Газета №39 (804), 27 сентября 2011
Перейти к номеру

Торговые ларьки могут исчезнуть

27 сентября 2011, 17:26 Прочитали 2 427 раз
В Госдуму внесен проект закона «Об ограничении потребления табака», которым предусмотрен запрет на продажу табачных изделий в маленьких магазинах и киосках
О значении малого бизнеса в экономике России говорится много и часто. Это и насыщение рынка товарами повседневного спроса, и создание конкурентной среды, и рабочие места, и налоги. На всех уровнях власти разрабатываются программы поддержки малого бизнеса. Но зачастую малым предприятиям приходится крутиться самим, находя обходные пути, подстраиваясь ко все более ужесточающимся требованиям. Открытие супермаркетов и магазинов, предлагающих все то же, но в большем ассортименте и дешевле, заставило перейти на торговлю лишь тем, что предпочитают покупать, не отходя далеко от дома. Закончились сигареты? - Накинул куртку, дошел до ближайшего киоска. Неожиданно нагрянул приятель? - Спустились, в ларьке взяли пива и чипсов, и можно спокойно посидеть дома, поболтать о том, о сем. Пиво, соки, газировка, снеки и сигареты - этот товар, не требующий особо сложных условий хранения и долго не портящийся, стал в киосках основным.

Основной продукт

Экономическая обстановка стабилизировалась - и власти бросили свои силы на благоустройство. Маленькие павильоны стали бельмом на глазу: и стоят не там, и выглядят не так. Предпринимателям пришлось перестраивать и переносить свои магазинчики, придавая им современный и ухоженный вид, подводя к ним воду, чтоб соблюсти санитарные нормы и так далее. Выжили не все, но кое-кто остался. С 1 января 2013 года вступит в силу запрет на торговлю в киосках алкогольными напитками, включая пиво. Так что бомба в виде запрета продажи в киосках и магазинах площадью менее 50 квадратных метров еще и табачных изделий большинство из них все же снесет с лица земли. Ведь в их обороте выручка от продажи сигарет и пива составляет от 40 до 70 процентов.

Продавщица одного из ларьков областного центра призналась, что, кроме пива и сигарет, почти ничего не продает. Соки и газировку спрашивает, в лучшем случае, каждый двадцатый покупатель. Покупают и много снеков, как правило, вместе с пивом, за исключением детей, которые берут чипсы и сухарики просто "перекусить". Неподалеку стоит еще один павильон, покрупнее: здесь есть холодильник, так что, кроме пива, снеков и сигарет, продаются хлеб, сыры, колбасные изделия, консервы и даже мороженое. Здесь пиво и сигареты спрашивает лишь половина покупателей. Почему остальные предпочитают "отовариваться" именно здесь, а не в соседнем магазине, где цены ниже (сама проверяла), непонятно: возможно, лень пройти лишних пятьдесят метров, а может быть, обслуживание нравится: приятно, когда тебя встречают улыбкой. А покупателей в ларьке бывает немного, так что каждому искренне рады.

По информации, полученной нами в комитете по развитию потребительского рынка, товаров и услуг администрации города Тамбова, сегодня в областном центре работает 258 киосков, и 90 процентов из них торгуют пивом и сигаретами. За счет этого, получается, и живут. Надо заметить, что это источник дохода не только для предпринимателей, но и для продавцов. Причем работу здесь находят, как правило, люди, которые, окажись на улице, начнут испытывать проблемы с трудоустройством: женщины, не имеющие высокой квалификации, многие из которых - пожилого возраста. Так что если запрет на продажу пива и сигарет в киосках вступит в силу, то армию безработных пополнит не менее тысячи человек. К тому же остаться на плаву будет трудно и маленьким магазинам "шаговой доступности". В них, между прочим, жители покупают продукты первой необходимости, особенно если живут в отдаленных микрорайонах, где нет супермаркетов и крупных магазинов. Так что от закрытия павильонов и магазинчиков пострадают и покупатели, которые берут здесь не только вредные, но и полезные, даже необходимые товары.

Борьба за здоровье

Цели введения запрета на продажу пива и сигарет в киосках и павильонах самые что ни есть благие - оздоровление нации. Большинство покупает сигареты, особенно если они внезапно закончились, в ближайшем ларьке. Да и специально за пивом обычно никто в супермаркет не ездит. Так что предполагается: если рядом с домом табака не окажется, то курильщик благополучно без него обойдется. Раз, другой обойдется - а там, глядишь, и совсем бросит курить. Наивность такого предположения очевидна.

В свое время в России принимались и более строгие законы, призванные ограничить потребление алкоголя. Но ни разу еще "сухой закон" не помог в борьбе с пьянством - пить от этого меньше не стали. Да и курильщики благополучно пережили перестроечные времена, когда сигареты отпускались в ограниченном количестве по талончикам: приобретали курево втридорога с рук целыми блоками, скупали талончики у некурящих и продолжали "дымить". Так что опыт показывает: если человеку, имеющему вредные привычки, усложнить задачу по добыванию табака и алкоголя, то он все равно ее решит.

Во всем мире наиболее эффективным методом борьбы с болезнями поведения считается их профилактика, а также пропаганда здорового образа жизни. Каждому, наверное, приходилось слышать истории, как кто-то бросил курить, прочитав хорошую статью или пообщавшись с больным раком легких, или почувствовав, что вредная привычка мешает ему вести активный образ жизни - "стал "задыхаться" при нагрузках". Но вряд ли кто-то поведает о том, что бросил курить потому, что негде или не на что было купить сигареты. Так не проще ли дать индивидуальным предпринимателям торговать тем, что покупают, направив налоги, полученные от их деятельности, на социальную рекламу, разъяснительную работу и создание условий для ведения здорового образа жизни? Например, на строительство баскетбольных и хоккейных площадок, мини-стадионов и других спортивных сооружений. А там, глядишь, люди сами стали бы больше покупать не пиво, а сок и минералку, не сигареты, а шоколад. Тогда и ассортимент киосков изменился бы - без ущерба для торговли.

Кому-то это нужно…

По экспертным оценкам, сегодня на долю мелких торговых точек приходится 75 процентов реализуемых в России табачных изделий. При этом в супермаркетах и крупных сетевых магазинах продается не более 10 процентов. Таким образом, введение табачного вето для киосков и небольших магазинов позволит торговым гигантам контролировать табачный рынок, годовой объем которого составляет порядка 15 миллиардов долларов. Не имея возможности купить сигареты в киоске, курильщик приобретет их в супермаркете - причем сразу блок или несколько, впрок. Имея дома не одну пачку сигарет, которая может неожиданно закончиться, а десять, кто-то начнет курить даже чаще. Алкоголь тоже будут приобретать в супермаркетах заранее. Причем покупать впрок многие будут, разумеется, не пиво, а более крепкие напитки. Так что в итоге подобный законодательный ход может обернуться углублением проблемы.

К тому же совершенно очевидно, что принятие закона создаст еще одну серьезную проблему - сохранения малого бизнеса. Сегодня малые предприятия, в том числе те же самые торговые киоски, помогают решать многие проблемы как экономического, так и социального характера. Они вносят вклад и в бюджеты - в виде налогов, и в трудоустройство. А заодно и заставляют крупные магазины держать более низкие цены на продукты, которые одновременно продаются в киосках, чтобы этим привлечь покупателей. Так что, игнорируя интересы малого бизнеса, государство, по сути, рубит сук, на котором сидит.

Сторонники законопроекта высказывают еще один аргумент в его пользу: по их мнению, именно в киосках обычно покупают сигареты и алкоголь подростки. Действительно, в супермаркетах контролировать соблюдение ограничений по продаже табачных и алкогольных изделий несовершеннолетним намного проще - к каждому киоску милиционера не поставишь. Однако закон, запрещающий продавать пиво и сигареты тем, кто еще не достиг 18-летнего возраста, существует. Может быть, разумнее было бы добиться его полноценного исполнения?

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер