Газета №48 (761), 30 ноября 2010
Перейти к номеру

Таможня дает союз

30 ноября 2010, 12:42 Прочитали 1 471 раз
8 декабря, исполнится 11 лет с того момента, когда между президентами Российской Федерации и Республики Беларусь был подписан Договор о создании Союзного государства
Буквально через несколько дней, а именно 8 декабря, исполнится 11 лет с того момента, когда между президентами Российской Федерации и Республики Беларусь был подписан Договор о создании Союзного государства.

Существует ли он на бумаге или есть его практическая реализация в решении значимых социально-экономических и научно-технических задач двух стран? Из очередного пресс-тура для российских журналистов в братское государство многие сделали для себя вывод: программы в рамках Союзного государства реально действуют.

У границы - европейские ворота

Совместных проектов не так уж и мало. Только в этом году 18 программ Союзного государства в экономической и таможенной сферах, военно-техническом сотрудничестве, правоохранительной деятельности, образовании, науке и культуре, социальной сфере профинансированы бюджетом Союзного государства. С 1 января 2010 г. заработал таможенный союз Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации. Отдельные его аспекты изучили как российские, так и белорусские представители СМИ. Но вначале несколько слов о том, как до сего дня развивались программы Союзного государства в таможенно-пограничной сфере. В период с 1997 по 2007 год осуществлялась реализация мероприятий Программы первоочередного развития таможенной инфраструктуры пограничных пунктов таможенного оформления (пунктов пропуска) на территории Беларуси. Для более эффективной реализации намеченных целей весь комплекс мероприятий был разбит на 2 больших этапа с 1997 по 2001 годы и с 2002 по 2007 годы. В результате было осуществлено строительство и реконструкция 8 автодорожных пограничных пунктов пропуска: "Козловичи", "Варшавский мост", "Брузги" и "Берестовица" на белорусско-польском участке внешней границы Союзного государства. "Новая Гута", "Мокраны" и "Новая Рудня" - на белорусско-украинском участке. "Каменный Лог" - на белорусско-литовском.

Всего на мероприятия Программы из бюджета Союза Беларуси и России и Союзного государства за 10 лет было направлено более полутора миллиардов российских рублей. Пропускная возможность реконструированных 8 пунктов пропуска увеличилась почти на 20 тысяч автомобилей в сутки, время оформления таможенной документации сократилось с 2-3 часов до 20-30 минут, время углубленного досмотра грузов - с 8-10 до 2-4 часов.

Быстро, комфортно, эффективно

С умом ли потрачены деньги и так ли все по-европейскому выглядит в реальности, как утверждают чиновники, журналисты решили проверить на месте. Объектом их повышенного внимания стал пункт пропуска "Брузги" Гродненской области на границе с Польшей. Ему в этом году исполнилось 20 лет. Свое второе рождение пункт пережил в 2007 году, когда окончилась его реконструкция. "Брузги" пересекает как грузовой, так и легковой транспорт, а также автобусы. В сутки его пропускная способность составляет 5 тысяч транспортных средств, что в пять раз больше, нежели до модернизации объектов таможенной сферы. Благодаря чему удалось добиться таких высоких показателей? В ноябре 2009 г. сюда поступили мобильные инспекционно-досмотровые комплексы, позволяющие осуществлять осмотр находящегося в машине груза без вскрытия грузового отделения. Большая работа проведена по совершенствованию процедур оформления.

За десять месяцев текущего года "Брузги" пересекли 137 тысяч грузовых машин, двигавшихся в направлении Беларуси. Много это или мало? Всего-навсего... 4,5 тысячи километров очереди. Кстати, она на выезде в Польшу со стороны Союзного государства, впрочем, как и с "противоположного берега", редко когда образуется. Способствует этому во многом предварительное электронное информирование.

"Сегодня заключаются договора с иностранными перевозчиками, фирмами-отправителями о том, что они заранее в электронном виде направляют всю требуемую информацию о грузе, следуемом через границу Союзного государства, в специальный отдел таможенной службы, и пока водитель в пути, его документ на прохождение пункта пропуска формируется в электронном виде. Заинтересованным лицам выгоднее заплатить, по сути, копейки за такую услугу, нежели тратить время на границе. Неслучайно уже в этом году 25% перевозчиков воспользовались этим ноу-хау. Именно благодаря упрощению процедур таможенного, пограничного оформления мы и постараемся увеличить транзит по нашей Республике, в том числе и через пункт пропуска "Брузги", - комментирует начальник Гродненской региональной таможни советник таможенной службы I ранга Юрий Сенько.

Но как проверить, что заявленный груз соответствует своим характеристикам? Кто-то полагается на собственное чутье, а вообще на помощь таможеннику приходит новая система анализа и управления рисками, в основу которой положен сбор, накопление и обработка информации. Есть подозрения - добро пожаловать в бокс углубленного досмотра. Всякое бывало на памяти таможенников. И китайские пуховики заявляли как металлотрубы, и косметику контрафактную пытались провезти. Совместно с соответствующими службами не единожды пресекались попытки провоза наркотиков.

Несколько слов о системе "зеленых" и "красных" каналов. Здесь тоже все по евростандартам. Въезжающий на территорию Беларуси автомобиль, пассажиры которого не имеют в ручной клади вещей, подлежащих обязательному письменному декларированию, пересекают пункт пропуска по "зеленому" каналу. Остальные следуют по "красному". Остановившись один раз, пассажиры декларируют свой соответствующий товар, получают необходимые документы и следуют дальше.

Ждем третьего

В Таможенном комитете Республики Беларусь также акцентировали внимание на сокращении времени прохождения границы перевозчиками в рамках Таможенного союза. Начальник Управления организации таможенного контроля Владимир Орловский подчеркнул, что более 20% ввозимых товаров контролируется с использованием системы предварительного информирования. Ее применение, а также системы анализа и управления рисками позволили снизить количество проводимых таможенных досмотров по сравнению с 2005 годом более чем в 5 раз, а также свести к минимуму субъективные подходы таможенного инспектора на границе.

В настоящее время количество досматриваемых грузовых автотранспортных средств от общего количества въезжающих в Беларусь составляет около 1,5%. "То есть производится досмотр одного транспортного средства с товаром из 75. При этом эффективность досмотра увеличилась более чем в 7 раз", - отметил Владимир Орловский. В России при сопоставимой эффективности досмотра таким путем проверяется 5% грузов, а на внутренних пунктах - до 50%.

Таким образом, несмотря на перенос контроля на внешнюю границу Таможенного союза, время прохождения грузового автотранспортного средства в белорусских пунктах пропуска не увеличилось и занимает от полутора до трех часов в зависимости от номенклатуры и характера товара. Действующая система контроля за доставкой товара позволяет полностью исключить его неприбытие к месту назначения.

Председатель Государственного таможенного комитета Беларуси Александр Шпилевский подчеркнул, что Беларусь и Россия строят Таможенный союз уже более 10 лет, поэтому имеют серьезные наработки, которые позволяют действовать четко и оперативно. Что касается третьей страны Таможенного союза - Казахстана, то здесь есть сложности в обмене информацией. Председатель ГТК отметил, что стороны договорились с 1 января 2011 года обмениваться информацией с Казахстаном. Таким образом, ожидается, что Казахстан в 2011 году присоединится к системе информирования таможенных органов Таможенного союза.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер