Газета №33 (901), 13 августа 2013
Перейти к номеру

«Черное золото» растет в цене

13 августа 2013, 16:46 Прочитали 1 235 раз
Прокормить «железного коня» становится все сложнее
Бензин и солярка все-таки подорожали

Автолюбители наверняка заметили, что за последние две-три недели на автозаправочных станциях неоднократно менялись ценники. Бензин, стоимость которого долгое время не менялась, а если и менялась, то незначительно и иной раз даже в сторону уменьшения, начал вдруг стремительно дорожать. Причем особенно заметным этот процесс стал в последние две недели.

Цены на бензин и дизельное топливо всколыхнулись в середине июля. За неделю с 15 по 21 июля, по данным Росстата, автомобильный бензин в среднем по России подорожал на 6 копеек, или на 0,2 процента. При этом бензин более высокого класса подорожал сильнее - на 12 копеек (на 0,4 процента). Дизельное топливо за это время поднялось в цене совсем незначительно - на 3 копейки (или на 0,1 процента).

На следующей неделе скачок цен стал более очевиден: с 22 по 28 июля дизельное топливо в целом по России подорожало на четверть процента, то есть на 8 копеек за литр, а бензин - на полпроцента (АИ-92 на 14 копеек, АИ-95 на 16 копеек). По сообщению Росстата, в течение этой недели удорожание бензина было отмечено в 59 центрах субъектов. Сильнее всего цены скаканули в Иваново - на 2,8 процента. В 23 регионах нашей страны цены на горючее пока еще оставались на уровне предыдущей недели, а в Южно-Сахалинске бензин даже подешевел.

Но спустя неделю волна докатилась и до них. В период с 29 по 4 августа цены на бензин остались на уровне прошлой недели лишь в 17 регионах России, а в 66 было отмечено его подорожание. Особенно ярко этот процесс проявился в Ханты-Мансийске, где цены на бензин выросли на 4,1 процента, в Самаре, где они поднялись на 4 процента, и в Ярославле, где подорожание составило 3,2 процента. В среднем по России бензин АИ-92 вырос в цене на 1,3 процента (или на 37 копеек к уровню прошлой недели), АИ-95 - на полтора процента (или на 46 копеек). Дизельное топливо подорожало еще на четверть процента.

Таким образом, за последние три недели бензин АИ-92 в общей сложности подорожал на 53 копейки, или на 1,9 процента, а АИ-95 - на 73 копейки, или на 2,4 процента. Меньше всего подорожало дизельное топливо - на 19 копеек (0,6 процента).

В результате самые высокие цены на бензин сложились Анадыре, Якутске, Петропавловске-Камчатском, Магадане и Салехарде, а самые низкие - в Назрани и Кемерово, где АИ-95 стоит около 29,5 рублей за литр. В среднем по России, по данным Росстата, на 5 августа бензин АИ-92 стоил 28 рублей 81 копейку, АИ-95 - 31 рубль 74 копейки, дизельное топливо - 31 рубль 13 копеек.

Как у нас

Тамбовские АЗС держали цены на бензин и солярку довольно долго. В течение недели с 15 по 21 июля, когда поднялась волна подорожания, стоимость дизельного топлива и бензина АИ-92 в среднем по Тамбову, как свидетельствуют статистические данные, не изменилась. Подорожал лишь бензин с октановым числом 95 и выше: с 29 рублей 89 копеек до 29 рублей 98 копеек. Он у нас поднялся в цене в среднем на 9 копеек, или на 0,3 процента, то есть меньше, чем в среднем по России.

Примерно еще на столько же бензин АИ-95 подорожал и на следующей неделе. 29 июля он уже стоил в среднем 30 рублей 9 копеек за литр. Одновременно начали подниматься цены на АИ-92 и дизельное топливо. Они подорожали за неделю примерно на полпроцента и к концу июля стоили уже соответственно 27 рублей 60 копеек и 29 рублей 34 копейки.

Но и после этого рост цен на бензин на Тамбовщине не замедлился, а даже ускорился. К 5 августа АИ-92 подорожал на 37 копеек (на 1,3 процента), АИ-95 - на 46 копеек (на 1,5 процента). Дизельное топливо подорожало на четверть процента.

В итоге за период с 15 июля до 5 августа, то есть буквально за три недели, "тамбовский" бензин подскочил в цене почти на три процента, обогнав многие регионы и показав темпы подорожания, превышающие среднероссийские показатели. Впрочем, сами средние цены на ГСМ в Тамбове остались ниже среднероссийских: АИ-92 - 28 рублей 26 копеек (против 28 рублей 81 копейки), АИ-95 - 30 рублей 75 копеек (против 31 рубля 74 копеек), дизельное топливо - 29 рублей 66 копеек (против 31 рубля 13 копеек). Однако это все-таки усредненные показатели. Автолюбители утверждают, что на некоторых заправках Тамбовщины бензин стоит уже 30 рублей (АИ-92) и 32 рубля (АИ-95).

Причины и следствие

Почему же происходит подорожание бензина? Причин может быть несколько. Чтобы разобраться в этом, напомним, что цена любого продукта, и бензин здесь не является исключением, зависит от нескольких факторов. Причем основными можно считать себестоимость продукта и соотношение спроса и предложения на него. Себестоимость, в свою очередь, складывается из нескольких параметров: затраты на электроэнергию, сырье, зарплату и так далее. Влияет на нее и размер налогов и акцизов, если они предусмотрены. Напомним, что с 1 июля повысились акцизы и налоговые ставки на энергоносители. При этом рост акцизов на бензин и дизельное топливо составил от полпроцента до полутора. По мнению экспертов, они должны были подорожать из-за этого на 15-20 копеек за литр, а в целом за год - на 13 процентов. Похоже, реальность превзошла самые пессимистичные ожидания.

Вероятно, на ситуацию повлиял другой немаловажный фактор, который мы уже называли, - соотношение спроса и предложения. Надо сказать, что некоторые эксперты считали, что рост акцизов и вовсе не приведет к подорожанию ГСМ, так как не видели предпосылок для возникновения дефицита топлива. К примеру, первый вице-президент Российского топливного союза Олег Ашихмин утверждал, что запасов на топливном рынке вполне достаточно для того, чтобы цены на бензин не только не повышались, но в некоторых регионах даже снижались. Однако на поверку вышло, что бензин подорожал и стоит даже дороже, чем в целом по России, даже в тех регионах, где нефтепродукты производятся: в Тюменской, Иркутской и Нижегородской областях, в Хабаровском крае. Например, в Салехарде (Тюменская область) АИ-92 стоит 33 рубля 5 копеек за литр, в Хабаровске - 32 рубля 60 копеек за литр, в Иркутске - 29 рублей 57 копеек за литр, в Нижнем Новгороде - 29 рублей 54 копейки, тогда как в среднем по России его стоимость составляет 28 рублей 81 копейка.

Как же могло случиться такое, что в России, которая является одним из лидеров по добыче нефти, спрос на бензин настолько превысил предложение, что цены на него начали стремительно расти? Первая и основная причина - это большой объем экспортных поставок. Специалисты утверждают, что за первое полугодие нынешнего года экспорт бензина из России увеличился на двадцать процентов. Это значит, что за границу дополнительно ушло около четырехсот тысяч тонн топлива. Одновременно сократился объем ввозимого в Россию топлива. Парадокс, но в некоторых регионах его было выгодней покупать за границей, пусть даже по более высоким ценам, чем везти через всю страну из российских нефтедобывающих регионов. Но белорусские производители поставили в нашу страну за первое полугодие лишь шестьсот тысяч тонн бензина, хотя планировалось, что за год они "выкатят" нам около трех миллионов тонн. То есть импорт топлива только из Республики Беларусь оказался в полтора раза меньше ожидаемого.

На фоне увеличения экспорта и уменьшения импорта топлива спрос на него в России в третьем квартале увеличился. Ничего неудивительно, особенно если учесть, что ведь именно в это время аграриям нужно дизельное топливо, чтобы убрать урожай. Да и автомобилистов на дорогах в теплое время года обычно бывает куда больше, чем в холодное: многие предпочитают зимой своих "железных коней" оставлять в "стойле". Вот и вышло так, что при сохранении и даже увеличении производства нефтепродуктов спрос превысил предложение, что не могло не сказаться на цене бензина.

Цепная реакция

В свою очередь, рост цены бензина должен привести к подорожанию почти всех остальных товаров, хоть и к менее заметному. Ведь транспортные расходы входят в стоимость практически любого товара. А треть транспортных расходов составляют затраты на приобретение топлива. Не стоит забывать, что и при производстве многих продуктов, в том числе сельскохозяйственных, требуются горюче-смазочные материалы. В частности, расходы на ГСМ составляют четверть всех затрат тамбовских аграриев. Так что рост цен на бензин не минует сказаться на общем уровне инфляции. Поэтому беспокоить это должно не только автолюбителей. Неудивительно, что рост оптовых и розничных цен на топливо вызвал обеспокоенность Минэнерго и Федеральной антимонопольной службы. Они уже запросили у нефтяников информацию, которая позволит выяснить конкретные причины подорожания бензина и принять меры. Не исключено, что нефтяникам будет поручено сократить экспорт нефтепродуктов. Однако даже если это произойдет, цены стабилизируются не сразу - ведь наверняка контракты были заключены на определенный период, и разорвать их будет непросто.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер