Газета №33 (901), 13 августа 2013
Перейти к номеру

История, единая и неделимая

13 августа 2013, 16:44 Прочитали 1 280 раз
К концу нынешнего года в России должен появиться единый учебник по истории
Без нас переписали нашу историю

Поручение разработать единый учебник по истории дал правительству президент Владимир Путин. Почему именно сейчас об этом заговорили на самом высоком уровне? На то есть весомые причины.

В процессе своего исторического развития России не раз приходилось защищать национальные интересы. И всегда нам удавалось отстаивать свои государственность и независимость. Народ вставал в едином порыве на защиту Родины и был непобедим перед лицом врага. Сегодня мы сталкиваемся с иной угрозой - проблемой фальсификации и неоднозначной трактовки исторических событий некоторыми странами. А это несет в себе как внешние, так и внутренние риски для нашей страны.

3 июля 2009 г. на сессии в Вильнюсе была принята резолюция XVIII Парламентской Ассамблеи ОБСЕ, которая ставит знак равенства между нацистским режимом в Германии и Советским Союзом. Кроме того, резолюция предлагает объявить 23 августа "общеевропейским днем памяти жертв сталинизма и нацизма во имя сохранения памяти о жертвах массовых депортаций и казней". Именно в этот день в 1939 году СССР и Германия подписали договор о ненападении. Подобной резолюцией Европа ставит под сомнение статус Российской Федерации как правопреемницы СССР во всех отношениях, ее территориальное и национальное единство.

Фальсификации исторических фактов сегодня не редкость, особенно на постсоветском пространстве. Так, парламент Литвы принял поправки в Уголовный кодекс, согласно которым за публичное отрицание советской и нацистской агрессии в отношении этой республики предусмотрено наказание в виде штрафа или даже двух лет тюремного заключения. Польша, Литва и Латвия выдвигают по отношению к России обвинения в агрессии и геноциде.

Таким образом, для нашей страны уважение и знание собственной истории становятся сегодня важнейшими факторами обеспечения национальной безопасности.

История истории рознь

Формирование гражданской культуры у детей и подростков, а также воспитание чувства патриотизма являются первостепенными задачами образовательного процесса. И как тут обойтись без истории своей страны? Без ярких примеров мужества, героизма, доблести, самопожертвования и прочего? На сегодняшний день отсутствует единый взгляд общества на историю государства. Существующие учебники истории в большинстве своем искажают представление детей о России и ее роли в мировой истории, а также ведут к уничтожению российской идентичности.

Так, в одном из известных учебников (автор - Сороко-Цюп) Курская битва вообще не упоминается. И это при том, что именно она стала коренным переломом в ходе всей Великой Отечественной войны. Что касается итогов войны, то, согласно учебникам Л.М. Пятецкого и И.И. Долуцкого, победа не принесла нашей стране ничего, кроме усиления власти Сталина, укрепления тоталитаризма. На страницах этих учебников практически отсутствует осуждение фашизма и его преступлений. "Вскормленная кровью народа, - пишет И.И. Долуцкий, - система ожила, помолодела, раздвинула свои границы".

И.И. Долуцкий вообще не использует понятия "Великая Отечественная война" - для него СССР вступил в мировую войну с сентября 1939 года. Открытым для него является и вопрос о вкладе сторон в разгром гитлеровской Германии. Детям самим предлагается ответить на него, учитывая две равноправные, с позиции И.И. Долуцкого, точки зрения: первая - советская, вторая - западная. Согласно одной, вклад СССР был решающим, согласно другой - "архитектором победы" выступили США. Сам автор, видимо, хотел бы, чтобы дети выбрали второй вариант, поскольку всячески подчеркивает коалиционный характер войны и указывает, что "...Это же мы присоединились к Англии, воевавшей целый год в одиночку против фашистской Германии. Это наша война стала вторым фронтом".

То, каким образом освещаются события как Великой Отечественной войны, так и в целом истории России в этих и подобных им школьных учебниках и учебных пособиях, содействует возникновению у молодежи негативного отношения к прошлому своей страны, его искаженному восприятию, принижению подвига советского народа.

Не навредить бы

По мнению заместителя председателя Экспертного совета Всероссийского педагогического собрания, кандидата исторических наук, заведующего кафедрой истории МГУТУ им. К.Г. Разумовского Владимира Гусева, который на минувшей неделе посетил Тамбов, идею создания единого учебника истории необходимо рассматривать в контексте вопросов, связанных с фальсификацией истории в ущерб интересам России, возникших еще в начале двухтысячных годов:

- Единый учебник истории должен затормозить тенденцию расшатывания исторических устоев российского народа. Ведь, как известно, чтобы подчинить народ, необходимо отнять у него его историю. Отсюда тезис "историю пишут победители". Но в то же время, этот процесс должен быть обдуманным, тщательно спланированным. Здесь мы должны руководствоваться гиппократовским принципом "не навреди" - исторической науке, государству, образованию и, конечно, нашим детям. Поэтому необходимо исходить из того, что хранителем исторической памяти должен являться, в первую очередь, народ. Только в тесном взаимодействии государственных, научных и общественных институтов возможно создать единый учебник истории.

- В единой стране должен быть единый учебник истории. Он должен вызывать доверие и в обществе, и в образовательной среде, - замечает председатель Всероссийского педагогического собрания, ректор Московского государственного университета технологий и управления имени К.Г. Разумовского, профессор Валентина Иванова.

Существует мнение, что в условиях демократии, когда провозглашается плюрализм мнений и идеологий, должно быть несколько учебных изданий с разными взглядами на историю. Однако, как отмечает Валентина Иванова, в большинстве развитых демократических стран, в том числе и в США, существует именно единый учебник истории:

- Учебников истории не может быть два или три, как не может быть нескольких Конституций.

Валентина Иванова считает, к обсуждению концепции нового учебника истории особенно важно привлечь педагогов, ведь именно учитель заходит в класс и общается с детьми.

- Задача единого учебника истории - не набить голову фактами, а научить ученика критическому мышлению, умению задавать вопросы и искать ответы, - уверен заместитель секретаря Тамбовского регионального отделения "Единой России", руководитель регионального исполкома партии Олег Иванов. - Ученик должен научиться понимать разницу между историческим фактом и мифом, между версией и фальсификацией.

Помимо этого, по мнению Олега Иванова, в современных условиях недопустимо ограничиваться только бумажным изданием, и единый учебник истории необходимо дополнить мультимедийным сопровождением. Изучение истории должно стать творческим процессом.

Обсуждаем всей страной

Историко-культурный стандарт и структуру концепции будущей книги уже разработали. Этот стандарт включает в себя список исторических дат, событий, персоналий, понятий, обязательных в изучении истории. Свое мнение по этому поводу может высказать каждый россиянин. Это можно сделать на сайте Минобрнауки до конца августа. В сентябре-октябре будут проведены социологические исследования, которые должны выявить отношение россиян к датам, персоналиям, понятиям, которые представлены в стандарте, а также к концептуальной стороне единых учебников. Кроме того, в ходе исследований будут обсуждаться спорные моменты истории, в частности, касающиеся трудных для преподавания тем по истории России.

Будут разработаны и методические рекомендации для учителей относительно наиболее спорных вопросов курса истории, доработан стандарт и концепция учебника истории. Предположительно в октябре должен появиться окончательный вариант учебника, сформировано положение о конкурсе на разработку единых учебников по истории России для средней школы. После проведения конкурса начнется издание учебников, которые включат в федеральный список учебников, допущенных для преподавания в средней школе.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер