Газета №21 (786), 24 мая 2011
Перейти к номеру

Без сенсаций

24 мая 2011, 14:25 Прочитали 1 327 раз
Первая большая пресс-конференция Президента Дмитрия Медведева ожиданий журналистов и политологов не оправдала
Более восьмисот представителей различных СМИ, аккредитованных на пресс-конференцию Дмитрия Медведева, отправляясь в Сколково, явно рассчитывали стать свидетелями произнесения как минимум одного крупного политического заявления - относительно выборов 2012 года. Однако ничего подобного так и не дождались.

Впрочем, сенсаций никто и не обещал. По словам пресс-секретаря главы государства Натальи Тимаковой, Дмитрий Медведев решил провести большую пресс-конференцию потому, что к нему поступает очень много обращений с просьбой об интервью. Но политологи и журналисты решили: не договаривает! Не для того Дмитрий Анатольевич впервые пригласил такое количество СМИ, да еще и решил общаться с ними без помощи пресс-секретаря, чтобы устроить ничем не выдающуюся встречу. И просчитались.

Не оправдались и прогнозы тех, кто полагал, что Дмитрий Медведев намерен обойти по продолжительности прямого общения с журналистами премьера Владимира Путина, отвечавшего на их вопросы три часа подряд. Диалог Президента с представителями СМИ продлился 2 часа 20 минут.

- Я не собираюсь бить рекорды пребывания в эфире, - заявил Президент в самом начале пресс-конференции.

Не время и не место

Вопреки ожиданиям большинства, в том числе Дмитрия Медведева, «вопрос дня» прозвучал не первым. - До каких пор будет сохраняться предвыборная интрига? Наверняка Вы для себя уже что-то решили? - произнесла журналист "Независимой газеты".

- Ну, наконец-то вы задали этот вопрос, - веселым тоном под смех зала отреагировал Президент. - Я надеялся, что он первый будет, но он прозвучал всего лишь четвертым.

Ответ Президента оказался довольно пространным, а его содержание, по сути, ничем не отличалось от всего, что говорилось ранее. То есть точки над и снова не были расставлены:

- Уважаемые друзья, я читал материалы, которые к этой пресс-конференции публиковались в различных средствах массовой информации и в сети. И конечно, все, в том числе, конечно, те, кто сейчас присутствуют здесь, и многие другие ждут каких-то интересных сообщений. Понимаете, политическая жизнь - это не только шоу и даже совсем не шоу, это довольно сложная работа (я имею в виду политическую деятельность), довольно сложная работа, которая, на мой взгляд, как и на взгляд большого количества других людей, занимающихся практической политикой, подчиняется определенным технологиям, которые надо соблюдать.

Мы занимаемся этим делом, для того чтобы добиваться своих целей. Большие цели заключаются в том, чтобы изменить жизнь, изменить нашу жизнь к лучшему, чтобы люди себя лучше чувствовали, чтобы уровень доходов поднимался, чтобы социальные программы выполнялись. Но есть технологические вещи, и они тоже достаточно серьезны.

Мы занимаемся практической политикой не ради того, чтобы согреться, а ради того, чтобы добиться успеха. Поэтому такого рода решения должны делаться именно в тот момент, когда уже созрели для этого все предпосылки, когда это будет иметь окончательный политический эффект.

Именно поэтому я считаю, что для того, чтобы объявить о таких решениях, нужно выбирать несколько иные форматы, чем пресс-конференция, хотя это и очень красиво выглядит, и выглядит, может быть, очень заманчиво. Но, тем не менее, такие решения должны приниматься несколько иначе и объявляться несколько иначе.

При этом я считаю, что каждый политик должен делать такого рода заявления тогда, когда считает нужным. Во всем мире большое число политических фигур, которые, например, сразу после окончания политической кампании делают заявление: "Я собираюсь баллотироваться в президенты". И, как правило, эти обещания или эти заявления ничем не заканчиваются. С другой стороны, разумной является такая тактика, которая приводит к успеху.

Поэтому что бы я ни слышал на эту тему о том, что в одной стране уже сделаны заявления, в другой стране сделаны заявления, а в нашей стране молчание на эту тему, еще раз подчеркиваю: все это должно подчиняться определенному, вполне разумному сценарию. Но это не значит, что это может продолжаться бесконечно. Конечно, у избирательного жанра есть свои законы и этим законам буду следовать и я. Если я определюсь сделать такое заявление, я его сделаю. Как мною было сказано не так давно в интервью нашим китайским коллегам, в этой ситуации уже осталось ждать не так много. Это заявление достаточно близкого порядка.

О конкуренции с премьером

Естественно, удовлетворить любопытство журналистов такой ответ не мог, поэтому вопрос был задан вновь, но в несколько иной интерпретации. Может ли в принципе возникнуть ситуация, что в президентских выборах примут участие сразу два человека, скажем, Вы и премьер Путин? Или такая ситуация недопустима, каждый будет по отдельности выставлять свою кандидатуру?

И вновь последовал обтекаемый ответ:

- Я сказал, что любые политические решения должны быть, на мой взгляд, четко просчитаны. Это же не игрушки. В наших руках действительно судьбы огромного количества людей. Это не могут быть фантики или какие-то вещи, которые мы принимаем просто для того, чтобы слегка потешить собственные амбиции. И решения о том, баллотироваться или нет, должны основываться на этом.

Наши отношения с моим коллегой и моим политическим партнером Владимиром Путиным - это не просто то, что принято называть тандемом, это на самом деле отношения, которые длятся уже более 20 лет. Мы друг друга очень неплохо знаем и хорошо чувствуем. Мы действительно с ним единомышленники. Что бы там иногда ни говорили на эту тему, но у нас очень близкие подходы к ключевым вопросам развития страны. Но это не значит, что мы совпадаем с ним во всем, так не должно быть - это было бы очень скучно, да и просто неправильно. Каждый человек имеет право на собственные ощущения и на собственные подходы. Но в стратегии мы близки, иначе бы мы просто не смогли работать. А если бы мы не смогли работать, то вот это политическое партнерство бы распалось, и сегодня у нас был бы другой политический ландшафт. Именно из этого и нужно исходить при принятии решения о том, что делать дальше. Я считаю, что есть конкуренция, которая помогает, а есть конкуренция, которая ведет в тупик. Я надеюсь, что мы при принятии или в ходе принятия соответствующих решений о том, кому куда избираться, что делать в будущем, и будем руководствоваться именно таким ответственным подходом, ответственным, прежде всего, перед страной и перед ее народом.

Раз намек, два намек

И все же было очевидно, участие в предстоящих президентских выборах в словах Дмитрий Медведев не исключает. - Если я буду баллотироваться в президенты, я, конечно, хотел бы опираться на определенные политические силы, по-другому невозможно, - заметил он, отвечая на вопрос о партийности. - Это политические партии. Какие? Вы знаете, у нас политических партий не так много. Я считаю, что это скорее благо, потому что эпоху обилия различных маргинальных политических группировок мы, мне кажется, уже преодолели. У нас достаточно крупные партии - это хорошо. На кого опираться? Ну, если я буду этим заниматься, я надеюсь опираться в том числе и на тех, кто меня выдвигал.

Может ли Президент создавать свою политическую силу? Да. Я считаю, что может. Ничего в этом плохого нет.

Может ли Президент в нашей стране стать членом партии? Я уже сказал об этом недавно. Я считаю, скорее всего, так и будет, потому что большинство демократий развивается именно по такому сценарию. Просто мы в какой-то момент посчитали, что если в России Президент возглавит одну из партий - распадется тот консенсус, который был очень нужен нашей стране в определенный период. Но сейчас у нас политические силы сформированы, возникли разные представления о том, как нам создавать свою страну, как нам ее развивать, как нам ее улучшать, поэтому Президент может возглавить одну из политических сил. Это неплохо.

Намек на решение вновь баллотироваться на высший государственный пост участники пресс-конференции усмотрели и когда Дмитрий Медведев говорил о планах на будущее. Он не исключил возможности преподавания в Сколково после ухода с поста Президента, но сделал "говорящую" поправочку:

- Я об этом абсолютно определенно говорил, я не сомневаюсь в том, что рано или поздно перестану работать Президентом. И в этом случае меня никогда не смущала возможность что-то рассказать о моем опыте - опыте работы в должности Президента, работы в Правительстве. Считаю, что это на самом деле полезно. За этим сразу же увидели, что вот он уже типа всем ручкой помахал, сказал - до свидания. Это не так.

Власть - это не навечно

Сей посыл не раз прозвучал в словах Президента. Как известно, пресс-конференция совпала по времени с обсуждением вопроса об отзыве полномочий председателя СовФеда Сергея Миронова, и журналисты просто не могли не поинтересоваться мнением Дмитрия Анатольевича относительно происходящего.

- В отставке любого лица нет ничего сверхъестественного. Как я только что сказал, рано или поздно государственная карьера для всех заканчивается, и для президентов тоже, - ответил Дмитрий Медведев. - К этому нужно готовиться в тот момент, когда начинаешь такую жизнь. В этом случае не будет так мучительно больно за определенные действия, которые совершил или не совершил.

Ситуация с Мироновым в этом смысле такая же, как и со всеми другими политическими фигурами. Сергей Михайлович Миронов у нас спикер, Председатель Совета Федерации - верхней палаты парламента. Он давно работает, работает в целом, мне кажется, нормально, но он представляет определенную политическую силу - партию "Справедливая Россия". И то, что у партии "Единая Россия" возникли какие-то вопросы, в этом ничего страшного нет, наоборот, это отражение политической конкуренции.

Положительно отозвался Президент и о произошедшей за время его управления государством смене глав регионов:

- Практически половина губернаторского корпуса у нас сменилась за то время, пока я работаю Президентом. Это новые люди. Кто-то ушел сам, по кому-то я принимал отдельное решение, у кого-то просто закончился срок полномочий, и они не были продлены. Это все-таки довольно серьезные изменения в составе людей, которые управляют нашим государством.

Мне кажется, что это важно, потому что никто из нас не приходит во власть навечно. Тот, у кого такие иллюзии, обычно не очень хорошо заканчивает, и примеров за последнее время в мире было немало. И губернаторы должны точно так же к этому относиться. Нельзя работать по 20 лет, даже если ты очень толковый, грамотный, хорошо подготовленный, знающий свою территорию человек.

Все это здорово, но нужно давать дорогу молодым, нужно создавать кадровый резерв, нужно просто стараться воспитывать вокруг себя достойных преемников, что называется. Поэтому эта работа проводится и будет проводиться. Надеюсь, что все-таки в конечном счете к власти в регионах приходят, может быть, более современные и желающие работать люди. Хотя, конечно, от ошибок не застрахован никто.

Губернаторы не должны отсиживаться

В продолжение темы губернаторства прозвучал вопрос, заданный журналистом якутского информационного агентства, который, кстати сказать, многие участники пресс-конференции отметили как один из наиболее интересных. - То есть народ понял, какие губернаторы Вам нужны. Так не пора ли вернуть понятливому народу возможность выбирать губернаторов?

Как выяснилось, Президент считает, что не пора.

- Это не означает, что это застывшая позиция, но я отвечу то, что я думаю сейчас, - произнес он. - Дело в том, что в тот момент, когда принималось решение об изменении порядка наделения полномочиями губернаторов, у нас была вполне очевидная ситуация, связанная с разболтанностью власти и с тем популизмом, который, к сожалению, активно играл свою роль в ходе выборов губернаторов. И для того, чтобы эту власть укрепить в масштабах очень сложного федеративного государства, было принято такое решение. Не буду скрывать, я был одним из авторов этого решения, хотя принималось оно моим предшественником.

Я считаю, что в настоящий момент эта процедура в большей степени соответствует интересам нашего государства именно в силу того, что у нас государство очень сложное, у нас есть много внутренних противоречий и скрытых латентных конфликтов. И отказ от этой процедуры может создать то напряжение, которое, к сожалению, накопилось в 90-е годы.

Некоторое время назад я сказал, что эту процедуру не нужно менять вообще. Вы знаете, сейчас я уже в этом не уверен. Я считаю, что в ближайшей перспективе, в обозримом будущем эту процедуру было бы правильно сохранить в том виде, в котором она есть, потому что она позволяет достаточно эффективно управлять государством. Не рассаживать удобных людей, а именно управлять государством.

Но я допускаю, что через какое-то количество лет, во всяком случае, если не мною и не, допустим, теми, кто будет работать в ближайшие 10-15 лет, эта процедура может быть изменена. Но я вам скажу прямо и откровенно, для этого должны созреть предпосылки. Это первое.

И второе. На самом деле в разных странах ведь очень по-разному это происходит. И эффективность региональных властей от этого не становится меньше. Более того, у нас было очень много случаев, когда во главе регионов становились абсолютно случайные люди, но при этом были соблюдены, как минимум формально, демократические процедуры. А региону от этого было только хуже и хуже. Избирали человека на популистской волне, а он работать не мог, водку пил или просто отсиживался. И что делать? Поэтому я считаю, что все-таки это тема, которая подлежит уточнению в дальнейшем.

Россия и НАТО обязаны договариваться

Отношения России с блоком НАТО своей актуальности не теряют никогда. Поэтому вопрос о них Президентом, безусловно, был ожидаем. Согласно его оценке, эти отношения в настоящий момент не самые плохие.

- Я считаю, что это хорошо для обеих сторон. У нас был напряженный, драматический период, когда мы, по сути, прекратили эти отношения. Не мы были инициаторами, а Североатлантический альянс, но я тогда сказал: "Как хотят - не хотят сотрудничать, мы навязываться не будем". Я имею в виду август 2008 года. С тех пор уже утекло много воды. Думаю, что все в целом развивается нормально, - прокомментировал Дмитрий Медведев. - Я доволен тем, как прошло мое общение в Лиссабоне во время саммита Россия - НАТО. Мы поставили важные вопросы, договорились о том, что будем сотрудничать по самым важным стратегическим направлениям повестки дня, включая Афганистан, борьбу с терроризмом, борьбу с наркотрафиком. Есть новые темы, по которым, я считаю, мы обязаны договариваться, иначе все будет развиваться в плохом стиле. Я имею в виду противоракетную оборону. Это ситуация отдельная, я два слова буквально скажу, хотя неоднократно уже давал оценки.

Мы хотели бы, чтобы развитие европейской противоракетной обороны подчинялось понятным правилам. Всем должно быть очевидно, что противоракетная оборона - это способ блокирования или купирования стратегических возможностей целого ряда стран. Когда нам говорят: "Это направлено не против вас", - я это принимаю к сведению, но понимаю, что другие страны, которые в данном случае имеются в виду, такими возможностями, как Россия, пока не располагают и вряд ли в ближайшие годы будут располагать.

Обычно нам говорят: "Это вот Иран, там еще что-то". У них таких возможностей нет. Значит, это против нас? А если это против нас, тогда пригласите нас к сотрудничеству или скажите об этом открыто. Я надеюсь, что те вопросы, которые были мною поставлены и перед моим коллегой и моим другом Президентом Обамой, они на эти вопросы ответят, и мы сможем выработать модель сотрудничества по противоракетной обороне.

Если не выработаем, тогда нам придется принимать ответные меры, чего бы очень не хотелось, и тогда речь пойдет о форсировании развития ударного потенциала ядерных средств. Это был бы очень плохой сценарий, это был бы такой сценарий, который отбросил бы нас в эпоху холодной войны. И я сказал своему коллеге, что ты знаешь, в 2020 году, когда уже пройдут все четыре этапа подготовки так называемого адаптивного четырехстадийного подхода, вполне вероятно, что эти решения будешь принимать не ты и даже, может быть, не я. Но их кто-то будет принимать. И, скорее всего, руководители России будут руководствоваться именно этими соображениями. Поэтому мы должны сейчас подумать о том, какой мы передадим эту проблему будущим поколениям политиков. Это исключительно важная тема. Она может испортить все то, что мы сделали за последние годы, включая, на мой взгляд, очень важный договор "Об ограничении стратегических наступательных вооружений". Потому что в нем есть прямая оговорка о том, что если будет развиваться ПРО, и это будет означать взламывание стратегического паритета, договор может быть приостановлен и даже прекращен. Вот на это мне хотелось бы обратить внимание всех моих партнеров по НАТО и сказать, что мы готовы к сотрудничеству и в то же время мы надеемся на то, что мы получим гарантии ненаправленности этих потенциалов на нас.

Радость и боль автовладельцев

Не обошлось на пресс-конференции и без вопросов, волнующих миллионы российских автовладельцев - касающихся процедуры техосмотра и цен на топливо. Что касается техосмотра, напомним, с инициативой упрощения либо вовсе отмены этой процедуры Президент выступил в начале апреля. Так как это будет происходить? - поинтересовались представители СМИ.

- Процедура техосмотра не должна быть бессмысленной, обременительной, просто дурацкой, ставящей всех в очень неудобное положение, - подчеркнул Дмитрий Медведев, отвечая на данный вопрос. - Что для этого нужно сделать? Мы все-таки должны знать, на каких машинах ездят люди. Поэтому есть вполне разумное предложение - отказаться от милицейского техосмотра и совместить этот техосмотр с заключением договора о страховании автогражданской ответственности, когда это будет делаться просто в сервисах.

Вы так или иначе, используя свою машину, обращаетесь в сервис, даже если хорошо своими руками работаете, все равно что-то приходится делать. И при заключении договора ОСАГО, соответственно, будет добавляться этот талон, который и станет совсем необременительным образом фиксировать техническое состояние автомобиля.

Новые автомобили вообще не надо осматривать. Я считаю, что три года после покупки автомобиля точно можно дать льготного срока. От трех до семи лет, если автотранспортное средство используется, можно его осматривать один раз в два года, например, а после семи лет, действительно, все-таки это уже более старое транспортное средство, это нужно делать один раз в год. Но еще раз подчеркиваю, нужно вывести это из-под милиции и сделать максимально простым вместе с техническим обслуживанием и заключением договора страхования автогражданской ответственности, который является для всех обязательным. Это, как мне представляется, разумное в настоящий момент решение, которое позволит эту процедуру превратить в достаточно формальную.

Чем скорее заработает новый механизм, тем лучше, считает Президент.

- Я думаю, что буквально сегодня-завтра правительство должно уже, по моему указанию, внести законопроект, изменения в законопроект, в Государственную Думу и принять. Все начнет работать со следующего года, надеюсь, - добавил он.

Ответ же на вопрос: "Почему, несмотря на наш замечательный имидж нефтяной державы, цены на бензин растут? Почему Правительство дает обещания с этой ситуацией справиться, но, тем не менее, пока о виновных мы не слышим?" - оптимизма не добавил.

- Вы понимаете, почему растут цены на бензин. Совершенно понятно, что это связано с общим ростом цен на нефтепродукты. И наше правительство действительно предпринимает усилия для того, чтобы справиться с этим. Но не все усилия, даже правительства, способны принести результат. Где-то это может быть сговор, это вполне вероятно. Но в принципе это отражение неких объективных тенденций на нефтяном рынке. Поэтому мы должны понимать, что наши усилия по регулированию не всегда приносят успех. Тем не менее, правительство имеет и все полномочия, и все инструкции от меня для того, чтобы этим вопросом заниматься и стараться все-таки сбивать цены на нефтепродукты, на бензин.

Как? Понятно как. К сожалению, ничего другого, кроме ограничительных мер, я предложить не могу, и Правительство этим правом воспользовалось. Речь идет о введении очень жестких пошлин. На время это может помочь, но не навсегда. Я исхожу из того, что цена на нефтепродукты для нас крайне важный индикатор, и Россия заинтересована в том, чтобы цены на нефть были разумно высокими, но не запредельными. Сейчас цены становятся все выше и выше, и в конечном счете это может создать обратный эффект. Вспомните, как в 2008 году цены достигали уже 147 долларов за баррель. Чем это закончилось? Глобальным финансовым кризисом. И конечно, это неправильно. И для нас тоже. Будем этим заниматься, но это не простая проблема. Сговоры на рынке должны пресекаться. И такие меры предпринимаются.

Прививка для Президента

Как Вы считаете, насколько объективно Вы видите картину мира? - Этот вопрос также оказался в верхних строчках рейтинга наиболее интересных. Задавая его, журналист, в первую очередь, имел в виду картину российской действительности, которую представители власти на местах зачастую рисуют Президенту в идеальных красках.

- Я все-таки надеюсь, что остаюсь в этом смысле вполне здравомыслящим человеком, который видит жизнь не сквозь розовые очки, а знает ее вполне, что называется, в земных категориях, - ответил Дмитрий Медведев.- Я действительно много езжу. Я, наверное, первый руководитель Российского государства, который посетит все территории, все субъекты Федерации в нашей стране. Это помогает разбираться в проблемах. Это, если хотите, такая прививка. Потому что сколько бы заборов ни ставили на твоем пути, все равно же понятно, что за этими заборами иногда стоят лачуги, разрушающиеся дома, люди, которые недовольны действиями местных властей, иногда федеральных властей. Здесь главное - сохранять свежесть восприятия.

Как этого добиться для руководителя государства? Надо много ездить, надо много общаться с людьми и надо получать правдивую информацию. Что такое правдивая информация? Это то, чем занимаетесь все вы. Это качественная журналистика, которая сегодня еще дополняется возможностями Сети. Я могу вам сказать абсолютно точно в этом смысле: мне, как Президенту, повезло, потому что я получаю информацию не только из дайджестов, которые заботливыми руками делает Администрация Президента, за что ей спасибо. Я получаю информацию непосредственно от людей, через Сеть, через блоги, через твиттер, через любые другие ресурсы. И, как вы знаете, там режут правду-матку.

До меня никто этого не смотрел, поэтому я уверен, что я не оторвался от земли, и в этом смысле это мне не грозит. И я считаю, что так должен будет поступать любой другой руководитель, который придет после меня, потому что таковы законы информационной жизни в сегодняшнем мире.

Коротко и ясно

Ну, а самый лаконичный вопрос, равно как и ответ на него, касался судьбы Михаила Ходорковского.

- Дмитрий Анатольевич, скажите, пожалуйста, опасен ли для общества выход Ходорковского на свободу? - поинтересовался представитель радиостанции "Коммерсантъ-FM" Юрий Мацарский.

- Абсолютно ничем не опасен, - произнес Президент.

Обидно, однако

Как стало известно уже после конференции, некоторые прозвучавшие на ней высказывания кое-кого обидели. Американский посол в России Джон Байерли заявил, что они были оскорбительны для США. Дипломату не понравилось то, что российские СМИ усомнились в уничтожении лидера террористической группировки "Аль-Каида" Усамы бен Ладена в ходе спецоперации.

Во время пресс-конференции Дмитрий Медведев спросил у журналиста Антона Верницкого, который в своем репортаже опроверг информацию о смерти "террориста номер один" в результате спецоперации США, истинны ли его сведения. Корреспондент ответил, что, по мнению источника этой информации, - да.

- Пусть американцы вздрогнут тогда, - заявил на это президент.

"Такое освещение уничтожения бен Ладена и вообще темы международного терроризма имеет мало общего с качественной журналистикой и с тем, что и как об этих событиях и проблемах говорят ведущие мировые СМИ... Поэтому я думаю, что нам нужен серьезный диалог в СМИ о том, как сделать наши совместные усилия более эффективными, а не заполнение эфира ведущих телеканалов безответственными и бездоказательными рассуждениями", - написал Байерли в своем интернет-блоге.

Оленеводы рулят

В целом, за время пресс-конференции Дмитрий Медведев ответил на 42 вопроса, касающихся самых разных тем, в том числе на несколько из тех, что были заданы ему по Интернету. По его словам, он отобрал из них наиболее любопытные. Увы, мой вопрос о том, не пора ли России отменить мораторий на смертную казнь, за применение которой в отношении особо опасных преступников: серийных убийц, маньяков, педофилов, согласно целому ряду соцопросов, высказывается от 80 до 96% населения нашей страны, Президенту таковым не показался, в отличие, например, от вопросов о том, как поддержать оленеводство в условиях индустриального роста и потепления климата и о словах-паразитах, от которых Дмитрий Анатольевич желал бы избавиться.

Откровенно об удачах и неудачах

Обозначить главные достижения за время президентства и откровенно рассказать о неудачах Дмитрия Медведева тоже попросили через Сеть. К первым он отнес то, что в период глобального финансового кризиса, роста безработицы дословно: не была потеряна нить развития страны.

- У нас сохранились все основанные программы, не произошло драматического ухудшения положения людей, наоборот, мы достаточно быстро восстановились и двигаемся вперед, - продолжил он. Мне кажется, это очень важно, особенно, если вспомнить о том, какие эмоции, например, сохраняются во многих европейских странах, которые в чем-то, может быть, даже более успешны и более богаты, чем мы. Но у нас нет тех процессов, которые сегодня существуют в финансовой сфере Испании, Португалии, Греции. И очень важно, что мы смогли консолидироваться в этот сложный период. На мой взгляд, к числу достижений также можно отнести то, что мы смогли реализовать выверенный внешнеполитический курс, который привел к ослаблению напряженности с целым рядом государств. Это очень хорошо просто потому, что это дает нам возможность развиваться, не отвлекаясь избыточно на привходящие проблемы. Но в то же время мы смогли защитить себя и сегодня можем защищать себя, защитить нашу независимость, наши суверенные подходы. Я имею в виду самые сложные события, в том числе и события 2008 года. Считаю, что это было очень важным для страны, чтобы страна не рассыпалась, а чувствовала себя сильной, какую бы интерпретацию ни получали эти события в других странах. Это было важно прежде всего для самих нас.

Ну, а неудачи и недостатки… Я думаю, что здесь ответ очевиден. Мы не добились кардинального улучшения положения наших людей. Мы развивались, но развивались не так быстро, как нам бы хотелось. Мы занимались решением социальных вопросов, но у нас еще очень много проблем, у нас высока бедность, у нас есть люди, которые живут за границей соответствующих критериев, их приблизительно 13 процентов. Это много для такой страны, как наша, хотя напомню, еще некоторое время назад их было около 30 процентов. Тем не менее, это очень серьезная повестка дня. Мы не смогли диверсифицировать ситуацию в экономике так, как нам бы хотелось. Мы не смогли уйти от сырьевого роста. Мы не смогли изменить в достаточной мере инвестиционный климат. Это не повод для того, чтобы предаваться унынию, но это повестка дня для будущей работы.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер