Газета №5 (770), 1 февраля 2011
Перейти к номеру

Солярка стала дороже бензина

1 февраля 2011, 17:19 Прочитали 3 003 раза
Стоимость литра дизельного топлива в Тамбовской области за месяц выросла почти на два с половиной рубля и обогнала стоимость 92-го бензина
Декабрь-январь - время, от которого жители России хорошего не ждут. За исключением Нового года, разумеется. А так - мало того, что зима, холодно, грипп и простуда, да еще и традиционное повышение цен на энергоносители.

Ушедший год ситуацию разнообразил: в его конце также резко взметнулись ввысь розничные цены на автомобильный бензин, а больше всего - на дизельное топливо. Как отмечают общероссийские источники, цена "дизеля" в некоторых регионах побила психологический рекорд, превысив цену 92-го бензина и приблизившись к 95-му. От себя добавим - в числе подобных регионов-"счастливчиков" оказалась и Тамбовская область. Причем, как явствует из официальных источников, а именно из информации, полученной нами в Тамбовстате, если в декабре прошлого года стоимость литра дизельного топлива в среднем по области сложилась на уровне 21 рубля 32 копеек, а 92-го бензина - 23 рублей 13 копеек, то наступивший январь поменял приоритеты. 92-й подорожал более чем на сорок копеек и достиг 23 рублей 56 копеек за литр. А вот цена дизельного топлива подскочила аж до 23 рублей 74 копеек за литр - почти на два пятьдесят за месяц. Кстати, как отмечают соответствующие федеральные чиновники, в частности, глава ФАС Игорь Артемьев, в подобной ситуации есть повод для антимонопольного расследования.

Три причины и три составных части подорожания

Между тем, сами производители автомобильного топлива не видят в сложившейся ситуации ничего особенного. Более того, в ближайшие три года не стоит рассчитывать на снижение цен. Они однозначно будут расти.

Первой причиной предновогоднего роста цен все эксперты называют изменение акцизов, которое должно было произойти (и, естественно, произошло), с 1 января. Это решение, по мнению экспертов, спровоцировало ажиотажный спрос на топливо, в том числе на биржах. Вторая причина - низкий технологический уровень нефтеперерабатывающих предприятий.

Третья причина и прошлогоднего, и всегдашнего роста цен, по мнению большинства экспертов, - это монополизм в ряде регионов некоторых компаний. Да и рост цен на нефть на мировом рынке не мог не сказаться. Правда, мы давно уже убедились в том, что как бы ни менялись цены за пределами нашей страны, у нас опять нет повода не подорожать.

Вопрос номер один: что будет происходить с ценами на бензин в дальнейшем? Глава Российского топливного союза Евгений Аркуша предупреждает без обиняков: рост цен будет идти постоянно за счет роста акцизов и инфляции, "а мы будем каждый год собираться и обсуждать этот вопрос".

Зимой и летом разным цветом

Ситуацию несколько прояснило общение с представителями ЗАО "Тамбовнефтепродукт" - одного из ведущих поставщиков горюче-смазочных материалов на территорию области. По словам менеджера "Тамбовнефтепродукта" Алексея Тишукова, при реализации топлива на своих заправках компания, естественно, отталкивается от цен поставщика:

- Наш "куст" - это самарская группа заводов, там находится основная часть переработки "Роснефти" и оттуда нам поступают нефтепродукты. Поэтому мы раньше покупали топливо только в своей компании. Вполне логично: мы же - часть "Роснефти", кроме того, при таком подходе получаем гарантированное качество нефтепродуктов. Однако Федеральная антимонопольная служба считает, что с точки зрения конкуренции это не совсем правильно. К тому же в настоящее время мы испытываем определенный дефицит собственных нефтепродуктов. Поэтому сейчас вынуждены закупать их в том числе и на бирже, то есть на общих основаниях.

В связи с этим цена поступающего в компанию дизельного топлива с этой стороны никак регулироваться не может.

Кроме того, как выясняется, не все так просто с "дизелем", как кажется. Ведь он, как мы только что заметили, бывает двух видов - летний и зимний. Как только температура на градуснике опускается ниже нуля, рекомендуется использовать зимнее дизельное топливо, поскольку летнее просто замерзает. Но, как известно, голь на выдумки хитра - наши автолюбители до последнего выжимают из летнего дизеля все его возможности. И только когда мороз окончательно припрет - градусов под двадцать, покупают зимнее топливо. Но только чуть потеплеет, сразу стремятся покупать летний "дизель" - он же дешевле. "Бодяжат" его всякими присадками, керосином и прочими изобретениями - лишь бы не переплачивать за зимнее топливо. И таким образом сами себе усложняют жизнь.

- Мы технологически не можем продавать на одной заправке одновременно и летнее, и зимнее дизельное топливо, - рассказывает менеджер ЗАО "Тамбовнефтепродукт" Алексей Тишуков. - Если там стоит один резервуар, то его заливают доверху, например, зимним "дизелем". И пока его полностью не продали, налить туда летний мы не имеем права.

А поскольку зимнее дизельное топливо дороже летнего, и весьма прилично, то складывается ситуация, когда автолюбители на определенных заправках просто вынуждены заливать более дорогое зимнее топливо.

- Кроме того, в настоящее время существует определенный дефицит зимнего топлива, - говорит Алексей Тишуков. - Его просто нет. Поэтому неудивительно, что оно такое дорогое. Рыночные отношения никто не отменял.

По итогам работы за декабрь количество проданного на станциях "Тамбовнефтепродукта" летнего и зимнего дизельного топлива примерно одинаково. В целом же проблема зимнего "дизеля", по мнению работников компании, тема исключительно сезонная: придет весна, и он просто уйдет из продажи.

А цены растут, цены…

А тем временем с 17 января поднялись розничные цены на заправках "Тамбовнефтепродукта" практически на все виды топлива. Как говорят специалисты компании, как правило, они растут с запозданием по сравнению с оптовыми. Ведь на предприятии существует определенный запас продукта, который был закуплен по прежним оптовым ценам. Когда он заканчивается, в продажу идет продукт с новой ценой.

По имеющейся информации, в январе по сравнению с декабрем входные цены ЗАО "Тамбовнефтепродукт", то есть те цены, по которым компания закупает горюче-смазочные материалы для реализации затем внутри области, на 92-й бензин выросли на 4,1 процента, входное подорожание на летнее дизельное топливо составило 6 процентов, на зимнее - 3,5 процента.

В результате сегодня летнее дизельное топливо обозначилось на отметке 20 рублей 50 копеек за литр, зимнее - 24 рубля 10 копеек, поднявшись по сравнению с предыдущими ценами, действовавшими с 14 декабря, на рубль и на 60 копеек соответственно. А вот 92-й бензин подрос на 40 копеек за литр и достиг 23 рублей 50 копеек. Таким образом, разрыв между зимним "дизелем" и 92-м бензином только увеличился.

Концепция изменилась?

По словам специалистов, с которыми нам довелось пообщаться, то, что зимнее дизельное топливо стало стоить в розницу дороже 92-го бензина, - тенденция последнего времени, которая зависит исключительно от оптовых цен. До этого ситуация была иной. Но тогда и стоимость литра летнего дизельного топлива шла в пределах стоимости литра 80-го бензина. А сегодня на тех же заправках "Тамбовнефтепродукта" при стоимости летнего "дизеля" в 20 рублей 50 копеек литр 80-го бензина стоит 20 рублей 10 копеек. Кстати, то, что происходит сейчас у нас с ценами на бензин и дизтопливо, не исключение. Так, более двух лет назад что-то подобное впервые приключилось в Германии. Тогда дизельное топливо стало стоить дороже бензина. Причем речь шла не о низкосортном бензине, которого в Европе просто-напросто нет, а о хорошем 95-м. На тот момент в Германии один литр солярки стоил в среднем 1,5 евро, а вот цена бензина составляла 1,499 евро.

По словам экспертов, столь высокие цены на солярку объясняются, в первую очередь, тем, что в Германии отменили налоговые льготы для производителей дизельного топлива. Кроме того, в стране с каждым годом растет потребление именно этого вида топлива. Что, в общем-то, характерно и для России.

Изменение цен на 92-й бензин и дизельное топливо за последние несколько месяцев в среднем по Тамбовской области можно отследить вверху страницы. Следим за ситуацией...

В тему

Управление Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области наложило на нефтяные компании штрафы на общую сумму 85 миллионов рублей. Санкции последовали после необоснованного повышения цен на бензин. Всего по России нефтяные компании оштрафованы на 15 миллиардов рублей. Деньги пока не заплачены. Компании, нарушившие антимонопольное законодательство, пытаются обжаловать штрафы через суд.

Областное УФАС продолжает контролировать цены на нефтепродукты. Если цены вырастают более чем на 5 процентов, у поставщика запрашивается финансовое обоснование. К компаниям, которые злоупотребляют доминирующим положением или участвуют в сговоре, будут применены штрафные санкции.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер