Газета №7 (875), 12 февраля 2013
Перейти к номеру

Дорога и мы: остаться в живых

12 февраля 2013, 15:31 Прочитали 5 400 раз
Закрывать глаза на гибель людей на дорогах больше нельзя. Пока мы делаем вид, что все в порядке, трагедии будут повторяться вновь и вновь
- Я вижу, как по крайней полосе медленно и осторожно движется автомобиль, - вспоминает сотрудник УГИБДД по Тамбовской области, - первая мысль - пьяный. Останавливаю, догадка подтверждается "невооруженным глазом". Человек за рулем даже не отнекивается. Говорит: "Командир, я же аккуратно, никому не мешаю, сейчас до дома доеду и спать". Я смотрю на него и думаю: "Он нормальный или как?"

Или пить, или ездить

А по статистике Минздрава России, 2,7 процента водителей регулярно ездят в слегка подвыпившем состоянии, а почти 15 процентов признались, что регулярно садятся за руль в состоянии сильного опьянения. А процент тех, кто делает это от случая к случаю, вообще не сосчитать.

Существует мнение людей и официальных лиц о том, что проблема пьянства за рулем в России просто надуманна. Но факт остается фактом: по вине пьяных водителей регулярно гибнут люди.

- Дорога ежедневно калечит десятки судеб. Читая сводки о ДТП на территории области, приходишь к выводу, что мы живем в сумасшедшем мире. Каждый день десятки людей на дорогах области получают травмы. И пока эти трагедии не касаются лично нас, для нас все эти случаи лишь цифры статистики, - уверен начальник отделения пропаганды ГИБДД УМВД по Тамбовской области, подполковник полиции Вадим Рыбкин.

Люди и судьбы

В 2012 году по вине пьяных водителей произошло 72 дорожно-транспортных происшествия, 9 человек погибли, 106 получили ранения. По сравнению с 2011 годом число ДТП увеличилось на 33 процента.

14 июня прошлого года недалеко от Парка культуры и отдыха двадцатилетний житель Тамбовского района ехал с серьезным превышением скорости - 90 км/час. Непосредственно перед постом ДПС водитель попытался обогнать впереди идущий автомобиль, но не справился с управлением. В результате задел попутную машину и на полной скорости сбил стоящего у обочины инспектора ДПС. Удар был настолько силен, что 27-летний лейтенант полиции отлетел от места ДТП на десять метров. Пострадавшего доставили в больницу, где спустя сорок минут, не приходя в сознание, он скончался. У погибшего Сергея Милюкова осталась жена и двое детей, а сам нарушитель отделался ссадинами и ушибами.

Самое страшное во всем этом, что на дорогах гибнут дети. В прошлом году в области под колесами машин погибло 8 детей, а более 250 получили ранения различной степени тяжести.

Статистика детского травматизма, которая ведется с 1979 года, показывает, что в 2012 году - самый большой показатель травматизма и гибели детей.

В основном это дети среднего и старшего возраста, погибшие по вине взрослых.

5 октября прошлого года на улице Гагарина произошло серьезное ДТП, которое унесло жизнь трех человек. Еще трое получили ранения и были доставлены в больницу. Среди них и сам виновник ДТП. Автомобиль Volkswagen на высокой скорости вылетел на встречную полосу и столкнулся с ВАЗ - 2104, в котором находилось четыре человека. Произошло лобовое столкновение. Все, кто находились в "Жигулях", включая водителя, погибли на месте. Среди них и одиннадцатилетняя девочка.

Всего за 2012 год в Тамбовской области произошло более двух тысяч ДТП, в которых погибли 248 человек и 2089 получили ранения.

В сентябре прошлого года в Мичуринском районе на трассе М-6 "Каспий" водитель автомобиля ВАЗ-21140 не справился с управлением, съехал с дороги, и машина опрокинулась. Водитель погиб на месте.

А на 401-м километре автодороги Орел-Ливны-Тамбов вследствие ряда нарушений правил дорожного движения со стороны участников ДТП автомобиль Нива оказался зажатым между двумя грузовиками. Погибли водитель внедорожника и его пассажир.

История помнит и более ранние аварии. До сих пор не затихает история гибели молодого парня 6 июня 2009 года в селе Кузьмино-Гать на Тамбовской улице.

Автомобиль Chevrolet совершил наезд на пешехода. Виновник ДТП скрылся с места происшествия, а пешеход впоследствии скончался. Следствие по делу неоднократно прекращалось. Трижды родственники погибшего Антона обращались в УМВД России, и только после этого следствие, которое длится уже более трех лет, возобновилось

На фоне одних только этих цифр и фактов, а это всего лишь мизер из того, что происходит на наших магистралях, в России хотят разрешить шестнадцатилетним подросткам выдавать водительские удостоверения.

Подсмотрели у германцев

Сегодня у нас и так можно обучиться вождению, начиная с 16 лет. Но вот сдать экзамен в ГИБДД и получить водительское удостоверение - только с 18. Не так давно МВД предложило рассмотреть вопрос о снижении возрастного порога для получения водительских прав до 16 лет. Пока в этом возрасте разрешается управлять только мотоциклом, с 18 лет - автомобилем, с 20 - автобусом. Объясняется это тем, что если молодой автолюбитель уже решил сесть за руль, то его мало что или кто может остановить. Легче разрешить, чем запретить.

И все-таки не обошлось в этой инициативе без западного ветерка, который надул в Россию со стороны Германии идею о так называемых "юношеских" правах. В государстве Ангелы Меркель также разрешено сдавать на права с 16 лет, но получают их в 17. Однако до наступления совершеннолетия управлять автомобилем можно только в сопровождении взрослых. Рядом должен сидеть родственник с правами, у которого стаж управления не менее 3 лет, нет грубых нарушений. Практика показала, что такие юные водители практически не попадают в аварии. А начав ездить самостоятельно, они совершают меньше аварий, нежели те водители, которые, получив права в более старшем возрасте, сразу сами садятся за руль. Подобная система была и у нас в советские годы, но изжила себя. Остался лишь ее отголосок в виде права начать обучение на категорию "В" с 16 лет, получить свидетельство об окончании автошколы в 16 лет и три месяца и только через полтора года идти в ГАИ на экзамен. Не удивительно, что к этому времени все навыки, полученные в автошколе, у многих просто теряются.

Теория + практика = 156 Часов

Безусловно, в нашем сегодняшнем контексте стоит более детально рассмотреть вопрос качества подготовки водителей. Ведь в России, учитывая состояние смертности на дорогах, эта тема стоит более чем остро. С одной стороны, на подготовку водителя, согласно методике обучения, отведено 156 часов. Из них только 50 часов - практики. Оставшееся время - теория. Возвращаясь к германским автошколам, для сравнения заметим, что там на теорию отведено всего 12 лекций по два часа. Однако наши кандидаты в водители сильно не беспокоятся по поводу того, что там им преподают в автошколе. Как правило, большинство уже умеют управлять автомобилем, и главное для таких учеников - получить корочку об окончании учебного заведения, чтобы иметь право сдать экзамен в ГИБДД. А кому-то и они не нужны, поскольку у нас есть такая вещь, как экстернат. То есть кандидат сам где-то чему-то научился и пошел сдавать экзамен самостоятельно. И все это огрехи нашего законодательства. Нет четких и жестких требований к автошколам, к их преподавателям, к их программам. Поинтересовавшись в ряде автошкол системой их подготовки водителей, пришли к выводу, что 156 часов все выдерживают, а вот дальше кто как умеет себя представить и разрекламировать: удобный график занятий, новые учебные автомобили, у кого-то иномарки, европейская система обучения… Кстати, она-то нас и заинтересовала, но понять, что в ней от Европы, мы так и не поняли.

Учат в ФРГ

И вновь о немецкой системе, чтобы уж окончательно убедиться, что от нас она пока еще очень далека. Интересно построение самих занятий. На первом уроке на конкретных примерах объясняется, что водитель за рулем должен постоянно думать и анализировать ситуацию. Второе занятие начинается с упоминания об этом, но главный акцент делается на том, что водитель должен думать не только за себя, но и за того парня, то есть прогнозировать ситуацию с учетом того, что окружающие правил дорожного движения могут не знать.

В Германии есть такое понятие, как слабые участники дорожного движения. В их число входят велосипедисты, пешеходы - словом те, кто не имеют водительского удостоверения. Количество часов вождения выбирается индивидуально. Но учитель вождения никогда не отправит на экзамен ученика, если не будет уверен в его навыках. Тем более, что ученику придется заплатить экзаменатору независимо от результатов экзамена 120 евро, а также учителю - 80 евро. Ведь учитель присутствует во время приема экзамена в автомобиле, который он же и предоставляет. В Германии на экзамены государство предоставляет только экзаменатора, и то за плату. Учебный автомобиль, компьютер для теоретического экзамена - это проблемы самого кандидата в водители. Практический экзамен длится 45 минут и проходит в обычных городских условиях. Споров с экзаменаторами не возникает. Требования к приему экзаменов прописаны четко. Субъективизм полностью исключен. Учитель вождения при этом выступает как контролер экзаменатора. Он отмечает в своем экземпляре экзаменационного протокола, как ученик выполняет требования экзаменатора, а экзаменатор - в своем.

Учат в России

А теперь о наших автошколах. Екатерина (девушка представилась нам так) решила учиться вождению не в какой-то государственной автошколе, а в элитной, по европейской системе обучения. Большую роль в выборе, по словам девушки, сыграла реклама. Проблемы начались практически сразу же. Не было постоянного графика занятий. Руководство уверяло, что практика начнется сразу же после двух недель теоретических занятий. В результате за руль учебного авто Катя села спустя два месяца. Объяснение нашлось: инструкторов у нас не хватает - говорили в школе. А как же договор, в котором говорилось, что сроки обучения как и везде - 2,5 месяца? Оказывается, читать надо было внимательнее, там же мелким шрифтом прописано, что свои часы практики и теории вы получите минимум за 2,5 месяца, а максимальный срок - в течение года.

- Вот и получалось, что мы то раз в неделю занимались, то раз в полмесяца. Трудно было овладевать новыми навыками вождения, если полученные за такой промежуток времени уже позабылись, - рассказывает Екатерина. - Да, желающие могли брать дополнительные часы вождения - 500 рублей за час. В результате такой учебы я пришла сдать экзамены в ГИБДД спустя 9 месяцев с начала обучения. Не удивительно, что из 53 человек у нас с первого раза сдали только четыре.

Как научили, так и ездят

В том, что качество подготовки кандидатов в водители оставляет желать лучшего, убеждены и в ГИБДД. Об этом лучше всего свидетельствуют цифры показателей аварийности по вине начинающих водителей. По итогам 2012 года количество происшествий из-за нарушений ПДД водителями нашего региона со стажем до 3-х лет увеличилось на треть (с 218 до 288), число погибших возросло с 26 до 33 человек.

- Между тем данные свидетельствуют о снижении числа кандидатов в водители, сдавших экзамены с первого раза. Если в 2010 году их было около 70 процентов, то в 2012-м нет и сорока, - комментирует начальник отделения пропаганды управления ГИБДД УМВД России по Тамбовской области, подполковник полиции Вадим Рыбкин. - Безусловно, нуждается в совершенствовании сам процесс обучения в автошколах, улучшение их материально-технической базы. Рейтинг автошкол Тамбовской области за 2012 год показывает, что значительно возросло количество автоаварий, виновниками которых стали выпускники Тамбовского учебно-курсового комбината, Тамбовского политехнического техникума, Мичуринского промышленно-технологического колледжа, Моршанской и Мичуринской автошкол ДОСААФ.

И еще несколько цифр. В 2012 году в 144 ДТП с участием молодых людей 18-летнего возраста 5 человек погибли и 158 получили ранения, при этом 37 ДТП произошли по их вине.

Права - только вменяемым

На фоне той ситуации, которая сегодня складывается на наших дорогах, то, что полноправными водителями должны стать 16-летние подростки, вопрос довольно спорный. Вне всяких сомнений, его нужно рассматривать еще и с психологической точки зрения. Психологи считают, что водительские права необходимо выдавать только вменяемым подросткам, и не важно, 16 им или 18 лет.

- Можно для начала выдавать удостоверения тем, кто прошел тест на уравновешенность, не склонен к эксцентричным, неожиданным поступкам в дорожной ситуации. Определить индивидуальные особенности подростка, который в ближайшем будущем планирует сесть за руль, способен любой психолог. Исходя из этого, можно дать определенные рекомендации, как вести себя в критических ситуациях, в том числе и на дороге, - говорит психолог Екатерина Заболотникова. - Кстати, в автошколах, как и в летных училищах, к примеру, можно было бы ввести психологические службы. Автомобиль - источник повышенной опасности, и управлять им должны спокойные, выдержанные люди, а не только те, кто представит справки, что не состоит на учете в психдиспансере, как это узаконено сейчас. И последний момент. Психологи в автошколах нужны еще и для того, чтобы готовить водителей адекватно вести себя в стрессовых, непредвиденных ситуациях, какими являются аварии.

Проблемы и решения

Объективно говоря, решить проблему смертности россиян на дорогах, снизить количество ДТП, повысить качество обучения водителей какими-то поверхностными мерами, сделанными для галочки, не получится. Понимание того, что культура поведения на дороге требует изменения, должно прийти к каждому. Общественность должна включиться в этот процесс. Подвижки есть, но, к сожалению, появились они в результате трагических событий. 19 января в областном центре в начале третьего ночи в самом центре города - на улице Карла Маркса в районе областной администрации - водитель автомобиля BMW не справился с управлением и столкнулся с движущимися в попутном направлении автомобилями ВАЗ 2105 и ВАЗ 2115. Все четверо молодых ребят, ехавших в "пятерке", погибли.

В память о них в Тамбове в минувшие выходные у ДС "Кристалл" прошел санкционированный митинг. На него, по оценкам сотрудников правоохранительных органов, собрались порядка 400 человек. Почтили память ребят минутой молчания, приняли резолюцию, в которой выступили за пожизненное наказание виновнику ДТП и ужесточение законодательства.

Но давайте будем объективны - решить проблему одним только митингом нельзя, да и сколько страшных случаев произошло в прошлом году. Но митинговать вышли только сейчас. Возможно, правильно сказал глава города Алексей Кондратьев, такие истории хорошо показывают, кто и за что стоит:

- Эта трагедия, унесшая жизни четырех парней, была последней каплей, переполнившей чашу терпения. Кто в очередной раз начал говорить, что надо установить тщательный особый контроль, кто-то ударился в политические дрязги, заигрывая с людьми и набивая себе политические очки. Но правда в другом, - уверен Алексей Владимирович, - то, что творится на улицах города, уже давным-давно перестало соответствовать здравому смыслу. Гибель четырех ребят показала, что этому пора положить конец, пора поставить точку.

Решить проблему раз и навсегда, да и одним днем невозможно. Скорее всего, пройдет не один десяток лет, когда люди наконец-то поймут, что автомобиль - это транспортное средство повышенной опасности. Что, управляя им, водитель несет ответственность за все происходящее вокруг.

- И только когда что-то происходит с нашими знакомыми, соседями, близкими, мы начинаем задумываться, - говорит начальник отделения пропаганды ГИБДД УМВД по Тамбовской области Вадим Рыбкин. - А ведь думать надо начинать раньше. Начать с себя, прежде всего. Соблюдать правила дорожного движения и учить этому детей. Если этого не будет, то на дорогах вряд ли что-то изменится.

И на фоне происходящих в стране и области событий весьма любопытен опыт европейских стран, в частности, Германии.

Есть чему поучитьсЯ

Надо сказать, что в Германии за 20 лет умудрились сократить количество погибших на дорогах чуть ли не в семь раз - с 22 тысяч человек в год до 3700! Для этого была принята местная целевая программа. Но она включала в себя не столько ужесточение ответственности за нарушения правил, сколько полный пересмотр системы подготовки водителей. И еще один любопытный опыт автомобильной Германии. Там за грубые нарушения правил дорожного движения начисляются не только денежные штрафы, но и штрафные баллы-пункты. Набрал 18 баллов-пунктов за год - лишаешься прав на год. Эта система действует долгое время и доказала свою эффективность. Она служит прекрасной превентивной мерой против лихачества.

- Безусловно, введение балльной системы могло бы дать положительной эффект в обеспечении безопасности на наших дорогах, - уверены в ГИБДД Тамбовской области. - Вопрос о введении балльной системы за нарушение ПДД уже не один год обсуждается специалистами в области обеспечения безопасности дорожного движения и законодателями, но несмотря на то что мировая практика подтверждает действенность этой системы, дальше законодательных инициатив дело не продвинулось.

Идея системы: за каждое нарушение будут начислять баллы, при достижении отметки в 150 баллов нарушитель автоматически лишается прав. Такая практика в нашей стране уже применялась с 1959 по 1987 год, а затем с 1993 по 1997 год. Суть системы - в ответственности не только за конкретное нарушение, но и за частоту пренебрежения Правилами. Подобные системы приняты в большинстве цивилизованных стран мира. К примеру, в Скандинавии, Нидерландах, Австрии и Швейцарии штрафные баллы и нынче начисляются без учета тяжести нарушения.

Такая система для современного водителя непривычна и вполне возможно, как и в 90-е, разобьется о факты массовой коррупции, но все же, по мнению общественности, является каким-то решением проблемы. Хотя все прекрасно понимают, что особо "отмороженным" водителям для "лихачества" даже права не нужны.

Итога не будет

Ломать систему мировоззрения, вводить самую жесткую пропаганду, наказывать кнутом и поддерживать пряником - вот что необходимо сегодня на наших дорогах. Понятно, что каждый должен начать с себя. Но вопрос самодисциплины для многих людей даже не стоит - то ли силы воли не хватает, то ли просто не надо.

- Тот, кто сел пьяный за руль, - потенциальный убийца, - говорит глава города Тамбова Алексей Кондратьев, - он готов убить не только самого себя, а убить маленького ребенка, старушку, переходящую дорогу. Но мы боремся с последствиями, а начинать надо с причины. И начинать сейчас.

Прежде всего, нужно выйти на Госдуму с предложением ужесточить меры наказания за управление автомобилем в нетрезвом виде, вплоть до пожизненного заключения в случае ДТП со смертельным исходом по вине пьяного водителя.

Чем же в итоге обернутся подобные инициативы: разрешат ли 16-летним "раскатывать" самостоятельно на автомобилях, сделают закон жестче для пьяных водителей, ужесточат ли наказания за систематическое нарушение ПДД - неизвестно. Сегодня ясно только одно - закрывать глаза на проблемы на дорогах больше нельзя.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер