Газета №5 (873), 29 января 2013
Перейти к номеру

Все по полочкам

29 января 2013, 15:57 Прочитали 1 521 раз
Тарифы на коммунальные услуги станут понятнее. Поставщиков обяжут рассказывать о расценках и качестве коммунальных ресурсов
Коммунальные платежи - извечное поле для непонимания среди рядовых жителей. Несмотря на многочисленные разъяснения и инструкции, большинство из потребителей так до конца и не понимают, за что же конкретно они отдают свои кровные, оплачивая ежемесячный квиток. Между тем разбираться в своих коммунальных платежах - это первый шаг к экономии и рачительному использованию ресурсов. Приятно отметить, что совсем скоро ситуация должна кардинально измениться.

Россияне смогут узнать, из чего складываются тарифы на воду и канализацию, а заодно проконтролировать качество коммунальных услуг. Постановление о свободном доступе к такой информации подписал премьер Дмитрий Медведев.

Раскрывать ее обяжут всех поставщиков услуг. Форму отчетности в течение трех месяцев утвердит Федеральная служба по тарифам (ФСТ). Затем эта информация будет регулярно публиковаться на сайтах поставщиков услуг в Интернете.

Какие же сведения станут доступными и чем они будут полезны потребителям?

В списке данных, которые должны стать публичными, значатся полные сведения о самой организации - адресе, телефонах, графике работы, финансово-хозяйственной деятельности, то есть доходах и расходах, включая даже, к примеру, траты на покупку химических реагентов для обеззараживания воды. Но главное - в открытом доступе будет все, что касается расценок. Очень важно, что потребители смогут увидеть, какие затраты были включены в тариф при его утверждении региональными регулирующими органами, подчеркивают в ФСТ. Поставщики должны будут регулярно сообщать о количестве аварий, случаев ограничения подачи воды, о том, сколько было взято проб на качество, и обо всех отклонениях от норм.

Кроме того, постановление обязывает поставщиков в течение 15 дней отвечать на письменные запросы потребителей. Вариантов доставки ответа может быть два: либо по почте с уведомлением, либо лично в руки, если человек сам придет за корреспонденцией. В этой связи очень правильно все свои претензии и вопросы в управляющую компанию адресовать именно в письменном виде.

Следить за тем, чтобы поставщики выполняли все требования, будут региональные службы по тарифам. Нарушителей будут наказывать рублем. Для руководителей в КоАПе предусмотрены штрафы от пяти до двадцати тысяч рублей. В особых случаях к ним могут применить дисквалификацию, то есть запретить занимать руководящую должность на срок от одного года до трех лет. Штраф для организаций составляет от ста до пятисот тысяч рублей.

Между тем

58 процентов россиян недовольны стоимостью и качеством жилищно-коммунальных услуг.

Коммунальные услуги стоят на первом месте в рейтинге проблем, которые беспокоят россиян. По результатам прошлогоднего опроса ими оказались недовольны 58 процентов респондентов. Большинству опрошенных не нравится высокая стоимость и качество коммунальных услуг.

Если говорить о реальных жалобах, которые приходят от потребителей, то из 450 тысяч обращений в прошлом году по всей стране 12 процентов касались именно ЖКХ. Люди жаловались на непрозрачность расчетов, некачественно сделанный капитальный ремонт, плохую воду.

Статистика региона подтверждает закономерность. Среди обращений, направленных на неофициальный сайт губернатора Олега Бетина, почти 35 процентов (а это 2698 писем) касаются вопросов ЖКХ. Жители области обращаются с жалобами, просьбами, рекомендациями по самым актуальным проблемам жизнеобеспечения.

Прозрачность пойдет коммунальной отрасли на пользу, считают эксперты. Но замечают, что обычным людям без помощи специалистов разобраться будет сложно. В последнее время в подъездах информацию о своей работе стали вывешивать управляющие организации. Их правительство тоже обязало быть публичными. Предполагалось, что это даст жильцам возможность контролировать, кто и как тратит их деньги. Но чтобы разобраться в огромном количестве цифр, надо иметь сильную волю и большую злость.

Большую помощь в отстаивании своих прав и интересов могут оказать жителям специализированные общественные организации.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер