Газета №14 (779), 5 апреля 2011
Перейти к номеру

Студенческий недобор

5 апреля 2011, 14:22 Прочитали 1 671 раз
Выпускников школ в области стало меньше. А тех школьников, которые остались, университеты будут примечать с первого класса
Модернизация, информатизация, инновация - в наши дни прямо как ускорение, гласность и перестройка в конце восьмидесятых. Модернизируют, информатизируют и, прямо не знаю, как образовать глагол от "инновация", практически все, что плохо лежит. Не избегает такой участи и система профессионального образования. Вопрос далеко не праздный - перед каждым школьником рано или поздно встает вопрос, кем стать. Поэтому мы попытались разобраться, как же обстоит ситуация на деле.

В яму - на десять лет

Первое, что приходит на ум, - это демографическая яма, в которую мы все дружно попали. Если в прошлом учебном году школы области выпустили 6339 одиннадцатиклассников, то в нынешнем, который близится к завершению, их всего 3800. Сокращение - почти в два раза. По прогнозам областного управления образования и науки, на следующий год планируется небольшое увеличение этого числа. Однако, как отмечает начальник управления Наталья Астафьева, в демографической яме мы просидим как минимум до 2020 года. До этого времени выпускников в тамбовских школах намного больше не станет.

На уровне Тамбова как центра региона в том числе и в плане образовательных процессов ситуация на нынешний год выглядит ничуть не лучше. По информации, полученной нами в городском комитете образования, в прошлом учебном году в школах города занимались 1414 одиннадцатиклассников, из которых 1236 - в классах с профильным обучением. Однако на сегодняшний день их число дотягивает только до 513. Тут уже не двух-, почти трехкратное уменьшение. Причем такая ситуация сложилась не только в обычных общеобразовательных школах, но и в гимназиях и лицеях. Например, шестой лицей в прошлом году выпустил 53 одиннадцатиклассника, в нынешнем во взрослую жизнь оправятся всего 30. Седьмая гимназия в этом году планирует выпустить 22 человека против 42 в прошлом. В двенадцатой гимназии соотношение вообще составляет 17 против 79. Не лучше и положение в девятой школе - 26 выпускников в нынешнем году покинут родную школу, тогда как в прошлом их было 87. Даже в четырнадцатом лицее в этом учебном году только 47 одиннадцатиклассников, а ведь еще в прошлом их было 106. И так далее.

Тем не менее, уже в следующем учебном году, исходя из количества десятиклассников в школах областного центра, прогнозируется количество выпускников школ в количестве 1565 человек - даже больше, чем в прошлом. Однако, учитывая слова начальника областного управления образования и науки Натальи Астафьевой, что в ближайшие годы в целом по области одиннадцатиклассников намного больше не станет, можно сделать вывод о том, что их станет меньше в других территориях. В частности, в сельских школах. При этом сегодня на селе в регионе живет более сорока процентов. Тенденция явно не радужная, особенно если учитывать то, что предстоит сделать в области. Начинается реализация крупных проектов, которые в подавляющем большинстве касаются сельского хозяйства. Работников, причем настоящих профессионалов, они потребуют немерено. При том, что на деле численность тех, кого сегодня принято называть "трудовыми ресурсами", неуклонно сокращается - в этом смысле наша область идет в ногу со всей страной.

На таком вот фоне предстоит менять систему профессионального образования.

- Первое - нужно работать над достижением соответствия содержания и имеющейся структуры подготовки системы образования требованиям инновационной экономики, - говорит начальник управления образования и науки области Наталья Астафьева. - Второе - это модернизация непосредственно самого образовательного процесса. Если не менять среду, условия обучения, то ничего мы не достигнем. Третье направление - оптимизация сети учреждений профессионального образования. Президент Дмитрий Медведев в одном из своих недавних выступлений поставил задачу сокращения числа высших учебных заведений. У нас сегодня такая демографическая ситуация, что только ленивый не пойдет учиться в университет. А это все-таки неправильно.

Студентов все меньше

Однако, как отмечает проректор по учебной работе ТГУ им. Г.Р. Державина Владимир Мамонтов, при всей сложности демографической ситуации вузы, имеющие хорошую репутацию, нормально выживают и в нынешних условиях. Об этом говорит, например, недавно прошедшая университетская Олимпиада, количество участников которой даже слегка увеличилось. Во втором туре Олимпиады Державинского университета участвовало по всем направлениям более 650 человек. Как показала практика, почти все эти направления востребованы.

В то же время, в целом ситуация остается непростой. Как говорит Владимир Мамонтов, уже на начало нынешнего учебного года в университет было принято примерно на 18 процентов меньше студентов, чем в предыдущий год. Из примерно полутора тысяч первокурсников около восьмисот были приняты в университет по госзаказу. Уже известны цифры приема в вузы страны на следующий учебный год. Согласно им, произойдет общее сокращение на 18,4 процента. При этом практически не подвергаются сокращению специальности физико-математического и естественного направлений. А вот гуманитарным наукам, а также экономистам, юристам и прочим модным профессиям теперь явно не везет - именно на них в первую очередь сокращается набор.

Профессия – управленец

Что касается юристов с экономистами, тут можно с такой постановкой вопроса легко согласиться. Как по этому поводу говорит директор Тамбовского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации Алексей Ильин, это ли не нонсенс, когда техническое учебное заведение, речь в данном случае не о тамбовских вузах, готовит юристов? Да, были в нашей недавней истории времена, когда все всех готовили. Но хорошо ли это?

- Если я сейчас как представитель системы президентской Академии заявлю, что у меня есть возможность готовить врачей, на меня как посмотрят? Мягко говоря, как на человека, который непрофессионально смотрит на подготовку кадров, - говорит Алексей Ильин.

При этом проблема подготовки профессионального управленца, по его мнению, стоит сегодня значительно острее, чем "узких" специалистов для различных отраслей.

- Мы считаем, что доктора нужно готовить на вузовской скамье, что у него должна быть интернатура два года, что учителю надо давать в институте навыки преподавания школьных предметов. А вот управленцем, по сложившемуся мнению, может быть любой, - говорит Алексей Ильин. - Хотя он в итоге управляет и учителем, и врачом. Поэтому сегодня необходимо правильное понимание этих вещей, правильное понимание того, чем мы, Академия народного хозяйства и государственной службы, занимаемся. Мы не отраслевое профильное учебное заведение высшей школы, которое готовит экономистов, бухгалтеров, юристов. Мы готовим управленцев.

Об актуальности затронутой темы говорит хотя бы такой пример. В Тамбовской области на низшем уровне муниципального управления - в поселковых и сельских советах - на разных должностях работает около пяти тысяч человек. И если в 1952 году 45 процентов работников этого уровня имели высшее образование, то в 2010-м - только 52 процента. Итого прирост составляет семь процентов за шестьдесят лет. Причем речь идет о высшем образовании в принципе, а не о специализированном, связанном с такими понятиями, как управление персоналом, социальная психология, умение руководить коллективом, особенности управления муниципальными бюджетами, антикризисное управление территорией. Да много чего можно привести в пример. Даже на уровне областного центра не так много работников муниципальных органов власти могут похвастаться наличием диплома профессионального управленца.

- Если бы меня в девяностые годы, когда я стал мэром, при всем моем образовании, научили азам управления, хотя бы дали прочесть то, что сегодня мы преподаем своим студентам, я думаю, определенной части ошибок, а они у меня как у руководителя муниципального образования были порой от элементарной управленческой безграмотности, я бы не допустил, - уверен Алексей Ильин.

В этом смысле Тамбовщина вместе со всей страной проходит в настоящее время знаковый этап. Выборы в Тамбовскую городскую Думу осенью прошлого года и недавно состоявшиеся выборы депутатов Тамбовской областной Думы V созыва свидетельствуют о том, о чем пока ничего не написано - идет смена поколений политических элит и политических управленцев. То, что сложилось в девяностые годы, уходит в прошлое, каким бы обидным кому-то это ни казалось. И от того, насколько грамотными окажутся новые лидеры и новые управленцы, во многом зависит будущее Тамбова, всей области.

Лицеисты для университета

Одной из наиболее серьезных проблем в сфере высшего образования является сегодня вопрос предпрофильной и профильной подготовки школьников. И если, например, в Тамбовском государственном техническом университете эту работу ведут достаточно давно и накопили определенный опыт, то в Мичуринском государственном аграрном университете она находится в самом начале.

- В системе непрерывного образования у нас сейчас есть три лицея, - рассказывает первый проректор ТГТУ Вячеслав Калинин. - Один из них - лицей для одаренных детей из сельской местности, который работает давно и успешно.

По словам Вячеслава Калинина, в дальнейшем, в связи с переходом на уровневую систему обучения, вуз откажется от подготовки инженеров как таковых. Но уже в настоящее время есть договоренность о создании в ТГТУ центра, который даст возможность не только выпускникам технического университета, но и всем, кому это необходимо, получить диплом инженера европейского образца, чтобы работать в том числе и за рубежом.

Вместо заключения

Честно говоря, лично меня несколько пугают такие, например, заявления из уст руководства Министерства образования и науки:

- Конкуренция будет идти на уровне ученика первого класса. По большому счету, нам нужно работать с ребенком с момента его рождения. А система высшего профессионального образования - не ниже первого класса. Уже тогда должны быть сделаны первые срезы, осознан интерес этого ребенка и предложены специальные методы его развития.

Так и хочется спросить - а как же счастливое детство? Или детское счастье взрослые дяди и тети понимают теперь только так и не иначе?

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер