Газета №7 (875), 12 февраля 2013
Перейти к номеру

Культурный слой - 3

12 февраля 2013, 15:36 Прочитали 1 367 раз
Культурная жизнь обычного провинциального города оказывается намного богаче и разнообразней, чем можно представить на первый взгляд
Сегодня мы продолжаем рассказывать нашим читателям о том, какой была культурная жизнь Тамбовщины в прошлом, как десятилетиями и веками складывались нынешние культурные традиции жителей края. Задача эта непростая, ведь понятие культуры включает в себя многие оттенки, зачастую весьма неожиданные. Кроме того, большое значение в деле развития культурных традиций имеет тесная связь прошлого, настоящего и будущего. Взяв за основу увиденные на улицах Тамбова плакаты, посвященные объявленному в области Году культуры, мы, как нам кажется, имеем шанс установить эту связь. Итак, сегодня - продолжение поднятой в предыдущих номерах темы.

Чтобы музыка звучала

Начав в прошлом номере рассказывать о появлении и развитии в нашем крае собственных музыкальных традиций, мы говорили, прежде всего, о традициях хоровых и вообще певческих. Это, выражаясь современным языком, безусловная "фишка" Тамбовщины. Но ведь у нас не меньшим образом развивалось и музыкальное искусство в целом. Без понимания этого освещение вопроса выглядит несколько однобоким. Поэтому сегодня - хотя бы вкратце о других темах из истории развития музыкального искусства края.

Концертная деятельность была организована в дореволюционном Тамбове в двух направлениях - в виде духовных и светских собраний. Причем это были не сами просто концерты, но и музыкально-литературные вечера, религиозно-нравственные и народные чтения, храмовые праздники, юбилейные торжества, публичные акты и многое другое.

Вообще специалисты отмечают особые черты у концертной практики в Тамбове разных периодов. Речь о двух временных отрезках: 1786-1878 и 1879-1917 годы. И если в первом преобладали любительские выступления, в том числе студенческие, то во втором на первый план выходят профессиональные музыканты. Опять же в первом периоде концерты организовывали энтузиасты-частники и благотворительные общества, во втором - музыкальное общество, которое сначала называлось Обществом любителей музыкального и драматического искусства, затем Тамбовским отделением Императорского русского музыкального обшества (ТОИРМО).

Целенаправленная просветительская деятельность педагогов музыкальных классов при ТОИРМО привела к регулярным камерным и симфоническим собраниям на Тамбовщине. Так музыкальная жизнь одного из провинциальных городов Черноземья вошла в русло общих культурных тенденций. Кстати, на рубеже XIX-XX веков по интенсивности концертной жизни Тамбов заметно выделялся в Черноземном регионе.

Уникальным явлением в культурной жизни Тамбова, не имевшим ничего подобного в провинциальных городах Центральной России, стало издание двух музыкально-литературных журналов с нотным приложением - "Баян" и "Гусельки-яровчаты".

Мы уже не говорим о том, что с нашим краем связана деятельность многих выдающихся мастеров искусств. Тамбовское музыкальное училище, сегодня Тамбовский музыкально-педагогический институт имени Рахманинова, - одно из старейших во всей России, воспитавшее много видных композиторов - И. Дзержинского, В.Желобинского, Г. Мушеля, профессора Московской консерватории В.Мержанова, руководителя ансамбля скрипачей Большого театра Ю. Реентовича. Среди наших земляков - композитор А.Н. Верстовский, пианист К.Н. Игумнов. Шесть лет в тамбовское село Усово приезжал П.И. Чайковский и работал над симфонической фантазией "Буря", над Второй и Третьей симфониями, оперой "Кузнец Вакула". 28 лет в Ивановке жил и работал С.В.Рахманинов, создав здесь почти все свои произведения. В музыкальных собраниях, которые проводило Тамбовское отделение Русского музыкального общества, участвовали известные певцы и музыканты - А. Скрябин, С. Танеев, А. Нежданова, Ф. Шаляпин, Л. Собинов и многие другие.

Результатом поистине огромной музыкально-просветительской деятельности, развернутой в Тамбовской губернии до октября 1917 года, стал серьезный подъем этой отрасли. Усилия педагогов-просветителей музыкального училища привели к признанию Тамбовской губернии центром одного из пяти музыкальных округов России, которые образовались в 1919 году. В состав Тамбовского округа вошли Брянская, Воронежская, Курская и Орловская губернии. И хотя округ существовал только до 1922 года, но и за этот небольшой срок сделано было невероятно много. Первые годы советской власти не прервали поступательного развития музыкальной жизни и образования в нашем крае. Наоборот, можно считать, что 1920-е годы - это некий итог большого периода музыкальной истории до революции. И одновременно - начало новой главы музыкальной жизни Тамбовщины.

Чтобы жизнь была ярче

Живопись - одно из направлений культурной жизни, в котором, пожалуй, наиболее зримо видна связь времен. Умение передать зрительный образ так, чтобы он воспринимался свежо и современно во все времена, - особое искусство. С Тамбовщиной связано множество людей, способных на подобное.

Первое упоминание о тех, кто профессионально занимался изобразительным искусством, в документах тамбовского края относится к первой четверти XIX века. Правда, художники не были представителями многочисленной профессиональной группы. По данным на 1825 год, их было только трое - Палладий Данилов, Трофим Попов и Александр Лебедев. Сведения о характере их творчества и выполненные ими работы до нас не дошли. Зато более известен своим искусством Егор Куракин. Этот талантливый художник происходил из крепостных помещика Арапова. Сведения о нем дошли до нас благодаря нескольким публикациям, освещавшим проходившую в 1837 году губернскую выставку.

Из крепостных происходил и художник Афанасий Надеждин. В Тамбовскую губернию он приехал после окончания известной в России Арзамасской иконописной школы, получив вольную от помещика. В Козлове в 1832 году по образцу Арзамасской школы он создал собственную школу-мастерскую, которая в 1836 году получила признание и покровительство Академии художеств.

Замечательный российский скульптор второй половины XIX века Евгений Лансере родился в Моршанске в 1848 году, и здесь прошли его детские годы. Талант рисовальщика проявился у мальчика очень рано. С живой проницательностью изображал юный художник движения и позы лошадей, наблюдая этих животных в многочисленных рысистых конезаводах Моршанского уезда.

Андрей Рябушкин родился в селе Станичная слобода под Борисоглебском в 1861 году в семье иконописца. Рисовать Рябушкин начал в раннем детстве, первые уроки рисования получил от отца. Впечатления детства во многом определили содержание творчества художника, его интерес к русской старине и традиционной культуре. Не случайно одна из ранних жанровых работ художника носит название "Крестьянская свадьба в Тамбовской губернии". Эту работу купил П.М. Третьяков для своей галереи. На тамбовской земле художник жил до 1875 года, когда поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.

С Тамбовщиной связано творчество талантливого русского пейзажиста Федора Васильева. В 1869 году ученик рисовальных классов Общества поощрения художеств был приглашен П.С.Строгановым для пейзажных зарисовок в его имение Кариан-Знаменское под Тамбовом. Здесь художник прожил все лето и вторично приезжал сюда в 1870 году. Живописные окрестности Знаменского оставили неизгладимый след в душе художника. Впечатления первого общения с природой были очень сильными и волнующими. Все это вызвало прилив творческого вдохновения. Васильев сделал в Знаменском множество карандашных набросков и живописных этюдов. Позднее по мотивам знаменских впечатлений художник написал наиболее известные свои работы "Перед дождем", "После дождя", "Деревня". И даже находясь среди богатейшей природы Крыма, в 1872 году художник вновь обращается к пейзажу Тамбовщины и создает свои шедевры "Мокрый луг" и "Заброшенная мельница".

Художники Василий и Елена Поленовы неоднократно гостили в 1870-1880-х годах в имении Ольшанка Борисоглебского уезда у своего дяди В.А. Воейкова. Летом 1877 года Поленов на местном материале создал тонкую пейзажную зарисовку "Пруд в парке. Ольшанка", где перед зрителем предстал уголок старинного запущенного парка, деревья которого отражаются в темной зеркальной глади воды.

Заметным явлением в художественной критике восьмидесятых годов XIX века стало творчество писателя и историка искусства Алексея Вышеславцева. Он родился в селе Караул Кирсановского уезда в 1831 году. Критическое наследие Вышеславцева посвящено творчеству живописцев эпохи Возрождения. Основные его научные труды были написаны после поездки в Константинополь, Афины и ряд городов Италии. За цикл работ Академия художеств присвоила Вышеславцеву звание "Почетный вольный общник".

В Козлове, сегодняшнем Мичуринске, начал свою творческую деятельность Сергей Криволуцкий. Он родился в селе Курдюки Кирсановского уезда. В самом конце XIX века Криволуцкий начал заниматься в Козлове педагогической деятельностью. В октябре 1900 года он открыл бесплатные вечерние классы рисования. Желающих учиться в новом учебном заведении было великое множество. Видя такой интерес козловцев к классам, Криволуцкий решил открыть настоящую художественную школу. Официальное открытие ее состоялось в середине января 1902 года. После революции Криволуцкий приезжал в родные Курдюки и продолжал заниматься живописью, писал декорации для кирсановского театра к спектаклю "На дне".

Художник М.В. Добужинский регулярно бывал на Тамбовщине у матери - оперной певицы, оставившей сцену и поселившейся на своем хуторе, расположенном в сорока верстах от Кирсанова. Отдыхая в Инжавино, Добужинский много рисовал. В результате этих поездок среди зарисовок художника появились пейзажи с силуэтами ветл, вереницей спускающихся вдоль холмов, или ветлы, спускающиеся к воде извилистой речки, шахматные узоры полей, засеянных рожью, гречихой, овсом и табаком.

Справедливости ради стоит отметить, что после 1917 года художественная жизнь Тамбовщины стала сложней и динамичней. В Тамбове, Козлове стихийно возникли объединения художников. Выдвигались идеи создания нового искусства. В Тамбове состоялась конференция Пролеткульта, провозглашавшего авангардизм на почве отрицания прошлой культуры. Но при этом в крае продолжали работать мастера реалистического искусства. В 1925 году в Тамбове был создан филиал Ассоциации художников России.

* * *

Пока я занимался изысканиями для своих материалов по теме развития культуры на Тамбовщине, во мне подспудно зрел вопрос: как еще совсем недавно я и представить себе не мог, что культурная история моего родного края настолько богата и разнообразна? А ведь и верно: на первый взгляд, что особенного может дать небольшой по общероссийским меркам провинциальный город? Что особенного в нем могло происходить? Ан нет - происходило и происходит. А потому - продолжение следует. Впереди - век двадцатый.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер