Газета №24 (789), 14 июня 2011
Перейти к номеру

Законы «домоводства»

14 июня 2011, 12:15 Прочитали 2 154 раза
Превратится ли оплата ЖКУ в головоломку, заставят ли жильцов платить за себя да еще и за «того парня» и как реально контролировать свои управляющие компании и ТСЖ?
Превратится ли оплата ЖКУ в головоломку, заставят ли жильцов платить за себя да еще и за «того парня» и как реально контролировать свои управляющие компании и ТСЖ? Сегодня наш разговор о самом главном в поправках в Жилищный кодекс и новых правилах в сфере ЖКХ.

В России приняты новые "Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов". 6 мая их подписал Владимир Путин, в действие они вступают постепенно до конца 2011 года. Что нужно знать рядовым жителям об этом документе?

Главные отличия

В новых правилах есть пять принципиальных нововведений. Во-первых, будет введен раздельный расчет платы за индивидуальное потребление услуг и за общедомовое потребление.

Теперь потребитель будет платить по нормативу, к примеру, за горящую в подъезде лампочку или работающую в подъезде батарею. Кроме того, в графу "общедомовые нужды" включается и полив газонов возле дома, и уборка помещений общего пользования, и электроснабжение лифтов. Но сюда же будут записываться и суммы, недоплаченные отдельными жильцами. А потом - делиться на всех.

Стоит знать, теперь если рост платы за услуги ЖКХ составляет более 25% в месяц (по сравнению с платой за тот же месяц прошлого года), то УК обязана предложить потребителю рассрочку по платежам сроком до 12 месяцев.

Во-вторых, изменится ситуация с должниками: резко сокращены сроки накопления задолженности. Если раньше отключить свет или воду могли после 6 месяцев неплатежей, то теперь потребитель может относительно безбоязненно не платить лишь три месяца. Это, конечно, не очень хорошо: ведь потребителям могут ограничить, а то и вовсе приостановить подачу и электричества, и горячей воды, и газа. Только отопление не могут отключить. Поможет ли такая мера бороться с неплательщиками, покажет время.

В-четвертых, теперь прописано, кто должен устанавливать приборы учета в квартире, где они должны находиться, кем пломбироваться и в какие сроки проверяться. В старых правилах этот вопрос был полностью упущен. Если раньше в случае просрочки снятия показаний начисляли к оплате произвольную сумму, то теперь все четко прописано: начисление не будет превышать среднемесячный размер потребления.

И последнее: теперь потребители на законных основаниях могут платить напрямую компании, которая предоставляет коммунальные услуги. Раньше все деньги должны были проходить через управляющие компании. Теперь же если жильцы дома договорятся, то они могут плату за потребленные ресурсы - отопление, свет, водоснабжение - вносить напрямую поставщику этих ресурсов, а не УК. Что лучше - вопрос спорный. С одной стороны, таким образом можно избежать необоснованного завышения цен со стороны УК. С другой - это может сильно усложнить порядок расчетов.

По большому счету, бороться с неплательщиками новые правила не помогут. Для того чтобы решить проблему должников, у коммунальщиков должны быть полномочия отключать должнику любые услуги, даже оплаченные.

Плюсы и минусы

Хотя у потребителей появится больше прав и возможностей контроля над управляющими компаниями, "коммуналка", скорее всего, заметно подорожает. А новый порядок расчетов настолько изобилует различными формулами, что многие граждане решат просто заплатить, а не углубляться в океан цифр и хитросплетения чиновничьего языка. При этом качество коммунальных услуг, к сожалению, вряд ли улучшится.

Кстати, о качестве услуг. Правилами определен перерасчет платы в случае, если из крана течет ржавая холодная вода или в квартире еле теплые батареи. Однако в большинстве случаев перерасчет символичен, да и зафиксировать некачественные услуги довольно проблематично. По идее, нужен звонок в аварийную службу, который зафиксируется работниками для дальнейшего разбирательства. Однако уже сейчас можно представить себе все сложности, с которыми придется столкнуться при доказательстве факта некачественных услуг. Да и 0,15% от стоимости услуги в час - не такое радикальное снижение, чтобы люди тратили на это свое время и нервы. Скорее всего, никто этого делать не будет: ведь нужна специальная экспертиза, на проведение которой потребуется время.

Самый спорный вопрос - общедомовые нужды. В эту категорию, согласно правилам, включаются и такие объемы, которые не оплачены собственниками помещений (какой-то частью), а также воровство (например, подсоединение к электросети в обход счетчика). В последнем случае вот что получается: коллективный прибор потребленную энергию зафиксировал, а счетчик некого "дяди Васи" показывает ноль копеек - условно. И плата за потребленную энергию делится на всех жильцов и включается в графу "общедомовые нужды". Сюда же пойдут потери от утечек - например от текущей в подвале трубы. Во всех этих ситуациях нужно разбираться отдельно: все вопросы требуют участия как правления ТСЖ, так и УК.

Контроль над управленцами

Многочисленным злоупотреблениям при организации товариществ собственников жилья (ТСЖ) пришел конец. Если товарищество не создано, то реальная власть в управлении многоквартирным домом переходит совету дома. Все это закреплено в новых принципиальных поправках в Жилищный кодекс. Об этих нововведениях в законодательные акты потребителям коммунальных услуг и ответственным собственникам также стоит знать.

Законодатели, в частности, пришли к убеждению, что нужно запретить создание ТСЖ на стадии строительства дома. Это позволит исключить злоупотребления со стороны застройщиков, когда они создают фальшивые ТСЖ без участия будущих собственников. До момента, когда собственники помещений в новых домах смогут выбрать способ управления домом сами, за домом будет следить УК, выигравшая открытый муниципальный конкурс.

Один из ключевых моментов закона - контроль за структурами, которые управляют многоквартирными домами, то есть ТСЖ и УК. Причем речь идет о контроле как со стороны органов государственной власти, так и собственников квартир.

Если от жильцов поступают жалобы на ненадлежащую работу УК, то местная власть должна в течение пяти дней начать проверку в конкретном доме. В случае, если в результате этой проверки в течение 15 дней подтвердятся факты ненадлежащего выполнения обязанностей, то орган местного самоуправления обязан собрать общее собрание жильцов и определить судьбу этой управляющей организации.

Более того, до 1 марта 2013 года жилинспекции должны проверить законность создания всех уже существующих ТСЖ и избрания управляющих компаний.

Для многоквартирных домов, где ТСЖ не созданы, законодательно устанавливается возможность создания совета дома ("домовых комитетов"). Такой подход, не уменьшая компетенции общего собрания собственников, упрощает на практике решение текущих вопросов, например оформление актов выполненных работ, требование снизить оплату за коммуналку при нарушении качества услуг.

Упрощается выход из многодомного ТСЖ. Если один или несколько домов захотят управлять своим домом (домами) самостоятельно, теперь будет достаточно решения собственников жилья в этом доме (домах), а не всего многодомного ТСЖ.

Благодаря новому закону жителям станет легче контролировать своих управдомов, будь то ТСЖ или УК.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер