет будет можно, однако деньги за него назад уже не получишь даже частично. Закладывать в цену этих билетов вышеназванные риски было бы нелогично. Поэтому и стоить они должны дешевле обычных. Согласно законопроекту, невозвратные билеты должны быть дешевле возвратных как минимум на двадцать процентов. Максимум не обозначен, и железнодорожники говорят о возможности снизить цену наполовину.

- С целью установления потенциально привлекательной для пассажиров цены на "невозвратный билет" представляется целесообразным установить для "невозвратного билета" скидку на уровне пятидесяти процентов от стоимости "возвратного билета". Таким образом, стоимость "невозвратного билета" приблизится к стоимости билетов в регулируемом сегменте (плацкарте и общих вагонах), - считает начальник правового управления ОАО "Федеральная пассажирская компания" Андрей Бусев.

Невозвратные билеты должны будут составлять не более половины всех билетов с тем, чтобы у пассажира оставался выбор, рисковать ему, покупая более дешевый билет (а невозвратные билеты можно будет приобрести только заранее), или заплатить дороже, но иметь возможность сдать билет и вернуть потраченные на него деньги.

Стоит сказать и о том, что в плацкартных и общих вагонах невозвратные билеты вводить не планируется. К тому же получить деньги обратно будет можно и за невозвратный билет, но только в нескольких случаях, когда пассажир в отмене поездки не виноват. Например, если поезд отменен перевозчиком или если пассажир заболел и заблаговременно уведомил о своей болезни перевозчика.

Один билет по цене двух

Тамбовчанам готовящееся нововведение пришлось по душе.

- Это будет выгодно при поездке на юг, тем более если путевка уже куплена или место в пансионате забронировано, - считает один из моих собеседников. - Такие поездки все равно планируются заблаговременно и почти никогда не отменяются.

- Многие тамбовчане регулярно ездят на работу в Москву. Если график работы уже четко установлен, то они ничем не рискуют, заранее покупая билет - ведь так или иначе на работу они в этот день все равно поедут. Им такое нововведение будет очень выгодно, - считает другой житель областного центра.

Однако против нововведения выступил Союз потребителей России. Представители этой организации считают, что нововведение может вызвать "правоприменительный хаос" и привести к росту цен на обычные, возвратные билеты. Например, перевозчик может поднять обычные тарифы, относительно которых и снизить цену на невозвратные билеты примерно до того порога, на котором сейчас находятся возвратные. Кроме того, определенную выгоду перевозчик может получить, дважды продав один и тот же билет. Например, купил пассажир невозвратный билет и опоздал на поезд.

На следующей станции на его место сел другой пассажир - уже по обычному билету. А деньги, полученные за оба билета, достаются перевозчику.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер