Газета №6 (874), 5 февраля 2013
Перейти к номеру

Чуть помедленнее, цены, чуть помедленнее

5 февраля 2013, 12:03 Прочитали 1 625 раз
2012 год вошел в историю постсоветской России, в том числе, как время обуздания высокого уровня инфляции
Вслед за 2011 годом с его рекордными за двадцать лет 6,1 процентами индекс инфляции в 2012 году составил 6,6 процента. А вот увеличение стоимости продовольственных товаров в прошлом году было куда выше уровня инфляции. По данным Росстата, продукты подорожали на 7,5 процента. Не остановился рост цен и в 2013 году: хлеб, овощи, алкоголь стали заметно дороже.

Объективно говоря

Ресурсы нашей страны при надлежащем использовании могут прокормить 1,3 миллиарда человек, а по факту мы даже население своей страны не можем обеспечить продовольствием. К примеру, российский рынок мяса и мясных продуктов - крупный сектор продовольственного рынка. Несмотря на его увеличение, Россия все равно отстает от других стран по объемам потребления мяса. Почему? Во-первых, существующее производство не может полностью закрыть реальный спрос. Отсюда вытекает и высокая цена, и зачастую недоступность ряда ассортимента мясной продукции для каждодневного стола рядового россиянина.

Сегодня повышение цен на продукты не носит такого скачкообразного характера, как было, к примеру, в 2008 году, когда на ряд популярных товаров питания стоимость выросла в несколько раз. Но тенденции с каждым годом не самые радостные. Так, в 2011 году цены на продукты питания выросли почти на 4 процента, а уже в 2012-м, как мы упомянули выше, на 7,5 процентов. При этом инфляция была почти на одном уровне. Это значит, что несмотря на общее состояние российской экономики, продукты дорожали и будут дорожать по ряду причин. Давайте разбираться, каких именно.

Прежде всего

Логично, прежде всего, упомянуть, что же происходит в магазинах и на рынках не в процентах статистики, а по факту.

Во-первых, цены на продовольственные товары меняются в зависимости от района нашей области. Так, согласно мониторингу регионального управления промышленности и предпринимательства, с конца декабря прошлого года по конец января текущего года стоимость определенных групп товаров по области поднялась от 0,5 до 20 процентов.

Возьмем, к примеру, хлеб ржано-пшеничный "Дарницкий". По состоянию на 28 декабря, средняя цена за буханку по региону составляла 14 рублей 40 копеек, а уже спустя чуть больше месяца она выросла ровно на рубль - 15 рублей 40 копеек.

Но заместитель начальника управления промышленности и предпринимательства области Василий Прохоров уверен, что в случае с тем же хлебом ничего критического не происходит.

- Мы не прибавляли стоимость хлеба несколько лет. У нас одни из самых низких цен на него в ЦФО. Да, немного увеличилась стоимость в январе, но рост небольшой, - уверен Василий Васильевич, - и связан он с подорожанием топлива, электроэнергии, зерна.

Во-вторых, цены на продукты зависят от такого фактора, как сезонность и дата в календаре. В конце января под новогодние праздники рост цен на продукты уже никого не удивляет, но увеличивается стоимость только на определенные группы товаров. Поэтому сахар, гречка и рис - продукты не праздничного стола - на 1 процент, но подешевели.

Немного подорожало мясо. Но опять же это связано с ростом цен на зерно, соответственно на корма, а также на электроэнергию. Почти на 20 процентов, по данным Тамбовстата, по сравнению с прошлым годом подорожали молочные продукты.

Что касается сезонного роста цен, то в основном этот процесс связан с овощами: картофель, лук, морковь, капуста.

- Рост на них в основном от 3 до 7 процентов, - говорит Василий Прохоров, - сюда входят затраты на хранение в зимних условиях, это происходит каждый год.

В-третьих, не стоит забывать о ежегодном повышении ставки акциза на алкоголь. В этом году оно составило 33 процента.

- До 1 января 2013 года минимальная цена на водку в розницу была не менее 125 рублей, а после 1 января - не менее 170, - поясняют в управлении промышленности и предпринимательства Тамбовской области.

В целом, анализируя состояние рынка продовольственных товаров, в управлении говорят, что никаких резких скачков, как было в 2008 году, сейчас не наблюдается. В целом, рынок находится в спокойном состоянии. Тем не менее, инфляция есть, и цены постепенно все равно будут расти.

Вытекающие последствия

Существует рейтинг социально значимых товаров Минэкономразвития по областям ЦФО и по всей стране. Он состоит из 24 позиций и включает крупы, муку, мясо, хлеб. За 2012 год уровень цен в Тамбовской области на социально значимые товары - один из самых низких по сравнению с соседними регионами. Среди восемнадцати регионов ЦФО Рязанская и Тамбовская области делят по этому показателю 17-е и 18-е место.

Но даже в сравнении с другими областями, по сути, процент роста не так важен, как важны объективные причины. А они везде почти одни и те же. Выше мы уже упомянули подорожание и топлива, и электроэнергии. Бензин подорожал за 2012 год на 7,6 процента, услуги ЖКХ - на 15. Именно этот скачок и повлиял на себестоимость товаров потребительского рынка. То есть в более глобальном масштабе главной причиной роста цен, например, в Малой Зверяевке Токаревского района Тамбовской области является… нефть. Эксперты прогнозируют, что в 2013 году при самом благоприятном раскладе рост цен на молочную продукцию составит 13-14 процентов, на колбасные изделия - 12 процентов, куриного мяса - на 11-12 процентов. И все скачки на продовольственные товары связаны со снижением цены на нефть на мировом рынке.

Еще одна причина роста цен на продовольствие связана с увеличением спроса. Существующее производство не справляется с потребностями покупателя. Отсюда либо начнет расти предложение, и тогда цены станут более-менее стабильными, либо спрос, но тогда отсутствие здоровой конкуренции "вознесет" цены до небес.

Однажды вечером

Подорожание продуктов питания связано, прежде всего, с изменением качества жизни простых горожан. Мы решили выяснить в одном из магазинов областного центра: а замечают ли покупатели, как что-то стало дороже. Из десяти человек, выходящих с кассы, семь сказали: "Да, постоянно замечаем". Мы предложили отметить, что же больше всего бросается в глаза. Покупатели ответили: куриные яйца, колбасные изделия, сладости. Жаловались и на то, что сами магазины постоянно то опускают, то поднимают цены. Но это маркетинговая политика супермаркетов, и она является законной.

- Вот свежие огурцы, 99 рублей за килограмм. Недавно они были на 20 рублей дешевле, а еще неделю назад - на 20 рублей дороже, - рассказывает пенсионерка Нелли Николаевна, - мне объяснили, что поставщики разные.

Но из десяти покупателей только семеро отметили изменение цены. Остальные в той или иной форме сказали, что не обращают внимания на ценник, если им нужен какой-то конкретный продукт.

Кассиры же на наши вопросы улыбались, но говорили, что в целом спрос на продукты питания не падает.

- Жизнь сегодня стала чуть лучше, рубль или два в цене перестали быть причиной отказа от какого-то продукта, - уверены кассиры.

Стоит отметить, что изменилась и расстановка приоритетов. Все чаще покупатели выбирают необходимый продукт не по принципу "самый дешевый", а по соотношению цены и качества. Причем главную роль сыграет качество товара.

- Самое правильное, - говорит Михаил, покупатель в супермаркете, - адекватно реагировать на такие вещи. Ну, стало дороже, что поделаешь, но нервничать или отказываться от чего-то из-за этого не стоит. Нам пора привыкнуть, что цены так или иначе будут расти. Главное - чтобы вообще было из чего в магазине выбрать.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер