Газета №29 (897), 16 июля 2013
Перейти к номеру

Когда желания не совпадают с возможностями

16 июля 2013, 15:47 Прочитали 1 402 раза
Сколько нужно денег сельским советам на полноценное исполнение возложенных на них полномочий?
Челнавский сельсовет – один из 264 сельских советов Тамбовской области, существующих сегодня. Конечно, сельсовет сельсовету рознь. Есть среди них крупные муниципальные объединения, в которые входит по несколько сел, деревень и поселков. У таких образований свои проблемы. Но большинство, наверное, все­таки – как Челнавский. Его и крупным не назовешь, но и совсем уж маленьким тоже считать не приходится.

Сегодня в составе этого сельсовета два населенных пункта ­ село Селезни и деревня 2­я Малиновка. Численность жителей на 1 января нынешнего года глава сельсовета Людмила Петрова уверенно называет без запинки – 2256 человек. На настоящий момент – плюс­минус несколько десятков.

Доход зависит от количества

В такой точности – ничего удивительного. Сельские советы к людям – ближе некуда. Самая что ни на есть народная власть. А с таким числом жителей большинство из них глава МО – так модное словосочетание «муниципальное образование» выглядит сокращенно, если кто не знает, ­ наверняка помнит как минимум в лицо.

Правда, именно в подобном количестве жителей кроется большинство проблем сельсовета. Как рассказывает Людмила Петрова, львиная доля собственных доходов местного бюджета складывается из трех налоговых «китов» ­ налогов на землю, на имущество и на доходы физических лиц. При этом, если налоги на землю и на имущество идут в сельсоветскую казну полностью, то от НДФЛ туда попадает только десятая часть. 60 процентов идет в районный бюджет, оставшиеся 30 – в областной.

Так вот, в результате подобной налоговой политики при примерно двух тысячах трехстах жителях сельсовет в нынешнем году планирует поиметь около восьмисот тысяч рублей собственных доходов в собственный же бюджет. Правда, целиком вся казна Челнавского сельсовета будет в 2013 году около двух миллионов. Как понимаете, за счет субсидий, субвенций и прочих дотаций из вышестоящих бюджетов. По опыту работы в качестве главы сельсовета с 2008 года Людмила Петрова уверенно говорит о том, что разница в доходах колеблется от ста до двухсот тысяч рублей, не больше. В остальном как минимум за последние пять лет доходная часть Челнавского сельсовета так и вращается вокруг цифры в два миллиона рублей.

Что реально сегодня можно сделать на эти деньги в муниципальном образовании самого приближенного к людям звена?

­ Сейчас львиная бюджета уходит на содержание аппарата сельсовета и на, извините за такое выражение, имитацию исполнения полномочий, ­ говорит Людмила Петрова. – Простой пример: присылают мне результаты проверки, которую проводила прокуратура, – я не исполняю свои обязанности. А на что я буду их исполнять? У нас в бюджете денег просто нет. А в результате страдают люди. Им­то какая разница, в каком бюджете деньги?

Людям – нет. А вот тем, кому приходится имитировать исполнение полномочий при отсутствии средств, – да. Как рассказывает глава Челнавского сельсовета, сегодня в ведении сельсовета – больше трех десятков этих самых полномочий. Начиная от исполнения бюджета и заканчивая воинским учетным столом.

­ Да, нам доплачивают за военно­учетный стол, ­ говорит Людмила Николаевна. ­ Но проплата по этой линии, в частности, на наш сельсовет составляет около сорока тысяч рублей в год. Сюда входит все – оплата за телефон, за рабочее место, транспортные расходы, покупка канцтоваров, зарплата. Но вот, например, налоги на зарплату туда почему­то не включаются.

При этом общая численность специалистов сельсовета, которые имеют статус муниципальных работников, сегодня в Челнавском сельсовете – четыре человека. Глава – пятая.

­ На мой взгляд, выбранные главы сельсоветов зачастую не сразу осознают, куда они пришли и чем им предстоит заниматься, ­ считает Людмила Петрова. ­ И пока они вникают в суть дела, проходит время. В это время вся основная работа лежит на «административных лошадках», которые все тащат на себе за очень небольшую зарплату. Например, у нас в сельсовете сотрудник получает около семи тысяч рублей ­ при условии, что у него стаж более или менее приличный.

Были бы возможности?

По мнению Людмилы Николаевны, сегодня объем возлагаемых на Челнавский сельсовет полномочий и его финансовые возможности абсолютно не совпадают.

­ В нашем сельсовете хотя бы нет теплотрасс и многоэтажных домов. А в других сельсоветах головная боль – еще и это, ­ говорит Людмила Петрова. – Когда я в 2008 году пришла на должность главы, у нас из трех водонапорных башен не текла только одна. Еще одна была вообще как решето. Не говоря уже о водопроводных сетях. Приходилось все это менять, потому что было просто невозможно дальше так жить. Вот с этого нужно начинать.

Если отталкиваться от этой точки зрения, то сельсоветам денег сегодня нужно очень много. Реально много. Речь о сотнях миллионов рублей, если не больше. Ведь чтобы содержать автомобильные дороги внутреннего назначения, их вначале нужно построить. Это раньше на всю деревню была одна машина, и если она и проехала, то ничего особо не разбила. А сейчас в течение часа по любой более или менее крупной деревне проезжает пятнадцать­двадцать машин, и грузоподъемность их совсем другая, не то что двадцать­тридцать лет назад.

­ Если говорить о том, что у нас все более или менее нормально, пусть не идеально, то тогда, чтобы исполнить в полной мере свои полномочия, нам на наш сельсовет нужно пятьдесят­семьдесят миллионов рублей в год, ­ говорит Людмила Петрова.

Больше денег – больше проблем

Сегодня цифрами, хоть как­то приближенными к полусотне миллионов доходов в год, может оперировать другой сельсовет Тамбовского района – Цнинский. По словам главы сельсовета Валерия Хабарова, на 2013 год здесь планируется получение доходов в сумме 42 миллиона 900 тысяч рублей. Из них налог на доходы физических лиц составляет 17 миллионов, земельный налог – 14 миллионов и налог на имущество физических лиц – 6 миллионов. Среди источников доходов Цнинского сельсовета есть и такой, как доходы на использование имущества, находящегося в собственности поселения (проще говоря, аренда), ­ 4 миллиона 300 тысяч, и безвозмездные поступления из других бюджетов – 5 миллионов 700 тысяч.

Как говорит Валерий Хабаров, Цнинский сельсовет среди других муниципальных образований этого уровня области занимает особое место. По сути, это небольшой город, поскольку состоит из поселка Строитель, где сегодня живет восемнадцать с половиной тысяч человек. Поэтому ничего удивительного в том, что у сельсовета такая налогооблагаемая база. Но, как результат, и проблем с выполнением полномочий, естественно, больше. По Уставу этих полномочий – 39.

Как говорит Валерий Хабаров, он на недостаток средств в бюджете возглавляемого им муниципального образования не жалуется. Но от себя мы можем добавить: конечно, по сравнению со многими другими сельсоветами ситуация с формированием доходной базы в сельсовете Цнинском выглядит намного привлекательней. Но есть и обратная сторона – работы по обеспечению нормальной жизни в поселке Строитель больше, чем в «сельских» сельсоветах. Сказывается специфика.

­ Только один пример, ­ рассказывает глава Цнинского сельсовета. – По факту у нас ­ мини­город, соответственно практически весь жилой фонд ­ это многоквартирные дома. Инфраструктура ЖКХ устарела. Системы теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения надо менять. Для этого необходимы сотни миллионов рублей. Стоимость одних только очистных сооружений – 196 миллионов. Сейчас они практически построены. Добиться этого удалось благодаря программе «Чистая вода». В Тамбовской области в сфере ЖКХ в подобных объемах больше ни в одном сельсовете такого нет. Но теперь пришло время строить станцию обезжелезивания. А это еще 140 миллионов. Ну откуда я со своим бюджетом в 40 миллионов возьму 140? Понятно, что без областного и без федерального бюджетов я ничего не сделаю. А вопрос в том, что федеральный и областной бюджеты тоже не в состоянии полностью покрыть все подобные расходы. Поэтому мне говорят: ищите инвесторов. Но ведь инвестор идет туда, где ему выгодно, и это тоже понятно. И так – во всем. Были бы деньги в бюджете сельсовета, мы бы сами все построили.

Вместо заключения

Пропуская первый из традиционных русских вопросов «Кто виноват?», задаемся вторым: «Что делать?»

­ Если бы сейчас отдали весь налог на доходы физических лиц в сельсовет, вопросов бы вообще не было, и я бы никуда не стал обращаться, ­ уверяет глава Цнинского сельсовета. – Но как в таком случае будет существовать район? Я же все это прекрасно понимаю.

Если исходить из того, что в нынешнем году в Цнинском сельсовете планируют получить в свой бюджет 17 миллионов рублей в качестве десяти процентов от НДФЛ, выходит, что всего на этой территории будет собрано 170 миллионов в виде этого налога. Сумма для бюджета сельсовета просто астрономическая. Даже для такого «продвинутого», как Цнинский. Только, как говорится, съисть­то он съисть, да хто ж ему дасть.

На этом фоне в некоторых федеральных СМИ уже появились сообщения о том, что у муниципалитетов заберут еще часть подоходного налога в пользу регионов. По сообщению «Российской газеты», сделать это предлагает Министерство финансов. Понятно, что под словом «муниципалитеты» подразумевается и районный, и сельсоветский уровень. Но в действительности от этого не легче.

Очень уж это непростая штука – местное самоуправление…

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер