Газета №10 (878), 5 марта 2013
Перейти к номеру

Мои года - мое богатство?

5 марта 2013, 17:14 Прочитали 1 329 раз
Пенсионная реформа продолжается. К чему следует быть готовым будущим пенсионерам, разбирался наш корреспондент
Немного предыстории

В настоящее время в нашей стране происходит реформирование пенсионной системы. Напомним, что изменение принципов пенсионного обеспечения в нашей стране происходит отнюдь не в первый раз. В советское время расходы на выплату пенсий производились из государственного бюджета. Однако к концу минувшего века эта система уже не давала возможности платить гражданам пенсии такого размера, который обеспечил бы пенсионерам нормальный уровень жизни. В 2002 году произошла реформа, в результате которой сформировалась многоуровневая пенсионная система. Она включает в себя обязательное пенсионное страхование, государственное пенсионное обеспечение и дополнительное негосударственное. Государственное пенсионное обеспечение предполагает выплату социальных пенсий тем, кто не заработал трудовой пенсии. Такие пенсии сегодня по линии Пенсионного фонда России получают около 3,5 миллионов человек. Дополнительное пенсионное обеспечение осуществляют негосударственные пенсионные фонды за счет тех взносов, которые делал в них сам гражданин, и инвестирования этих средств. В соответствующих программах сегодня принимают участие менее 7,5 миллионов россиян. Обязательное пенсионное страхование, в котором принимают участие практически все граждане РФ, дает возможность получения при достижении необходимого возраста трудовой пенсии. В настоящее время трудовую пенсию получают около 37 миллионов человек. Формируется она за счет страховых взносов, которые уплачиваются за всех работающих граждан. Часть этих взносов, которая сейчас составляет 6 процентов от зарплаты, формирует накопительную часть пенсии. Это реальные деньги, которые "крутятся" и "прирастают", хоть и незначительно. Другая часть, составляющая 16 процентов от зарплаты, идет на формирование страховой части пенсии. Эти средства, в отличие от средств накопительной части, не лежат на банковском счете застрахованного лица в виде денег, а существуют, можно сказать, как обещание государства платить пенсию при достижении права на ее получение. Сами же деньги идут на выплату пенсий нынешним пенсионерам. На выплату же пенсий сегодняшним работникам должны будут пойти страховые взносы следующих поколений.

Однако пришел момент, когда пенсионная система, начавшая действовать в 2002 году, перестала давать уверенность в том, что взносы, которые платятся за работающих граждан, позволят платить достойную пенсию всем, кто имеет право на ее получение. Ведь пенсионеров становится все больше, работающих граждан все меньше, а прожиточный минимум только увеличивается. В связи с этим назрела необходимость проведения новой пенсионной реформы, которая должна решить трудносопоставимые задачи: обеспечить пенсионерам достойную жизнь и при этом сохранить финансовую нагрузку на государство и на страхователей (то есть тех, кто уплачивает взносы) на приемлемом уровне.

Задача оказалась не из простых. Ведь если не увеличивать размер страховых взносов, то при уменьшении числа работающих и увеличении числа пенсионеров размер пенсий может только уменьшаться. В этом случае обеспечить достойную старость можно будет только при увеличении финансовой нагрузки на государство. Получается, что разрубить этот гордиев узел можно лишь одним способом - сделать так, чтобы работающих людей было больше, чем получающих пенсию. Проще всего достичь этой цели можно было бы, значительно увеличив возраст, дающий право на получение пенсии. Эта жесткая мера бурно обсуждалась, но не получила одобрения Президента РФ, равно как и большинства жителей нашего государства. Разрубить гордиев узел не вышло, так что пришлось его развязывать. Специалисты приступили к разработке Стратегии развития системы пенсионного обеспечения, которая должна была определить все возможные пути решения названных выше задач без повышения возраста, дающего право выхода на пенсию. В самом конце 2012 года такая Стратегия была принята. Принципиально новым стало то, что задан курс на создание трехуровневой модели пенсионной системы. Первый уровень - это трудовая пенсия, существующая и сегодня, которая формируется в рамках системы обязательного пенсионного страхования. Второй уровень - корпоративная пенсия, формируемая работодателем, третий уровень - частная пенсия, которую работник создает себе сам. Корпоративная и частная пенсия - это нововведения, которым еще предстоит прижиться, да и существуют они пока только на бумаге. Так что многие ли из нас будут получать их, пока неизвестно. Другое дело - трудовая пенсия, на получение которой по-прежнему может рассчитывать большинство из нас. В формировании и определении размера этого вида пенсии тоже предстоят изменения. Стратегия определила основные направления этих нововведений. Остановимся на некоторых из них.

Пенсионная формула

Размер трудовой пенсии для каждого высчитывается индивидуально. Сделать сегодня это может, пожалуй, только специалист - настолько сложна применяемая формула. Как нам пояснили в местном отделении ПФР, размер пенсии складывается как бы из двух частей. Первая часть высчитывается отдельно за трудовой период до 1 января 2002 года, исходя из общего стажа и среднего размера зарплаты за любые 5 лет подряд (или за 2000 - 2001 годы по сведениям персонифицированного учета). То есть она довольно сильно зависит от того, сколько лет человек проработал. Размер второй части зависит от общей суммы страховых взносов в ПФР, уплаченных после 2002 года. Чем больше зарплата (разумеется, "белая"), тем больше сумма страховых взносов. Так что третья часть в большей степени зависит от размера зарплаты: при одинаковом стаже размер этой части пенсии будет больше у тех, кто больше зарабатывал. Более того, при таком подходе пенсия у тех, кто проработал всего несколько лет, получая высокую зарплату, может оказаться даже больше, чем у тех, кто многие годы трудился "за гроши".

Стратегия пенсионной реформы предполагает переход на расчет размера пенсии исходя из нормативного стажа. Продолжительность этого нормативного страхового стажа должна составлять 35 лет. Имея его, человек может рассчитывать, что коэффициент замещения его трудовой пенсией по старости составит 40 процентов утраченного им заработка. Если стаж будет меньше 35 лет, то и коэффициент замещения будет меньше 40 процентов, и наоборот, проработав более 35 лет, гражданин сможет рассчитывать на то, что его пенсия составит более 40 процентов от его среднего заработка. Согласно Стратегии, размер трудовой пенсии должен будет зависеть одновременно и от зарплаты, и от стажа.

Как именно будет рассчитываться размер пенсии, исходя их вышеназванных параметров, сказать пока сложно, так как соответствующей формулы пока не существует. Но предположить, какой она будет, можно. Завесу над ней приоткрыл заместитель министра труда и социальной защиты Андрей Пудов на Красноярском экономическом форуме. Считаться пенсия, судя по его словам, будет ежегодно, и каждый проработанный год даст определенный коэффициент замещения. Единица, скорее всего, будет соответствовать одному проценту зарплаты, которую будущий пенсионер получал в течение года. В сумме эти коэффициенты за 35 лет, при условии уплаты взносов со всей зарплаты, должны будут составить 40 баллов и дать возможность получать пенсию в размере 40 процентов от зарплаты, которую человек получал на протяжении всей его трудовой жизни. Думается, что в этом случае будет максимально соблюдена социальная справедливость: кто больше работал и больше зарабатывал, а значит, и в большей степени способствовал пополнению пенсионного фонда, тот и пенсию будет получать большего размера. При этом потеряют в пенсии как те, кто получал невысокую зарплату, так и те, кто проработал не слишком много лет. Настораживает лишь тот факт, что женщине, начавшей трудиться с 20 лет, чтобы выйти на пенсию в 55 лет, придется трудиться непрерывно. При этом постараться не уходить даже в отпуск по уходу за ребенком, потому что в этот период она зарплату не получает и отчислений за нее в Пенсионный фонд не производится, так что умножать на коэффициент замещения, возможно, будет нечего. В лучшем случае это будет сумма получаемого ею пособия. Впрочем, точнее сказать, насколько пострадают женщины, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком, при введении новой формулы и пострадают ли вообще, можно будет только после принятия этой формулы. Произойти это должно довольно скоро - Владимир Путин поручил разработать ее до середины текущего года.

Право на пенсию

Стратегией пенсионной системы предполагается увеличить требования к минимальному стажу, необходимому на получение права на трудовую пенсию при достижении пенсионного возраста. Сейчас, чтобы начать получать трудовую пенсию при достижении 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин, необходимо иметь страховой стаж не менее 5 лет. Сначала шла речь об увеличении этого срока до 10 лет, но на Красноярском экономическом форуме Андрей Пудов озвучил уже другую цифру - 15 лет. С первого взгляда, срок этот не такой уж и большой. По данным ПФР, средний стаж уходящих на трудовую пенсию россиян составляет почти 34 года. Да и сами мы видим, что подавляющее большинство россиян не может позволить себе всю жизнь просидеть без дела. Если "наработать" 35 лет к 55 или даже к 60 годам довольно сложно, то 15-летний стаж - отнюдь не утопия. Тем более, что в страховой стаж включаются и период прохождения срочной службы в армии, и период нахождения в отпуске по уходу за ребенком (но не более трех лет).

Тем не менее, статистика говорит о том, что сегодня даже 5-летний стаж имеют далеко не все. Причем проблемы со стажем могут возникнуть не только у "патологических лентяев", но и у домохозяек, многодетных матерей, а также у тех, кто работает без оформления трудовых отношений, а такие случаи отнюдь не единичны. В итоге, из 349 тысяч пенсионеров Тамбовщины трудовую пенсию получают лишь 325 тысяч, что составляет 93 процента. Социальную пенсию получают примерно 6 тысяч человек. Чтобы довести размер этой пенсии хотя бы до прожиточного минимума пенсионера, федеральный бюджет вынужден доплачивать получателям социальных пенсий определенную сумму. Так что сегодня приблизительно 3 процента тамбовских пенсионеров вынуждены укладываться в прожиточный минимум, который в настоящее время составляет для них 4102 рубля.

Если минимально необходимый для получения права на пенсию стаж увеличат до 15 лет, то пожилых людей, которым придется жить на социальную пенсию, станет еще больше. Следует также учесть, что возраст, позволяющий выйти на социальную пенсию по старости, составляет не 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин, а 60 и 65 лет соответственно. Причем получать социальную пенсию они смогут лишь в том случае, если нигде не работают.

Разумеется, увеличивать минимальный стаж, дающий право на трудовую пенсию, с 5 до 15 лет будут поэтапно, чтобы дать время будущим пенсионерам доработать недостающие годы. Тех, кто должен достичь пенсионного возраста в ближайшие годы, измененные требования к минимальному стажу не коснутся.

В пожилом возрасте заработать хорошую пенсию будет легче

Раз увеличить пенсионный возраст не удалось, и даже нормативный стаж по рекомендации Президента РФ пришлось снизить с планируемых 40 до 35 лет, то государство решило стимулировать граждан самим не стремиться выходить на пенсию рано. Сегодня, как правило, гражданам, достигшим пенсионного возраста, выгодно трудиться, получая одновременно и зарплату, и пенсию. По данным Тамбовского отделения ПФР, 26 процентов пенсионеров так и поступают. Однако сегодня продумываются варианты, как стимулировать граждан пенсионного возраста продолжать трудиться как можно дольше, не оформляя пенсии. Для этого надо сделать так, чтобы "презент" был достаточно хорош, чтобы отказаться от получения пенсии в течение нескольких лет. Не исключено, что для работающих граждан, которые не вышли на пенсию, когда им исполнилось 55 или 60 лет, введут повышенный коэффициент замещения. В этом случае каждый отработанный год будет давать им прибавку к пенсии не один процент от зарплаты, а значительно больше. Об этом тоже шла речь на вышеназванном экономическом форуме. Правда, точных цифр, сколько это будет стоить "в баллах", пока названо не было.

Расплата за вредность

Все вышеназванные изменения находятся пока еще только в прожектах, но некоторые идеи, обозначенные в стратегии пенсионной реформы, практическое воплощение уже получили.

- В плане именно пенсионного обеспечения: в расчете размера пенсии, в определении права на нее - у нас никаких изменений не произошло, - говорит заместитель управляющего ОПФР по Тамбовской области Наталья Шабанова. - Единственное, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости (в соответствии с подпунктом 1-18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001) периоды работы включаются в льготный стаж в том случае, если работодатель уплачивает дополнительный тариф. Речь идет о работниках так называемых "вредных" производств. С 1 января 2013 года страхователь должен платить за них дополнительные страховые взносы в размере 2-х или 4-х процентов в зависимости от степени "вредности". В будущем этот страховой тариф должен подрасти. Впрочем, это нововведение касается не столько самих будущих пенсионеров, сколько их работодателей.

Взаимопомощь или накопления?

С 2014 года произойдут изменения, которые касаются всех: накопительная часть страховых взносов уменьшится с 6% до 2%. Таким образом, объем страховых взносов, которые можно будет направить на выплату пенсий сегодняшним пенсионерам, возрастет. Однако проявлять солидарность или увеличивать свои накопления - решать нам самим. Спасти свои 4% можно, выбрав управляющую компанию (частную или ГУК "Внешэкономбанк") или НПФ и написав соответствующее заявление. Тогда с 2014 года в накопительную часть будет по-прежнему отчисляться 6 процентов страховых взносов. Сохранится этот процент и у тех, кто сделал свой выбор раньше. Если они хотят увеличить страховую часть пенсии, то им надо написать соответствующее заявление. Так называемые "молчуны", которые в течение текущего года так и не сделают свой выбор, сохранят в накопительной части лишь 2%.

Следует иметь в виду, что с 1 января 2014 года граждане смогут формировать свои пенсионные накопления через частные УК или НПФ при тарифе 6%, через ГУК "Внешэкономбанк" через тариф 6% или 2% на выбор. Но выбор этот необходимо сделать уже в текущем году.

* * *

Увеличение минимального стажа, дающего права на пенсию, - раз. Стимулирование граждан пенсионного возраста продолжать трудиться, не оформляя пенсии, - два. Установление 35-летнего нормативного стажа для получения пенсии, составляющей 40 процентов утраченного заработка, - три. Все эти готовящиеся нововведения говорят о том, что государство мягко, но настойчиво подталкивает нас к решению работать как можно дольше - пока здоровье позволяет. Ведь размер пенсии после реализации стратегии пенсионной реформы будет очень сильно зависеть от трудового стажа. Да, увеличения пенсионного возраста не произошло, - обещание сдержано. Однако выходить на пенсию многие из нас, думается, будут намного позже, чем наши родители. Если только нас не догонит еще одна пенсионная реформа.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер