Газета №4 (769), 25 января 2011
Перейти к номеру

На защите прав пешеходов

25 января 2011, 15:53 Прочитали 3 239 раз
Союз пешеходов направил в Госдуму законопроект, защищающий права человека на дороге
Пешеходы не в чести

Если всерьез задуматься над ситуацией на дороге, а в частности над тем, кто из участников дорожного движения самый защищенный и кто нет, выйдет: пешеход - лицо наиболее уязвимое. Почему? Дело в том, что водитель - виновник аварии защищен у нас достаточно хорошо. То есть после оформления ДТП ему вообще не надо совершать каких-либо телодвижений. За него в рамках ОСАГО этим занимается страховая компания. Она же расплачивается с пострадавшими.

Худо-бедно защищен пострадавший водитель, а также его пассажиры. Хоть какую-то компенсацию от страховой фирмы виновника они получат.

Даже владельцы придорожной инфраструктуры могут рассчитывать на возмещение ущерба: хозяин дорожного знака, снесенного в результате аварии, тоже может получить компенсацию от страховщика виновника.

Обездоленными остаются только пешеходы. На их стороне Гражданский кодекс. Подавайте в суд, а тот решит, стоит ли вам компенсировать.

В наши дни защищать свои собственные права и интересы пешеходы должны сами.

Понятия "пешеход" не существует

Ни в законе об ОСАГО, ни в правилах ОСАГО вообще не предусмотрено такого понятия, как пешеход. Учтены все возможные участники аварии: владельцы транспортных средств, водители, пассажиры, а про пешеходов как-то забыли.

По сути, пострадавший в аварии пешеход не имеет права узнать из первых рук, в какую страховую компанию ему обращаться. Эти данные, конечно, должны быть записаны в протоколе о происшествии. Но могут и не быть записаны. Ведь это требование не обязательное.

В правилах ОСАГО говорится: "при причинении вреда жизни или здоровью пассажиров, находящихся в транспортных средствах, в извещении о дорожно-транспортном происшествии указывается наличие пострадавших пассажиров. В случае если участники дорожно-транспортного происшествия располагают сведениями о пострадавших пассажирах (фамилии, имена, отчества), они должны представить эти сведения страховщику. Сведения о пострадавших пассажирах предоставляются страховщику органами милиции на основании его письменного запроса". И ни слова о пешеходах! То есть для них закон не писан. Именно такой нюанс зачастую становится поводом для отказа в выплате.

Компенсация постфактум

Сегодня компенсация потерпевшим в автоавариях выплачивается (если вообще выплачивается) по фактически понесенным расходам на лечение, которое они не могут получить бесплатно.

Нынешняя система требует долгих экспертиз, чтобы установить степень вреда, причиненного здоровью. Она может потребовать двух- трех месяцев. А деньги на лечение и медикаменты пострадавшему нужны сейчас. Кроме того, чтобы доказать, какие травмы были получены при аварии и сколько ушло денег на лечение, пешеходу-горемыке приходится собирать целый перечень необходимых документов. Как показывает практика, пешеход - человек, зачастую неграмотный в правовом отношении и не в состоянии собрать все бумаги, чеки на лекарства, многочисленные справки, заявления установленного образца и всевозможные копии. "Хождение по мукам" нередко заставляет его просто-напросто отказаться от идеи получить компенсацию. Если же судом было принято решение о возмещении компенсации, не факт, что пешеход ее дождется. Такие решения исполняются "туго", так как за этим никто не следит, ведь есть дела и поважнее…

Мнение тамбовчан

Опросив людей на улице, мы поняли: пешеходы чувствуют, что они ущемлены в правах. "Сегодня кто сильный, тот и на коне, - говорят они. - Мы же народ бесправный. Попробуй получи компенсацию - еще больше здоровье угробишь!".

Выход из положения

Союз пешеходов предлагает устранить существующую несправедливость, подготовив свои предложения по совершенствованию законодательства. В частности, предлагает производить предварительную страховую выплату пострадавшим пешеходам в размере 25 процентов от установленного лимита на основании медицинской справки о телесных повреждениях. А после того как определится степень тяжести повреждения (то есть через два-три месяца) - остальную часть, в соответствии с установленными лимитами. Например, легкий вред здоровью - 50 процентов, вред средней тяжести - 75 процентов, тяжкий вред - 100 процентов. А в случае, если понесенные расходы превышают страховую выплату, то тогда он должен иметь право на расчет страховой выплаты в соответствии с правилами главы 59 ГК РФ.

Печальные цифры

По сообщению сотрудников управления ГИБДД УВД по Тамбовской области, в 2010 году было совершено 479 наездов на пешеходов. В ДТП погибли 47 человек, 476 - получили ранения. 60% ДТП произошло по вине водителей транспортных средств!

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер