Газета №11 (879), 12 марта 2013
Перейти к номеру

ПРОходной вариант

12 марта 2013, 11:46 Прочитали 1 417 раз
Необходимость смягчения опасности от появления системы противоракетной обороны США в Европе - дополнительный стимул к дальнейшему сближению России и Беларуси
Не нужно быть серьезным экспертом в геополитике, чтобы понять, что сегодня предпринимаются методичные попытки расшатать стратегический баланс в мире. Фактический запуск второго этапа создания глобальной системы ПРО США, прощупывание возможностей дальнейшего расширения НАТО на Восток - видимые и, кстати, далеко не единственные свидетельства происходящих глубинных процессов.

Заявления о ненамерениях

В подобной ситуации хорошо хотя бы то, что это прекрасно понимают на самом верху российского руководства. О стремлении изменить сложившийся баланс, в частности, открыто заявил в конце февраля на коллегии Министерства обороны России президент Владимир Путин. По его словам, динамика геополитической обстановки требует, чтобы уже в ближайшие три-пять лет российская армия вышла на "принципиально новый уровень возможностей", соответствующий внешним угрозам.

Высшее руководство страны и российский генералитет и до этого не раз заявляли об антироссийской направленности европейского эшелона ПРО США. Еще в середине прошлого года командующий Ракетными войсками стратегического назначения генерал-полковник Сергей Каракаев на встрече с журналистами в очередной раз напоминал об этом.

По мнению Каракаева, реализация американских планов развития глобальной ПРО с размещением ее элементов в Европе откровенно нивелирует российский ракетно-ядерный потенциал. Понятно, что инициаторы создания системы говорят о том, что развертываемые на европейском континенте противоракетные средства призваны защитить его от иранской угрозы. Интересно, а что "наши американо-европейские друзья" должны сказать - что, расставляя ракетные чушки под носом у России, они именно ее, прежде всего, имеют в виду? Естественно, нет. Политика - даже не математика. И если в точных науках в полном ходу принцип "Два пишем, три в уме", в международной политике чаще всего отдается предпочтение формулам типа "Про одного говорим, про второго пишем, третьего имеем в виду, а четвертый - про запас". Так что ничего удивительного , что в Москве видят угрозу от американских ПРО прежде всего для себя.

Примечательно, что буквально за несколько часов до выступления Владимира Путина на коллегии военного ведомства министр иностранных дел России Сергей Лавров опроверг появившуюся в прессе информацию о возможном обмене между Москвой и Вашингтоном декларациями о сотрудничестве в сфере противоракетной обороны и ненаправленности ЕвроПРО против российского стратегического потенциала. Иначе говоря, вопрос начинает представлять реальную угрозу безопасности нашей страны, поэтому одними заявлениями о намерениях тут уже не обойдешься.

А в начале февраля и спикер Госдумы Сергей Нарышкин на встрече с депутатами французского парламента заявлял, что если европейская система ПРО будет развернута, "мы не сможем сидеть сложа руки, но это не наш выбор".

Но от этого не легче

Что самое интересное, даже при отказе Штатов от размещения ПРО в Европе России легче не станет. Все дело в том, что понимать под словом "отказ". Об этом еще осенью прошлого года на сайте km.ru в статье, которая так и называется - "США могут отказаться от ПРО в Европе. Но России от этого легче не станет", писал Иван Гладилин.

Суть поднятой темы в том, что еще 12 сентября 2012 года Национальный исследовательский совет США, входящий в Национальную академию наук и призванный консультировать администрацию США по принципиальным научно-техническим вопросам, опубликовал доклад по проблематике ПРО, который заказал американский Конгресс.

В нем эксперты, среди которых - ученые, бывшие военачальники и высокопоставленные чиновники, прямо призвали администрацию США отказаться от планов перехвата ракет потенциального противника на разгонной (начальной) стадии полета, на что как раз и нацеливаются усовершенствованные ракеты-перехватчики SM-3, которые планируется разместить в ходе четвертого этапа реализации нынешней концепции ЕвроПРО. Вместо размещения в Европе перехватчиков SM-3 авторы доклада предлагают сосредоточиться на доводке до нужных параметров наземных перехватчиков, которые нацелены на поражение вражеских ракет на пассивном участке траектории.

Как пишет Иван Гладилин, согласно так называемому поэтапному адаптируемому подходу к строительству ЕвроПРО, архитектура ПРО США в Европе должна создаваться в четыре этапа. На первом (до 2011 года) в Средиземном море были дислоцированы корабли, оснащенные комплексами "Иджис" и ракетами-перехватчиками. На втором (к 2015 году) планируется разместить ракеты-перехватчики на территорию Румынии. Третий этап (к 2018 году) предполагает развертывание этих комплексов в Польше. На четвертом этапе (к 2020 году) планируется заменить все ракеты-перехватчики на более совершенные, которые способны защищать уже всю территорию стран-членов НАТО не только от ракет средней и меньшей дальности, но и от МБР.

Получается, что, с одной стороны, если предположить, что рекомендации НИС будут все же приняты американской администрацией, России это вроде бы будет только на руку: ведь у нее не появятся под носом перехватчики SM-3, способные перехватывать (пусть и теоретически) российские межконтинентальные баллистические ракеты. Но это только на первый взгляд - если концентрировать внимание только на ЕвроПРО и упускать из виду общую военно-стратегическую панораму. А вот если не абстрагироваться от этой панорамы, получается картина, совсем для России не радостная. Ведь взамен таких чисто теоретических средств перехвата против российских ракет будут нацелены средства уже вполне себе практические. А это значит, что в итоге российский потенциал ядерного сдерживания будет нивелирован в гораздо большей мере, чем при реализации так называемого четвертого этапа ЕвроПРО. Вот такое миролюбие по-американски получается.

Плата за плацдарм

То есть налицо ситуация, когда российскому руководству приходится выбирать из двух абсолютно одинаковых зол. А в результате меры реагирования, в любом случае, по своей силе и значимости будут практически одинаковыми.

В материале Александра Алесина "Преференции Москвы готовят Беларусь к роли плацдарма для антиПРО" достаточно ясно прописана перспектива:

"Еще в мае 2012 года в Москве на международной конференции "Фактор противоракетной обороны в формировании нового пространства безопасности", которую организовало Министерство обороны России, уже обсуждались меры нейтрализации рисков от ЕвроПРО. Наиболее полно эти меры были охарактеризованы в выступлении тогдашнего начальника российского генштаба Николая Макарова.

В этот перечень было включено оснащение стратегических ракет РВСН и ВМФ новыми высокоэффективными боевыми блоками и комплексами средств преодоления ПРО. Более того, как заявил генерал Макаров, c учетом дестабилизирующего характера системы ПРО Россия при необходимости может нанести упреждающий удар по объектам европейской ПРО. Одним из возможных вариантов разрушения инфраструктуры ПРО станет размещение новых ударных вооружений на юге и северо-западе России для огневого поражения комплексов ПРО, включая развертывание ОТРК "Искандер" в Калининградской области".

Практически сразу же после конференции в СМИ начала появляться информация о том, что такие ракетные комплексы могут появиться и в Беларуси. Размещение новейшего ракетного вооружения на границе с Польшей, которая собирается разместить элементы ПРО, некоторые сравнивали с пистолетом, приставленным к виску.

Еще одним действенным способом нейтрализации противоракетной угрозы для России, по мнению ряда военных специалистов, может стать размещение на западных границах Беларуси суперсовременных зенитных ракетных систем С-400 или модернизированных С-300В. Их технические характеристики позволяют сбивать ракеты-перехватчики на начальном участке их траектории.

Таким образом, как отмечает Александр Алесин, понимая значение Беларуси как плацдарма противодействия американско-натовским ПРО, российское военно-политическое руководство на фоне усиления напряженности со странами Запада сочло возможным пойти навстречу Минску в решении его наиболее вопиющих экономических проблем. То есть нынешнее потепление в отношениях Москвы и Минска отнюдь не случайно. Обратите внимание - все подвижки в области экономического объединения, оформление Таможенного союза, а затем и Единого экономического пространства сопровождаются постоянным усилением военного взаимодействия. Другое дело, что в период президентской кампании в США тема белорусско-российского военного сотрудничества в прессе обеих стран была сильно сглажена. Возможно, для того, чтобы не создавать проблем Бараку Обаме, на которого ставила Россия.

Но теперь выборы в Америке позади, и вопросы стратегического взаимодействия Минска и Москвы, скорее всего, вновь выдвинутся на первый план. Тем более что для этого имеется оперативный повод - подготовка и проведение крупных совместных учений "Запад-2013", активная фаза которых пройдет на территории Беларуси.

Вместо заключения

В существующей ситуации военного противостояния России и Запада поиск союзников - это вопрос не одного только смягчения положения с размещением ПРО. Смотреть надо дальше. Желание России иметь в качестве такого союзника Беларусь, расположившуюся в самом центре Европы, может обеспечить более или менее стабильное развитие событий на определенную перспективу.

Другое дело, что и в Минске это понимают, а потому хотят для себя выгоду от такого партнерства. Как результат, сближение наших стран превращается в разносторонний процесс, где бонусы в той или иной степени получают все.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер