Газета №43 (808), 25 октября 2011
Перейти к номеру

Портал государственных услуг: от теории к практике

25 октября 2011, 15:49 Прочитали 2 104 раза
Государственные услуги не выходя из дома
В наш век технологий и новшеств Интернет стал не просто местом получения информации, общения и отдыха. Его многочисленные ресурсы дают возможностью значительно упростить жизнь каждого из нас. Речь идет о возможности получать государственные услуги, не выходя из дома. Сегодня подобная возможность реальна и в Тамбовской области.

Региональный портал государственных и муниципальных услуг (http://pgu.tambov.gov.ru) впервые появился в 2007 году. Тамбовская область стала экспериментальной региональной площадкой Минэкономразвития еще до официального принятия 210-го Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг". В тот момент появилась федеральная программа создания электронного правительства. В рамках этой программы в Тамбовской области начала реализовываться идея создания портала, объединяющего различные виды услуг, которые необходимы людям.

Начальник управления информационных технологий, связи и документооборота администрации области Андрей Стрельцов портал государственных и муниципальных услуг знает как свои пять пальцев. Это и не удивительно, ведь именно его управление является разработчиком портала, оно же и продолжает работу над ним до сих пор.

- В 2007 году мы создали первую версию портала, затем были обновления, сегодня во всеобщем доступе находится версия 3.0. Представляете, какой объем работы мы провели! Если все это вспомнить, то стоит отметить, что ключевых моментов модернизации портала было 5-6. Произошли изменения в дизайне, содержательной части и, конечно, в технической составляющей, - говорит Андрей Анатольевич.

Процедура регистрации

Помимо регионального портала государственных услуг, существует также портал общефедеральный. На нем размещен сводный реестр всех существующих услуг. Проще говоря, реестр государственных услуг - это электронная автоматизированная система, в которую все органы власти - муниципальные, региональные, федеральные - вносят информацию о каждой предоставляемой услуге. Получается, что на федеральном портале содержатся те же сведения, что и на региональном, но в другом формате.

- Тогда зачем нужен региональный портал? - спросите вы.

Преимуществ очень много. И главные заключаются в том, что региональный портал содержит гораздо больше информации, нужной жителям именно нашей области, он приспособлен к нуждам тамбовчан, и, что очень важно, на региональном портале упрощен процесс регистрации.

- На федеральном портале во время процедуры регистрации нужно указывать номер паспорта для проверки, СНИЛС - страховой номер индивидуального лицевого счета с "зелененького" пенсионного свидетельства, контактные данные, номер сотового телефона, на который придет код подтверждения. После всего этого по почте вам придет конверт, где будет лежать обычный бумажный лист с подтверждением факта регистрации и паролем доступа. Я сам проходил эту процедуру год назад, и конверт ко мне пришел через две недели после начала регистрации. Это долго и не очень удобно тем, кому срочно требуется та или иная услуга, - уверен Андрей Стрельцов. - Региональный портал в отношении регистрации более демократичный. Тут вся процедура проходит в классической форме, как привыкли в сети Интернет, - указываешь ФИО и адрес электронной почты, на который в течение минуты придет письмо с подтверждением факта регистрации.

В управлении информационных технологий администрации области уверены, что важным шагом в целях повышения уровня безопасности при регистрации на региональном портале является то, что пароль доступа не выбирается пользователем, а назначается системой. Он является более сложным и исключает возможность его случайного подбора злоумышленником. Да, такой пароль сразу не запомнишь, придется где-то отдельно сохранять или записывать, но это стократ лучше проблем с тем, что ваш пароль - всего лишь дата рождения или номер телефона.

Шаги к результату

Сама по себе система оказания услуг в электронной форме состоит из определенных этапов. Всего их пять.

Первый этап - это сама информация о нужной гражданину услуге, что она есть и оказывается таким-то органом. К примеру, Коля Иванов хочет оформить себе загранпаспорт нового образца. Он заходит на портал и находит раздел "каталог услуг", где по списку располагаются все категории предоставляемых услуг, такие, как жилищно-коммунальное хозяйство, имущественные отношения, гражданство, здравоохранение и многое другое. Внутри категории он выбирает то, что конкретно ему необходимо, в данном случае - заграничный паспорт. И получает полный список необходимой информации - кто может получить эту услугу, как можно подать документы, какие есть основания для отказа, существующие сроки оказания, сведения об оплате, сумма госпошлины. Получается, что наш Коля Иванов не стал отпрашиваться с работы или учебы, чтобы съездить и получить нужные сведения, а просто посмотрел все на портале, потратив на это десять минут. Но на этом функции портала только начинаются.

Второй этап включает в себя использование не только предоставляемой информации первого этапа, но и различных форм, бланков, анкет, которые можно скачать прямо с портала, рядом с шаговым описанием услуги. Для получения загранпаспорта необходим определенный перечень документов. Он полностью предоставлен и в подробностях изложен на портале. К примеру, необходимо предоставить анкету-заявление о выдаче. Ее можно скачать с портала, плюс к ней имеется образец заполнения, дабы не допустить ошибок. Коля Иванов сэкономил еще несколько часов и много нервов, которые мог потратить, собирая список документов и заполняя анкету, где не дай Бог допустил бы ошибку, и все бы пришлось делать сначала. В результате Коля Иванов приезжает в подразделение ФМС с готовым пакетом документов и через некоторое время забирает готовый загранпаспорт.

Третий этап включает в себя возможность подать заявку на оказание услуги в электронном виде. На загранпаспорт таким образом заявку подать нельзя, так как необходимо предоставить оригинал документов, зато можно, к примеру, записать ребенка в детский сад или на прием к врачу.

Четвертый этап позволяет отслеживать состояние оказания услуги, то, как продвигаются дела по ее выполнению. А пятый этап является последним и подразумевает сам факт получения услуги после всех четырех этапов.

Электронная очередь

Отдельная тема нашего общества - это постоянные нескончаемые очереди в различные кабинеты. Портал государственных и муниципальных услуг берется решить эту проблему, правда, пока только в тех органах, где такая услуга предоставляется. К примеру, сдача экзамена в ГИБДД на получение прав. Через портал на сайте ГИБДД можно выбрать время сдачи.

Электронная очередь формируется, исходя из общей очереди по талонам, то есть возможность конфликтов тех, кто пришел и занял очередь в живую, и тех, кто сначала воспользовался порталом, минимизирована.

Проблемы компьютеризации

На сегодняшний день на портал может выйти каждый. Но для этого необходимо иметь компьютер с выходом в Интернет, что есть не у всех жителей региона. Если в самом Тамбове такой проблемы как таковой уже нет, то в районах и сельских поселениях компьютеризация населения все еще не очень высока. Кроме того, в этих селах живут бабушки-дедушки, которые компьютером вообще не владеют, а получить услугу или информацию о ней, чтобы лишний раз не ездить в город, нужно.

- Администрация области предлагает такое решение: на базе различных сельсоветов будут организованы пункты коллективного доступа, где каждый сможет выйти на портал. А если человек не знает, как пользоваться компьютером, сотрудник сельсовета поможет все сделать, - говорит начальник управления информационных технологий администрации области Андрей Стрельцов.

Андрей Анатольевич уверен, что необходимо до каждого человека донести преимущества современных информационных технологий. Но чтобы эти преимущества были очевидны, доступность таких технологий должна быть повсеместной.

- До конца текущего года в городе Тамбове появятся 15 остановочных павильонов, аналогичных такому, что стоит на улице Советской возле ТГУ имени Державина. В зоне 50 метров от каждого такого павильона будет бесплатная зона Wi-Fi, а также будут находиться инфоматы с прямым доступом на портал государственных услуг. Таким образом, все вопросы можно будет решить прямо в городе, ожидая, к примеру, свой автобус, - рассказывает Андрей Стрельцов.

Вместо заключения

Главная задача портала государственных и муниципальных услуг состоит в том, чтобы максимально уменьшить общение чиновников и получателей услуг. Люди через систему заказывают услугу, специалисты различных органов также через систему ее выполняют. Если возникает необходимость встретиться, то это происходит максимум два раза, минимум один раз. То есть максимум заключается в том, чтобы первый раз принести документы, второй раз - их забрать. В идеале работа портала и управления информационных технологий администрации области направлена на то, чтобы встреча человека и чиновника сводилась только к получению готового результата оказания услуги. Это станет возможным, когда система межведомственного электронного взаимодействия будет максимально полно и корректно работать.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер