В числе первостепенных задач Общественного совета - привлечение населения и общественных объединений к совершенствованию деятельности ЖКХ области, рассмотрение гражданских инициатив, выявление проблемных вопросов в сфере управления многоквартирными домами и принятие оперативных мер по их устранению.
Между тем, как подчеркивает заместитель министра регионального развития Сергей Назаров, "самый сложный элемент любой реформы - изменение психологии. Став собственниками квартир, большинство россиян пока не осознали, что оборотная сторона собственности - ответственность за ее сохранность, ремонт и участие в контроле за поставщиками коммунальных услуг. Формирование новой психологии, соответствующей новым жилищно-коммунальным реалиям, задача не на один год. Прежде всего, должна быть сформулирована программа жилищного просвещения и определены механизмы, при помощи которых она будет реализована".
Открытость и оперативность
Недавно созданный при администрации области Общественный совет по вопросам ЖКХ на минувшей неделе провел второе заседание, причем в новом составе.
В Общественный совет по вопросам ЖКХ теперь входит 51 человек, из них чиновников и представителей ресурсоснабжающих и управляющих компаний всего 15. А вот представителей общественности и активных граждан - основное большинство.
Как такая расстановка сил повлияет на эффективность решения коммунальных проблем - покажет время, но уже сейчас очевидно, что "достучаться в нужную дверь" станет намного проще. В первую очередь, общественная структура займется изучением жалоб, поступающих по официальным каналам, и обращений с неофициального сайта губернатора - betin.tambov.ru. Типичные жалобы и актуальные проблемы будут проходить через публичные слушания.
ЖКХ и дороги. Судя по обращениям тамбовчан, в том числе и на неофициальный сайт губернатора, эти две темы остаются самыми злободневными для жителей региона. Продолжают поступать нарекания в адрес управляющих компаний. Зачастую вопросы, которые поступают в адрес губернатора, возникают у тамбовчан от элементарного незнания своих прав в сфере ЖКХ. Вот именно над этим - над правовой грамотностью населения - и придется основательно поработать Общественному совету.
Оперативность реагирования должна стать еще одной визитной карточкой выработанного механизма. Что касается сроков, то рассматривать обращение обещают в пятидневный срок.
Механизм в действии
Жалобы на качество работы жилищно-коммунального хозяйства, с которыми тамбовчане обращаются к президенту, в правительство, а также на сайт губернатора Олега Бетина, попадают в соответствующие надзорные органы. После этого представители Общественного совета, СМИ, управляющих и ресурсоснабжающих организаций выезжают по конкретному адресу и разбираются в сложившейся ситуации.
- В таком случае присутствие гражданина, который обратился, обязательно, - уверен заместитель главы администрации Тамбовской области Николай Перепечин. - Это позволяет более оперативно и по существу рассмотреть суть обращения, принять решение, устранить проблему и потом сообщить заявителю.
Регламент взаимодействия в системе ЖКХ, который строго разграничит обязанности и полномочия всех участников сферы ЖКХ, должен стать настольной книгой не только для управляющих компаний, но и для граждан.
Разработан он будет в самое ближайшее время. Эту работу проведут представители Общественного совета по жилищно-коммунальному хозяйству.
В планах чиновников также заняться юридической грамотностью населения. Для тамбовчан представители власти хотят организовать различные семинары.
* * *
Предполагается, что создание Общественного совета приведет в целом к повышению информированности граждан по вопросам ЖКХ. Как следствие, совместные усилия региональной власти и общественности заставят участников процесса предоставления жилищно-коммунальных услуг работать гораздо качественнее и эффективнее.