Газета №9 (877), 26 февраля 2013
Перейти к номеру

Без царя во главе

26 февраля 2013, 14:07 Прочитали 1 437 раз
Нужна ли современным русским людям монархия?
Второе десятилетие двадцать первого века оказалось на редкость урожайным на исторические юбилеи - 150 лет отмены крепостного права, 1150 лет российской государственности, двести лет победы над Наполеоном. В этой череде круглых дат исключительно свое место займет четырехсотлетие Дома Романовых. Хотя почему займет? Уже заняло. Место действительно исключительное – и по количеству уже выписанных оплеух, и по числу еще запланированных восхвалений, и по их соотношению между собой.

Подходы с крайностью

Это наводит на мысль о несправедливости звучащих подходов и суждений. Привычка кидаться из одной крайности в другую приводит к тому, что из положения, когда при царе все было плохо, мы без всякого предварительного уведомления перешли к состоянию, когда при нем же все было просто идеально. Да, в мире и самой России существовали силы, которым была чужда, противна и смертельно враждебна именно русская монархия. Поэтому на протяжении многих десятилетий после гражданской войны сам принцип монархического самодержавия был оболган: государь описывался как «самодур на троне, властолюбец и временщик, который гребет под себя, назначает дураков». Как сейчас помню эту сценку из книжки, прочитанной в детстве, когда изголодавшиеся рабочие пришли к царю, а он сидел на троне, водку трескал и конфетами закусывал.

Зато сегодня зачастую в умах некоторых псевдопатриотов преобладает абсолютно противоположный финт – в начале двадцатого века Россия представляла собой чуть ли не Царство Божие на земле, которое исключительно кознями внешних и внутренних врагов было разрушено до основания. В одной из православных книжек или передач уловил не так давно такую фразу – мол, вот в царской России такого количества разводов не было, как сейчас. Правильно, не было. Только почему? Развестись было практически невозможно. Разводы разрешались в исключительных случаях людям очень высокого положения. А сколько поломанных судеб, сколько искалеченных жизней стоит за этим «разводов не было», те, кто заявляет подобное, вряд ли задумываются. Это только один из примеров предвзятого отношения к родной истории. И таких примеров - тысячи. Из них, отдельных фактов, мыслей, фраз, складывается общая картина.

Однобокость подходов к родной истории и роли в нем монархии вообще и Дома Романовых в частности видна невооруженным взглядом. С одной стороны, если в добольшевистской России все было так плохо, как смогла страна из уровня удельных княжеств вырасти до самой мощной империи в мире? Плюньте в мою сторону сколько угодно раз, но это исторический факт. С другой стороны, если на моей Родине в то время организовалась прямо-таки райская жизнь, кто совершил революцию? Одни только несколько тысяч еврейских комиссаров в кожаных куртках? Сомневаюсь. В селе, где я сейчас живу, колокола с церкви скидывали не приезжие начальники, а местные активисты. И деда с бабкой в тридцать втором году раскулачивать пришли односельчане – хотя кулаками те никогда не были.

Триста лет у руля

Во всей сегодняшней свистопляске мнений как не было, так и нет главного, чего так хочется, - объективности. И празднование четырехсотлетия Дома Романовых, скорее всего, этой объективности не принесет. Наоборот – только обострит противостояние взглядов и суждений.

А ведь дата поистине знаковая. Не сама цифра «400», конечно, - род, который за ней стоит. Вряд ли хоть один серьезный ученый станет возражать, что вся история Романовых неразрывно связана с жизнью России. Более трех веков представители династии стояли у руля государства, определяя внутреннюю и внешнюю политику, проводя серьезнейшие реформы, формируя нравственный и духовный облик всей русской нации. И что крайне важно, Романовы – это не только цари и императоры. Самодержцы –малая, самая заметная часть семьи. А среди ее членов - имена великих государственных деятелей, полководцев, дипломатов. Многие Романовы прославились как щедрые меценаты, талантливые литераторы, историки, живописцы, ученые.

Ни один человек, мало-мальски знакомый с отечественной историей, не будет отрицать того очевидного факта, что без преобразований Петра I, мудрости и выдержки Александра I в 1812 году, без реформ Александра II и миролюбия Александра III Россия как великая держава вряд ли вообще бы состоялась - скорее всего, ее ждала бы печальная участь полузависимого колониального придатка европейских митрополий.

Полтора процента монархии

В связи с юбилеем возникает необходимость обратиться к теме возрождения в России монархии. Подобные мысли с той или иной степенью интенсивности витают в некоторых слишком горячих головах и наверняка усилятся в год празднования четырехсотлетия Дома Романовых. Мол, монархия, причем монархия православная, – это российская национальная форма государственности. И даже в годы советской власти законного самодержца сменил пусть незаконный, но все равно на деле единоличный правитель. Причем такой атрибут, как Боярская Дума при царе или Сенат при императоре, существовал и при Генеральном секретаре в виде Политбюро ЦК КПСС.

Да, лично я как православный монархист уверен в том, что самодержавие является для России, да и для любой другой страны, наилучшей формой правления. Но я считаю себя нормальным здравомыслящим человеком и прекрасно понимаю, что сегодня восстановление именно монархии в России в любой виде – абсолютном, конституционном, урезанном, обрезанном, каком угодно – просто невозможно.

Говоря подобное, исхожу именно из мысли о том, что православная монархия – это национальная русская форма правления. Кто сегодня искренне поддерживает идею восстановления самодержавия в России? Православные, да и то далеко не все. Безусловно, есть и те, кто православными и вообще верующими не является, но кому идеи монархизма близки. Тем не менее, сама суть русского самодержавия очень ярко выражена в легендарной формуле «Православие, самодержавие, народность». А потому сложно представить себе идеи русского монархизма, никак не связанные с Православием.

Итак, исходим из того, что монархическая идея в России находит себе оплот, прежде всего, в умах и сердцах православных. На словах, иначе говоря, при проведении социологических опросов, таковыми себя называют больше восьмидесяти процентов жителей страны. На деле девяносто девять сотых из них – «пасхальные христиане» или, в лучшем случае, «захожане».

В сельской церкви, прихожанином которой я являюсь, каждое рядовое воскресенье на службе стоит от тридцати до пятидесяти, в исключительных случаях – до шестидесяти человек. При этом в селе живет более двух тысяч. То есть активные православные, если хотя бы хождение по воскресеньям в храм брать за признак религиозной активности, - от одного до двух процентов жителей села. В соседнем селе живет четыре с половиной тысячи человек, и число постоянных прихожан примерно в два раза больше. Но процент от общего числа жителей остается тем же. Если в дореволюционном Тамбове на пятьдесят тысяч населения приходилось более трех десятков церквей и все они во время службы были забиты народом, то сегодня на трехсоттысячный город – менее десятка православных храмов, из которых по-настоящему заполненным можно считать только Троицкий в северной части города.

Полтора-два процента населения – вот реальные показатели православности в сегодняшней России. Скорее всего, и из этого количества далеко не все поддерживают мысль о возрождении монархии. Осмелюсь предположить, что большинству остальных жителей страны идея чужда. Хорошо это или плохо – вопрос другой. Но сегодня ситуация такова, что русским людям царь не нужен.

Вместо заключения

Чем тогда может послужить России монархическая идея сегодня? Тем же, чем она стала для страны четыреста лет назад – символом объединения во имя процветания Родины. Вьюжным февральским днем 1613 года Земский собор «лучших людей Земли русской» призвал на российский царский престол семнадцатилетнего Михаила Федоровича Романова. Этот шаг стал политическим компромиссом, устроившим боярские группировки, православных иерархов, городской люд, в то время, когда страна, разоренная и уставшая после долгих лет внутренней смуты и польской интервенции, томилась по сильной власти, способной принести мир и покой.

В воспоминание об этом событии, объединившем русских людей всех возрастов и сословий и ставшем началом возрождения страны, хотелось бы верить, что празднование четырехсотлетия Дома Романовых станет событием, которое внесет свой вклад в возрождение и укрепление национального достоинства и российской государственности – того, что нам сегодня действительно необходимо.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер