На самом деле, школьная одежда не является униформой. Единого ее образца нет не только в стране в целом, но и в регионах. Более того, даже на уровне муниципалитетов и школ, согласно закону, не может быть утверждена какаято строго определенная форма конкретного фасона, пошитая на какойлибо одной фабрике.
Единые требования – это не единая форма, поясняет начальник управления образования и науки Тамбовской области Наталья Астафьева. Прежде всего, это санитарногигиенические требования. Определено также, что одежда обучающихся должна быть в деловом стиле и носить светский характер. Она может иметь отличительные детали, но запрещено ношение одежды с травмирующей фурнитурой и использование символики экстремистского характера. Школы тоже могут утвердить только расцветку формы, эмблему и наличие определенных элементов одежды, таких, как жилет и галстук, но не ее фасон.
Очень важно, чтобы формат школьной одежды не был абсолютно универсальным. Наверное, будет правильно, если мы будем иметь некие заданные формы школьного дресскода, но каждая школа будет выделяться чемто особенным. Требования к виду школьной одежды, к ее фасону строго не закрепляются, так что у каждого есть возможность выбирать, соглашается с Натальей Астафьевой заместитель главы администрации города Тамбова Сергей Кузнецов.
Во многих школах областного центра школьная форма введена уже несколько лет назад. Например, лицей №6 сотрудничает с одним из местных предприятий легкой промышленности уже пять лет, и здесь, по словам его директора Вадима Зайцева, разработана целая коллекция одежды, что позволяет лицеистам выбрать себе фасон, который отвечает их вкусам и учитывает особенности фигуры. То есть получается, что лицеисты одеты в одном стиле, но не одинаково.
В настоящее время выбор школьной одежды огромен. Например, на прошедшей на минувшей неделе в Доме молодежи ярмаркевыставке приняли участие 14 предприятий из Тамбова, Рассказово и Липецка. Каждое из них предложило по несколько моделей школьной формы, а некоторые презентовали целые коллекции школьной одежды, выполненной в одном стиле.
Так что даже если выбор будет ограничен цветом и комплектацией, каждый при желании сможет подобрать себе костюмчик, который не только не сотрет, но, наоборот, подчеркнет его индивидуальность. Было бы желание. Ну и деньги, разумеется.
Миф второй: школьная форма позволит сгладить социальные различия
Этот аргумент в пользу школьной формы приводит каждый второй. Именно такие данные были получены в результате соцопроса, проведенного среди посетителей вышеназванной ярмаркивыставки школьной одежды. Однако свобода выбора фасона и производителя одежды, равно как и фактуры ткани, из которой она пошита, легко разбивает этот аргумент в пух и прах. Ведь никто не помешает более состоятельным родителям купить костюм нужного цвета в дорогом фирменном магазине или даже заказать его у Зайцева, который, кстати, объявил о своем намерении создать коллекцию школьной одежды.
В то же время родители с низким достатком могут отказаться приобретать одежду у того производителя, который выбрало большинство, а отыскать подходящий по цвету и другим требованиям костюмчик в магазине распродаж или даже пошить его сами, в меру своих умений и навыков. То же самое можно сказать о блузах и мужских сорочках, об обуви и галстуках. Не говоря уже о ранцах и канцелярских принадлежностях, которые все равно будут отличаться по цене и качеству. Так что социальное различие никуда не денется. А когда один из учеников, одетых по форме, достанет из ранца смартфон, а другой – старенький телефон, в котором нет даже камеры, это различие будет очевидным, даже если дети окажутся одетыми в совершенно одинаковые костюмы.
Миф третий: введение формы приведет к дополнительным расходам
С этим утверждением можно согласиться, только если предположить, что ребенок ходит на занятия в школу в том же, в чем гуляет во дворе. Однако мало кто из нас позволит себе пойти в театр в сланцах и спортивных шортах, а на пляж в деловом костюме. Никто не станет ходить дома в вечернем платье, а на работу – в домашнем халате или пижаме. Мало кто догадается надеть на свадьбу черное траурное платье, а на похороны – яркое веселое. Совершенно очевидно, что родители, имеющие хоть малейшее понятие об этикете, не отправят ребенка на занятия в школу в трениках с обвисшими коленками. Так что расходов на приобретение одежды, в которой ребенок будет ходить в школу, избежать в любом случае не удастся. И неважно, какого цвета будет костюм, который придется приобрести, цена зависит не от этого.
Возможно, что ктото надеется на то, что ребенок может проходить второй год подряд в купленном ранее костюме. Но я тоже мама и знаю, что ребенок за лето из прошлогодней одежды, как правило, вырастает. А если он носит ее каждый день, то рассчитывать на то, что через год его костюм будет выглядеть как новенький, уж точно не придется.
Миф четвертый: школьная форма позволит сэкономить семейный бюджет
Этот довод привел каждый десятый из опрошенных. С подобным утверждением можно было бы согласиться, если бы ребенок мог носить школьную форму не только в школу, а гулял бы в ней во дворе, ходил бы на дискотеку, занимался в спортивных секциях и так далее. Но форма не может быть одеждой на все случаи жизни, так что экономии не получится.
К тому же и сама школьная форма – это не один комплект одежды. Она подразделяется на парадную, повседневную и спортивную. А если родители заботятся о здоровье своих детей и хотят, чтобы им было удобно, то они, скорее всего, купят по два комплекта повседневной и спортивной формы: для ношения в теплые дни и для занятий физкультурой в помещении, а также для зимы. Учитывая, что школьная форма не предоставляется бесплатно и стоит столько же, сколько обычная одежда такого же качества, расходы семьи на экипировку ребенка никак не сократятся.
Миф пятый: введение формы ущемит право ребенка на образование
Я получала среднее образование, когда форма была обязательной. И хорошо помню, как нас провожали домой за галстуком, если мы его забыли повязать, в результате чего мы пропускали первый урок, а то и два. Сегодняшние дети привыкли к большей свободе, чем мы. Так что среди сегодняшних школьников наверняка найдутся те, кто проигнорирует требование одеваться по правилам, а продолжит приходить на занятия в любимых джинсах. Не может ли случиться так, что ученика, одетого не по форме, не пустят в школу и отправят домой? А если он будет приходить так регулярно, то пропустит все уроки и не получит образование?
Ограничения доступа учащихся к занятиям изза отсутствия формы не допускается, утверждает Наталья Астафьева.
Понятно, что такие дети, которым форма не нравится, есть, причем среди подростков их очень много. Но так, чтобы ребенок ее не носил, бывает крайне редко. В тех случаях, когда он приходит одетый не в форму, выясняются причины, и если необходимо, то мы связываемся с родителями. Если причина в том, что он, например, упал в грязь и испачкался, то мы ему говорим, чтоб в следующий раз пришел в форме, а в этот день он сидит на занятиях в том, в чем пришел. Бывает еще проблема, когда ребенок быстро растет: проходит тричетыре учебных месяца, и форма ему уже мала, в этих случаях мы идем навстречу родителям. Если же ребенок не надел форму сознательно, то приглашаем родителей в школу, и педагогические работники вместе с ними находят со школьником общий язык. Но от занятий его, разумеется, мы изза этого не отстраняем, рассказал нам о том, как решается эта проблема на практике, директор лицея №6 Тамбова Вадим Зайцев.
Впрочем, руководители бывают разные, и не исключено, что найдется среди директоров школ и такой, кто пойдет на крайние, заметим, незаконные меры, в стремлении добиться того, чтобы все учащиеся носили форму. В том числе и не допуская упрямца к занятиям.
Миф шестой: введение формы позволит лоббировать интересы отдельных производителей
В каждой сказке есть доля правды. И чисто теоретически предположение, вынесенное в подзаголовок, вполне возможно. Например, договорится директор школы с руководителем какоголибо предприятия о том, что форму для его учеников будут покупать здесь, даст соответствующие установки педагогам, те, в свою очередь, посоветуют нужного производителя родителям, они к рекомендациям учителей прислушаются и примут решение, что им нужна именно такая форма.
Если следовать закону, то этого произойти не должно. Но, тем не менее, по словам Натальи Астафьевой, в областное управление образования уже поступают жалобы родителей, что их заставляют покупать конкретную форму и даже называют ее цену. Хотя это и незаконно.
В идеале же введение школьной формы должно не только поддержать отечественную легкую промышленность, но и пойти на пользу потребителям. Ведь для того чтобы быть конкурентоспособными, производителям придется повышать качество, увеличивать ассортимент, создавая целые коллекции школьной одежды, и одновременно снижать цены, чтобы они были доступны для большинства. Впрочем, это в идеале. Жизнь же, как всегда, все расставит по своим местам.