Газета №28 (896), 9 июля 2013
Перейти к номеру

Школьная реФОРМА

9 июля 2013, 15:40 Прочитали 1 422 раза
У обязательной школьной формы есть как противники, так и сторонники, и каждый приводит свои доводы «за» и «против». Однако ни один из аргументов не может быть исчерпывающим, и со многими утверждениями можно поспорить
Миф первый: ношение формы лишит детей индивидуальности

На самом деле, школьная одежда не является униформой. Единого ее образца нет не только в стране в целом, но и в регионах. Более того, даже на уровне муниципалитетов и школ, согласно закону, не может быть утверждена какая­то строго определенная форма конкретного фасона, пошитая на какой­либо одной фабрике.

­ Единые требования – это не единая форма, ­ поясняет начальник управления образования и науки Тамбовской области Наталья Астафьева. ­ Прежде всего, это санитарно­гигиенические требования. Определено также, что одежда обучающихся должна быть в деловом стиле и носить светский характер. Она может иметь отличительные детали, но запрещено ношение одежды с травмирующей фурнитурой и использование символики экстремистского характера. Школы тоже могут утвердить только расцветку формы, эмблему и наличие определенных элементов одежды, таких, как жилет и галстук, но не ее фасон.

­ Очень важно, чтобы формат школьной одежды не был абсолютно универсальным. Наверное, будет правильно, если мы будем иметь некие заданные формы школьного дресс­кода, но каждая школа будет выделяться чем­то особенным. Требования к виду школьной одежды, к ее фасону строго не закрепляются, так что у каждого есть возможность выбирать, ­ соглашается с Натальей Астафьевой заместитель главы администрации города Тамбова Сергей Кузнецов.

Во многих школах областного центра школьная форма введена уже несколько лет назад. Например, лицей №6 сотрудничает с одним из местных предприятий легкой промышленности уже пять лет, и здесь, по словам его директора Вадима Зайцева, разработана целая коллекция одежды, что позволяет лицеистам выбрать себе фасон, который отвечает их вкусам и учитывает особенности фигуры. То есть получается, что лицеисты одеты в одном стиле, но не одинаково.

В настоящее время выбор школьной одежды огромен. Например, на прошедшей на минувшей неделе в Доме молодежи ярмарке­выставке приняли участие 14 предприятий из Тамбова, Рассказово и Липецка. Каждое из них предложило по несколько моделей школьной формы, а некоторые презентовали целые коллекции школьной одежды, выполненной в одном стиле.

Так что даже если выбор будет ограничен цветом и комплектацией, каждый при желании сможет подобрать себе костюмчик, который не только не сотрет, но, наоборот, подчеркнет его индивидуальность. Было бы желание. Ну и деньги, разумеется.

Миф второй: школьная форма позволит сгладить социальные различия

Этот аргумент в пользу школьной формы приводит каждый второй. Именно такие данные были получены в результате соцопроса, проведенного среди посетителей вышеназванной ярмарки­выставки школьной одежды. Однако свобода выбора фасона и производителя одежды, равно как и фактуры ткани, из которой она пошита, легко разбивает этот аргумент в пух и прах. Ведь никто не помешает более состоятельным родителям купить костюм нужного цвета в дорогом фирменном магазине или даже заказать его у Зайцева, который, кстати, объявил о своем намерении создать коллекцию школьной одежды.

В то же время родители с низким достатком могут отказаться приобретать одежду у того производителя, который выбрало большинство, а отыскать подходящий по цвету и другим требованиям костюмчик в магазине распродаж или даже пошить его сами, в меру своих умений и навыков. То же самое можно сказать о блузах и мужских сорочках, об обуви и галстуках. Не говоря уже о ранцах и канцелярских принадлежностях, которые все равно будут отличаться по цене и качеству. Так что социальное различие никуда не денется. А когда один из учеников, одетых по форме, достанет из ранца смартфон, а другой – старенький телефон, в котором нет даже камеры, это различие будет очевидным, даже если дети окажутся одетыми в совершенно одинаковые костюмы.

Миф третий: введение формы приведет к дополнительным расходам

С этим утверждением можно согласиться, только если предположить, что ребенок ходит на занятия в школу в том же, в чем гуляет во дворе. Однако мало кто из нас позволит себе пойти в театр в сланцах и спортивных шортах, а на пляж ­ в деловом костюме. Никто не станет ходить дома в вечернем платье, а на работу – в домашнем халате или пижаме. Мало кто догадается надеть на свадьбу черное траурное платье, а на похороны – яркое веселое. Совершенно очевидно, что родители, имеющие хоть малейшее понятие об этикете, не отправят ребенка на занятия в школу в трениках с обвисшими коленками. Так что расходов на приобретение одежды, в которой ребенок будет ходить в школу, избежать в любом случае не удастся. И неважно, какого цвета будет костюм, который придется приобрести, ­ цена зависит не от этого.

Возможно, что кто­то надеется на то, что ребенок может проходить второй год подряд в купленном ранее костюме. Но я тоже мама и знаю, что ребенок за лето из прошлогодней одежды, как правило, вырастает. А если он носит ее каждый день, то рассчитывать на то, что через год его костюм будет выглядеть как новенький, уж точно не придется.

Миф четвертый: школьная форма позволит сэкономить семейный бюджет

Этот довод привел каждый десятый из опрошенных. С подобным утверждением можно было бы согласиться, если бы ребенок мог носить школьную форму не только в школу, а гулял бы в ней во дворе, ходил бы на дискотеку, занимался в спортивных секциях и так далее. Но форма не может быть одеждой на все случаи жизни, так что экономии не получится.

К тому же и сама школьная форма – это не один комплект одежды. Она подразделяется на парадную, повседневную и спортивную. А если родители заботятся о здоровье своих детей и хотят, чтобы им было удобно, то они, скорее всего, купят по два комплекта повседневной и спортивной формы: для ношения в теплые дни и для занятий физкультурой в помещении, а также для зимы. Учитывая, что школьная форма не предоставляется бесплатно и стоит столько же, сколько обычная одежда такого же качества, расходы семьи на экипировку ребенка никак не сократятся.

Миф пятый: введение формы ущемит право ребенка на образование

Я получала среднее образование, когда форма была обязательной. И хорошо помню, как нас провожали домой за галстуком, если мы его забыли повязать, в результате чего мы пропускали первый урок, а то и два. Сегодняшние дети привыкли к большей свободе, чем мы. Так что среди сегодняшних школьников наверняка найдутся те, кто проигнорирует требование одеваться по правилам, а продолжит приходить на занятия в любимых джинсах. Не может ли случиться так, что ученика, одетого не по форме, не пустят в школу и отправят домой? А если он будет приходить так регулярно, то пропустит все уроки и не получит образование?

­ Ограничения доступа учащихся к занятиям из­за отсутствия формы не допускается, ­ утверждает Наталья Астафьева.

­ Понятно, что такие дети, которым форма не нравится, есть, причем среди подростков их очень много. Но так, чтобы ребенок ее не носил, бывает крайне редко. В тех случаях, когда он приходит одетый не в форму, выясняются причины, и если необходимо, то мы связываемся с родителями. Если причина в том, что он, например, упал в грязь и испачкался, то мы ему говорим, чтоб в следующий раз пришел в форме, а в этот день он сидит на занятиях в том, в чем пришел. Бывает еще проблема, когда ребенок быстро растет: проходит три­четыре учебных месяца, и форма ему уже мала, ­ в этих случаях мы идем навстречу родителям. Если же ребенок не надел форму сознательно, то приглашаем родителей в школу, и педагогические работники вместе с ними находят со школьником общий язык. Но от занятий его, разумеется, мы из­за этого не отстраняем, ­ рассказал нам о том, как решается эта проблема на практике, директор лицея №6 Тамбова Вадим Зайцев.

Впрочем, руководители бывают разные, и не исключено, что найдется среди директоров школ и такой, кто пойдет на крайние, заметим, незаконные меры, в стремлении добиться того, чтобы все учащиеся носили форму. В том числе и не допуская упрямца к занятиям.

Миф шестой: введение формы позволит лоббировать интересы отдельных производителей

В каждой сказке есть доля правды. И чисто теоретически предположение, вынесенное в подзаголовок, вполне возможно. Например, договорится директор школы с руководителем какого­либо предприятия о том, что форму для его учеников будут покупать здесь, даст соответствующие установки педагогам, те, в свою очередь, посоветуют нужного производителя родителям, они к рекомендациям учителей прислушаются и примут решение, что им нужна именно такая форма.

Если следовать закону, то этого произойти не должно. Но, тем не менее, по словам Натальи Астафьевой, в областное управление образования уже поступают жалобы родителей, что их заставляют покупать конкретную форму и даже называют ее цену. Хотя это и незаконно.

В идеале же введение школьной формы должно не только поддержать отечественную легкую промышленность, но и пойти на пользу потребителям. Ведь для того чтобы быть конкурентоспособными, производителям придется повышать качество, увеличивать ассортимент, создавая целые коллекции школьной одежды, и одновременно снижать цены, чтобы они были доступны для большинства. Впрочем, это в идеале. Жизнь же, как всегда, все расставит по своим местам.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер