Газета №6 (874), 5 февраля 2013
Перейти к номеру

Потребитель имеет право

5 февраля 2013, 12:04 Прочитали 1 279 раз
Тамбовчане все чаще стремятся отстоять свои права как потребителей, причем многие делают это даже не из-за денег, а из принципа
В большинстве случаев суд накладывает на продавцов обязательство компенсировать обиженным покупателям моральный вред, причиненный продажей некачественного товара. Даже если этот товар стоит сущие гроши.

Как можно разориться на лампочках

Недавно в "Российской газете" был описан такой случай:

Жительница Люберец купила энергосберегающую лампочку, но та ей не подошла. Вернувшись в магазин, женщина попросила обменять лампочку на другую, но ей в этом отказали, мотивируя тем, что этот товар обмену не подлежит. Покупательница была другого мнения и, наняв адвоката, обратилась в суд. Судья посчитал, что ее требования законны. Ведь лампочка принадлежит к группе товаров "Оборудование светотехническое и изделия электроустановочные. Лампы электрические. Изделия культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода". Согласно статье 25 Закона "О защите прав потребителей" такой товар, даже если он надлежащего качества, подлежит обмену на аналогичный товар у продавца, у которого он был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габариту, фасону, расцветке, размеру и комплектации. В связи с этим суд взыскал с упрямых продавцов в пользу покупательницы компенсацию морального вреда в размере 1000 рублей и возмещение юридических расходов в размере 12537 рублей. Таким образом, отказ обменять лампочку стоимостью 118 рублей вылился продавцам почти в 14 тысяч рублей. Ответчик подал апелляцию, однако Люберецкий городской суд Московской области оставил решение мирового судьи в силе, не снизив даже размер компенсации за причиненный моральный вред, хоть он и значительно превышает цену лампочки. Ведь то, насколько сильно покупатель переживает из-за отказа в удовлетворении его законных требований, не зависит от стоимости товара. Кто-то не сильно расстроится из-за того, что у новых туфелек отвалился каблук, а кто-то будет ужасно огорчен, если у него не загорится только что купленная зажигалка.

Похожая история с лампочкой произошла пару лет назад и в Тамбове. Правда, речь шла о двух лампочках общей стоимостью не более 200 рублей. Эти лампочки при включении источали неприятный запах. Однако продавец забрать их, вернув деньги, отказался. Более того, он попытался убедить покупателя, что так и должно быть - мол, лампочки сначала должны "обгореть". Это больше всего и возмутило покупателя. Поэтому он решил пойти до конца и доказать, что продавец неправ. За помощью он обратился в городскую администрацию - в отдел защиты прав потребителей. Получив заключение экспертизы о том, что запах, который источают лампочки, - это самый настоящий дефект, правозащитники обратились в суд. В итоге продавец заплатил около 1300 рублей, то есть раз в шесть больше, чем стоили лампочки.

По словам начальника отдела защиты прав потребителей контрольного комитета администрации города Тамбова Татьяны Долгих, подобная ситуация наблюдается почти всегда, когда продавец отказывается удовлетворить законные требования покупателя, и дело доходит до суда. В этом случае продавцы, как правило, платят в несколько раз больше, чем стоит товар, ставший предметом спора.

В свете закона

Попробуем разобраться, почему так происходит. Направляя в суд исковое требование, ущемленный в своих правах потребитель, как правило, просит не только об обмене товара или возврате за него денег, но и о многом другом: компенсировать моральный вред, заплатить неустойку за несвоевременное удовлетворение его требований, возместить затраты на экспертизу, если она проводилась, и другие издержки. Если же права потребителя в суде по его просьбе отстаивает отдел по защите прав потребителей, то проигравший дело ответчик должен еще заплатить штраф в городской бюджет - в размере 50 процентов от суммы, присужденной к взысканию в пользу потребителя.

Следует сказать, что потребовать возмещения материального ущерба, возникшего из-за того, что проданный ему товар оказался некачественным, покупатель может даже в том случае, если продавец выполнил его требования заменить, отремонтировать товар или вернуть потраченные на него деньги. А этот ущерб может быть не таким уж и маленьким. Например, если новенькая стиральная машина потекла, и в итоге залило соседей. За ремонт в этом случае должен платить не тот, кто купил бракованную машину, а тот, кто ее продал.

В сумму материального ущерба могут быть включены расходы на экспертизу, если она выполнялась за счет потребителя, расходы на адвоката, если потребитель пользовался его услугами, и даже расходы на лекарства, если покупатель так сильно расстроился из-за происшедшего, что ему пришлось поправлять здоровье.

Если законные требования потребителя удовлетворены, но несвоевременно, то в этом случае он может потребовать уплаты неустойки. Размер неустойки может составлять от 0,5 процента до 3 процентов от стоимости товара, услуги или работ за каждый день просрочки, но не больше стоимости самого товара, услуги или работ. При нарушении сроков передачи оплаченного товара положена неустойка в размере 0,5 процента за каждый просроченный день. За несвоевременное реагирование на требования потребителя - 1 процент за каждый просроченный день (а ответ на претензию ему должны дать в течение 10 дней - не позднее). И, наконец, самая большая неустойка, составляющая 3 процента в день, предусмотрена за нарушение сроков начала или завершения каких-либо работ.

Впрочем, даже если требования потребителя удовлетворены своевременно, и никакого ущерба он не понес, но ситуация заставила его понервничать, то он все равно может потребовать компенсировать причиненный ему моральный вред. Если продавец не захочет решить это дело полюбовно, то потребитель вправе направить соответствующий иск в суд. Почти наверняка судья отнесется к нему с пониманием. По крайней мере, специалисты отдела защиты прав потребителей не могут припомнить такого случая, чтобы суд оставил иск о компенсации морального вреда пострадавшему потребителю без удовлетворения. Другое дело, что размер ее может быть невелик.

Вообще-то, по закону, истец вправе оценить причиненный ему моральный вред в любую сумму, хоть даже в несколько миллионов рублей - независимо от стоимости товара, покупка которого доставила ему так много страданий. Однако смысла требовать с продавца в качестве компенсации за эти страдания астрономическую сумму все же нет. Конечный размер компенсации определит суд, и, как показывает судебная практика, это будет вполне разумная сумма. В отделе по защите прав потребителей нам рассказали, что, как правило, моральный вред, причиненный потребителю, оценивают в 500 рублей, реже - в две-три тысячи рублей, и совсем редко - в 5 тысяч рублей и больше. И несмотря на то, что по закону размер компенсации за моральный вред не должен зависеть от стоимости товара или услуги, по факту он оказывается соразмерим с ценой иска в целом. То есть судьи, как правило, считают, что, купив некачественный товар за 100 тысяч рублей, покупатель страдает больше, чем потребитель, который выложил за брак сущие копейки.

Автомобиль за полцены, или ремонт даром

Таким образом, мы видим, что хорошее знание законодательства и стремление отстоять свои права может позволить потребителю не только "вернуть свое", но и получить с нерадивого продавца приличную сумму денег - в качестве неустойки и компенсации морального вреда. Иногда эти деньги оказываются более чем существенными.

Главный специалист отдела защиты прав потребителей Александр Юдин рассказал нам, например, о том, как клиенты одного из тамбовских автосалонов отсудили себе по 150 - 350 тысяч рублей. Автосалон продавал автомобили в рассрочку, обязуясь после выплаты покупателями полной стоимости транспортного средства предоставить как сам автомобиль, так и паспорт технического состояния (ПТС). Однако после того, как товар был полностью оплачен, покупатели получили лишь автомобили без ПТС. Шли дни, недели, месяцы, а паспорта им так и не были переданы. Кто-то из покупателей не спешил забирать автомобиль из салона, так как без ПТС эксплуатировать его все равно нельзя, другие забрали - но и им автомобили не служили, а без дела стояли в гараже. Наконец, автовладельцам надоело ждать, и они обратились в отдел защиты прав потребителей. Был подан иск в суд. В итоге покупатели получили не только ПТС, но и неустойку в размере 0,5 процента от стоимости автомобиля за каждый просроченный день и компенсацию морального вреда в размере от 10 до 15 тысяч рублей каждому. Так как ПТС после полной оплаты автомобилей они ожидали по 70-80 дней, сумма неустойки составила 35-40 процентов от стоимости покупки. Если бы владельцы автосалона "потянули" еще, то автомобили и вовсе обошлись бы их клиентам даром.

Самый большой процент неустойки, как уже говорилось, предусмотрен за нарушение сроков начала или завершения работ. Таким образом, если кто-то затеял ремонт, а мастера, с которыми он договорился, приступили к нему лишь через месяц после оговоренного срока, ремонт хозяину квартиры обойдется почти даром. Ведь строители заплатят ему 90 процентов от той суммы, на которую они договорились, - по 3 процента за каждый просроченный день. То же самое будет, если мастера завершат ремонт на месяц позже, чем обещали. И хорошо еще, если им не придется компенсировать хозяину квартиры причиненный их нерадивостью материальный ущерб и моральный вред.

Не корысти ради

Впрочем, в описанных выше ситуациях речь идет о довольно дорогих товарах и работах. Стоит ли судиться из-за мелочей, тем более если товар был приобретен по дешевке или с огромной скидкой?

- Конечно, стоит! - считает начальник отдела защиты прав потребителей контрольного комитета администрации города Тамбова Татьяна Долгих. - Если товар стоит дешево, хоть даже 37 рублей, - это не значит, что он не должен быть качественным. На него тоже распространяется действие закона "О защите прав потребителей". Только в одном случае покупатель не может вернуть некачественный товар, купленный со скидкой, - если скидка сделана именно из-за этого недостатка, и продавец покупателю об этом сообщил.

Кстати, тамбовчане все чаще стремятся отстоять свои права как потребителей, причем многие делают это даже не из-за денег, а из принципа. И все больше таких принципиальных потребителей становится среди молодежи, которая знает законы и хочет жить в правовом государстве, где они соблюдаются.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер