Газета №4 (872), 22 января 2013
Перейти к номеру

Право на выбор

22 января 2013, 15:23 Прочитали 1 642 раза
Регионам могут дать возможность решать, как им выбирать губернаторов
Сколько наблюдаю за общественно-политической жизнью страны, столько и убеждаюсь в том, что это та самая сфера, где покой реально может только сниться. Только-только отошли в самое недалекое прошлое отзвуки возврата губернаторских выборов, как уже часть депутатов Государственной Думы выступила с инициативой позволить регионам самим решать - выбирать им губернаторов или не выбирать. Во второй половине декабря группа из десяти парламентариев внесла в Госдуму проект поправок, предусматривающий отмену прямых выборов губернаторов. Если документ будет принят, это позволит регионам по собственному желанию вернуться к утверждению губернаторов региональными законодательными собраниями.

Старые новые выборы

Как это будет выглядеть на практике? Регион сможет принять закон, по которому губернатор будет избираться депутатами местного заксобрания. Как сообщала "Российская газета", это один из вариантов непрямых выборов. В случае принятия проекта кандидаты на должность главы региона будут выдвигаться президентом по представлению политических партий, заседающих в Госдуме или заксобрании соответствующего субъекта.

"Указанные политические партии представляют президенту РФ не менее трех кандидатур, - говорится в пояснительной записке к проекту закона. - При этом до представления кандидатур они обязаны провести по ним консультации с политическими партиями, не обладающими таким правом, но имеющими свои региональные отделения в соответствующем субъекте РФ".

Один из инициаторов предлагаемых изменений, руководитель межфракционной депутатской группы по взаимодействию институтов гражданского общества с правоохранительными органами и спецслужбами Михаил Старшинов уточнил, что политическая партия может представить президенту для выдвижения кандидатом на должность главы региона как членов своей партии, так и членов других партий или беспартийных. А затем президент сможет выбрать три из представленных ему кандидатур и выдвинуть их для избрания на должность высшего должностного лица региона депутатами законодательного собрания.

Подобная схема очень похожа на ту, которая действовала в стране с 2005 по 2012 годы. С той лишь разницей, что тогда это был обязательный порядок для всей России, а теперь подобный вариант будут вправе выбирать сами регионы - в том случае, если закон примут на федеральном уровне.

Как пишет интернет-портал "Газета.ру", после заявления главы государства околокремлевский Институт социально-экономических и политических исследований (ИСЭПИ) Дмитрия Бадовского начал работать над новыми схемами определения глав регионов. 15 ноября институт опубликовал доклад, в котором по итогам осенней региональной кампании советовал отказаться от прямых выборов в национальных республиках и предложил целых четыре варианта назначения глав регионов.

13 декабря президент на встрече с советом законодателей поддержал идею: "Может быть, дать право всем субъектам учитывать свою специфику, но дать право - это не значит, что нужно побуждать подавляющее большинство субъектов возвращаться к прежним формулам". Такое заявление Путин сделал в ответ на жалобу председателя парламента Северной Осетии Алексея Мачнева, который заявил, что возвращение выборов губернаторов порой приводит к "накалу общественно-политической ситуации, ухудшению социально-экономического положения, разжиганию межрегиональной розни и к угрозе безопасности".

О том, что подобные изменения в системе выборов глав регионов вызовут свою долю ворчания или даже визга со стороны оппозиции, по крайней мере, бессистемной, можно даже не сомневаться. Но в таком случае, по мнению известного тамбовского политолога, доктора политических наук Владимира Пенькова, очень неплохо было бы обратиться к такому далеко не последнему документу, как Конституция России, и вспомнить о том, что наша страна - это федеративное государство. Следовательно, регионы кое на что имеют право. Выражаясь политологическим языком, компетенции субъектов Федерации определяются в том числе и Конституцией, и соответствующими уставами или Конституциями субъектов.

- Исходя из того, что у нас ассиметричная Федерация, что в состав России входят очень разные по размеру, по политическим традициям, по сложившейся структуре субъекты Федерации, здесь нужно вести разговор совсем не о том, что, вот, мол, Путин и Медведев сначала посулили губернаторские выборы, а теперь пошли на попятную, - считает Владимир Пеньков. - Речь идет о том, что законодательные собрания и жители регионов вправе решить сами, чего они хотят - Конституции или севрюжины с хреном, как об этом писал Салтыков-Щедрин.

И здесь серьезную проблему, по словам политолога, представляет даже не то, что многие из нынешних губернаторов могут "забронзоветь" и остаться на своих постах вплоть до помещения в мавзолей. Как раз наоборот - мы сегодня слишком часто уповаем на саму процедуру выборов, забывая о результате. К примеру, что для той же Тамбовской области сегодня важнее - что губернатора будут выбирать или назначать? На самом деле, для Тамбовской области больше всего важна эффективная система управления. Каким образом она будет достигнута - это уже другой вопрос. Но неплохо бы вспомнить, как в эпоху прямых губернаторских выборов в нашу область в прямом смысле слова вломилась группа "Мир. Труд. Май". И ничем, кроме как полигоном для обкатки не очень дешевых политтехнологий, регион для "маевцев" не был.

Таким образом, благодаря предлагаемым изменениям российским регионам дают возможность принять разумное решение. Самый простой пример: ни у кого же не вызывает вопросов тот факт, что сегодня в городе Тамбове руководитель исполнительной структуры местного самоуправления - назначенец, а, предположим, в Рассказово выборный глава города возглавляет и исполнительные структуры. Возможно ли хотя бы чисто теоретически в Тамбове вернуться к прямым выборам руководителя исполнительной власти? Да, но в этом случае в городе возникнет ситуация, связанная с тем, что при существующем раскладе "городская Дума - глава администрации города" у этих сторон возникнут равновеликие полномочия. Сейчас же сити-менеджер в большей степени подотчетен представительному органу местного самоуправления.

Без шараханий

Исходя из вышесказанного, можно предположить, что если губернатор будет выбираться депутатами областной Думы, он будет им более подотчетен. Но в то же время, как считает депутат Тамбовской областной Думы, член думского комитета по законодательству, руководитель фракции партии "Единая Россия" в Тамбовской областной Думе Андрей Пилипенко, у нас зачастую бывает много ненужных шараханий.

- Хочу напомнить, что у нас в девяностые годы были прямые выборы губернаторов - демократические, но не все оказались ими довольны, - говорит Андрей Пилипенко. - То говорили о том, что криминал идет во власть, то о том, что только за деньги можно избраться. В итоге приняли решение выстраивать вертикаль власти и, по сути, назначать губернаторов. Подошло время вернуться к прямым демократическим выборам губернаторов, чтобы народ мог избирать главу своего региона. В этой связи приняты федеральный, областной законы. Все ждали прямых выборов губернаторов. И власть, и оппозиция были довольны, принимали соответствующие законы большинством голосов. Мы даже еще не успели опробовать их на практике, а уже начинаются изменения. В этой связи я считаю абсолютно правильными слова Владимира Владимировича Путина о том, что не надо шарахаться. Я считаю, что принят абсолютно работоспособный закон, и надо его использовать на практике.

Лично у меня возникают соображения вот еще какого порядка. Один из вариантов непрямых выборов губернаторов предполагает, что парламентские партии будут заявлять своих претендентов на губернаторское кресло в количестве трех человек от каждой партии. Найдется ли столько людей у каждой региональной партийной организации, пусть даже и представляющей парламентскую партию? Зная "скамейку запасных" многих из них, это сильно сомнительно. Об этом же говорит и Андрей Пилипенко:

- У нас, по сути, только выстраивается вся политическая система. Да, сейчас создаются десятки партий, но большинство из них как будет создано на бумаге, так на бумаге и останется. У нас еще нет новых лидеров, новых идей. То, что есть, - это только ростки. И мне кажется, что как раз прямые выборы позволяют найти новые лица. Люди могут в ходе выборов "засветиться", озвучить свои позиции. По большому счету, для этого и нужен свободный политический процесс, который позволит появиться новым фигурам на политическом поле.

За разнообразие

Еще одну обоснованную точку зрения по заявленной теме высказывает председатель избирательной комиссии Тамбовской области Андрей Офицеров.

- На мой взгляд, сегодня страна нуждается в развитии демократических устоев, - говорит он. - Я за такое развитие. Но при этом закрыть глаза на специфику разных регионов России было бы в корне неправильно. Есть и национальные республики, где этот вопрос достаточно сложен. Конечно, там будут проходить выборы, если этого потребует закон. Но возможно, что как раз там более целесообразной была бы процедура, предлагаемая сегодня в качестве альтернативы прямым выборам губернаторов. При этом я считаю, что закон должен быть един для всех. Прошедшей осенью система выборов губернаторов показала свою эффективность. Больших нареканий не было ни с одной стороны - ни на процедуру сбора подписей, ни на процессы, связанные с подготовкой и проведением выборов губернаторов. Мы следим за выборами, которые идут в других регионах. Поэтому изменения в действующее законодательство нашей области мы можем вносить, исходя из практики работы соседей. Выборы губернатора в Тамбовской области должны состояться в 2015 году. И я думаю, что к тому времени наш закон будет близок к идеальному. Сегодня речь идет не об отмене губернаторских выборов, а о создании альтернативного механизма при сохранении старого. При этом стоит сказать, что какой бы закон ни приняла Государственная Дума, мы обязаны его выполнять, и будем это делать.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер