Газета №7 (875), 12 февраля 2013
Перейти к номеру

Процесс избирательный

12 февраля 2013, 15:29 Прочитали 1 230 раз
Найдется ли в Тамбовской области достаточно людей для формирования избирательных комиссий?
Тамбовская область начинает подготовку к предстоящим осенью нынешнего года выборам. Происходящее в регионе в ходе этой подготовки говорит о том, что главенству закона при проведении избирательных процедур в нашей области уделяется приоритетное внимание. Странно только то, как ведут себя при этом большинство политических партий. Достаточно вспомнить, что еще недавно оппозиция ставила вопрос о легальности выборов в Тамбовской области. Однако сегодня складывается ситуация, когда областная избирательная комиссия демонстрирует традиционную открытость, приглашая представителей различных политических сил к активному участию в подготовке и проведении избирательных процессов, а многие политические организации этого участия просто избегают. Так впору и крикнуть: "Ау, где вы?". Вот вам карты, берите их в руки - и вперед. Или брать некому?

Эти и другие соображения дают повод обратиться за разъяснениями к председателю избирательной комиссии Тамбовской области Андрею Офицерову.

Формировали и формируют

- Андрей Сергеевич, насколько активно идет сейчас процесс подготовки к осеннему Единому дню голосования?

- Судите сами. 17 января в области завершился процесс образования избирательных участков. Что касается участковых комиссий, то по закону мы должны сформировать их не позднее 30 апреля. Сейчас полным ходом идет работа. К ней привлекаются все участники избирательного процесса. В частности, в начале минувшей недели избирательная комиссия Тамбовской области провела крупное мероприятие для представителей региональных отделений политических партий, посвященное формированию участковых избирательных комиссий. На этой неделе запланирован семинар с представителями территориальных избирательных комиссий по этому же поводу. Затем пройдет большой общий семинар и с партиями, и с ТИКами. Они будут иметь возможность встретиться и обсудить насущные вопросы взаимодействия на местах.

По плану, который утвержден на заседании областной избирательной комиссии, формирование участковых комиссий территориальные избирательные комиссии должны завершить до 15 апреля включительно.

- По какому принципу образовывались избирательные участки, определялись их границы?

- Главный принцип - по количеству избирателей на одном участке. Оно не должно превышать три тысячи человек. Кроме того, граница избирательного участка должна быть разумной. По большому счету, должен действовать принцип пешей доступности для каждого избирателя помещения для голосования.

Определенные сложности при формировании участков возникали в сельской местности. Допустим, были участки, где зарегистрировано несколько десятков избирателей, а помещение для голосования негде было оборудовать. Поэтому главам местных администраций пришлось объединять некоторые участки. И надо сказать, что все наши рекомендации по образованию участков были выполнены и по количественному составу, и по площади участков. Так что все с этой задачей справились.

В результате проведенной оптимизации число избирательных участков в регионе составило 940.

Политический разворот

- Насколько серьезную роль в проходящем сейчас формировании участковых комиссий должны сыграть политические партии?

- Территориальным избирательным комиссиям предстоит подобрать в участковые комиссии около восьми с половиной тысяч человек - членов комиссий с правом решающего голоса. Одним из основных субъектов права внесения предложений по составу участковых комиссий являются зарегистрированные в законном порядке политические партии. В настоящее время в нашей области 28 региональных отделений таких партий. На состоявшийся семинар мы приглашали всех без исключения. 19 региональных отделений политических партий приняли в нем участие. Поэтому можно оценить явку как среднюю. При этом некоторые руководители, несмотря на письма, звонки с нашей стороны, сами никак себя не проявили - к глубокому сожалению.

- То есть сразу видно, какие из вновь зарегистрированных партий хоть как-то будут проявлять себя на региональном уровне, а какие никаким образом работать не собираются. А насколько были активны в ходе семинара представители различных политических организаций? Можно ли выделить кого-то, у кого происходящее вызывало наибольший интерес?

- Вы знаете, большой интерес к происходящему проявляли все участники семинара. Ведь тема формирования участковых комиссий интересна всем, поскольку для наших политических партий она достаточно сложна. Из восьми с половиной тысяч человек, необходимых для формирования участковых комиссий, более половины - около четырех с половиной тысяч - должны быть представителями партий. Тамбовским региональным отделениям политических партий будет достаточно сложно найти такое количество людей, при том, что существует определенная законом квота, согласно которой четыре парламентских партии обязательно должны войти в состав комиссий. Им всем сейчас нужно напряженно поработать, чтобы каждой партии набрать как минимум по 940 членов комиссий.

Следующий нюанс - к настоящему времени законодательно разработан такой институт, как резерв составов участковых комиссий. Этот резерв позволит быстро замещать образующиеся вакансии в составе участковых комиссий. Для партий нет ограничений по количеству кандидатур, которых они могут предложить в состав той или иной участковой комиссии. Просто первый человек из представленного списка кандидатов в члены комиссии войдет в ее состав, а остальные будут зачислены в резерв. Но, как вы сами понимаете, в этот резерв людей тоже нужно искать. А с учетом недостатка кадров, который испытывают и будут испытывать многие политические партии, для них это достаточно серьезная проблема.

Практический ответ

- Андрей Сергеевич, давайте объясним нашим читателям, как же на практике будет происходить заполнение членских мест в участковых комиссиях представителями политических партий. Предположим, что случится чудо и все 28 партий дадут своих кандидатов в члены комиссий. Но ведь комиссии не резиновые. Тем более, что четыре места обязательно должны получить представители парламентских партий…

- Я буду только рад такому чуду. Но сразу отмечу, что на практике в состав участковых комиссий входят от шести до пятнадцати человек - в зависимости от числа избирателей на участке. Возьмем в качестве примера комиссию, которая состоит из двенадцати человек. Половина - это шесть членов комиссии. Четыре места - для парламентских партий. Остаются как минимум два "партийных решающих голоса". Однако, прежде всего, у нас есть возможность дать и больше половины мест представителям партий. Но для того, чтобы стать членом комиссии, нужно соответствовать установленным законом требованиям. При прочих равных условиях предпочтение будет отдаваться кандидатурам, имеющим опыт работы в избирательных комиссиях, высшее юридическое образование или образование в сфере информационных технологий. Все эти факторы будут учтены, и самые достойные представители партий войдут в состав комиссий.

- Но возможен и другой вариант, когда ни одна из партий не представит своих кандидатур для заполнения мест в комиссиях. Как быть в таком случае?

- Не надо забывать о том, что участковые комиссии формируются на основании предложений не только политических партий, но и на основании предложений представительных органов муниципальных образований, а также предложений собраний избирателей по месту жительства и по месту работы. И если предложений от политических партий будет недостаточно, значит, территориальные избирательные комиссии будут формировать составы участковых комиссий, исходя из партийных предложений и предложений иных субъектов, в том числе собраний избирателей.

Сельский вариант

- Какие сложности, на Ваш взгляд, возможны при формировании участковых комиссий?

- Здесь возможные осложнения обусловлены тем, что в сентябре нынешнего года пройдут выборы в органы местного самоуправления. По закону члены избирательных комиссий не могут быть лицами, подчиненными кандидатам, а также их близкими родственниками. У нас будет выбираться очень большое количество депутатов представительных органов и глав муниципальных образований. Поэтому на селе территориальным избирательным комиссиям и политическим партиям придется серьезно потрудиться. Ведь сейчас участковые комиссии формируются на пять лет, а кто пойдет кандидатом, к примеру, через полгода, неизвестно. Нужно иметь определенную степень политической прозорливости, чтобы спрогнозировать ситуацию, - исходя из действующих составов представительных органов муниципальных образований, сделанных предварительных заявлений.

В этом случае свою роль должен сыграть резерв составов участковых комиссий. По большому счету, для этого он как раз и нужен. С его помощью можно заменять одних членов комиссий другими, если того потребует закон или жизненные обстоятельства. Здесь многое зависит от активности жителей области, в частности, представителей различных политических партий. Поэтому хочу призвать тамбовчан принять участие в формировании участковых комиссий. Это общее дело, от которого зависит наше будущее.

- Спасибо за интересную беседу.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер