Газета №47 (760), 23 ноября 2010
Перейти к номеру

Школьный голод

23 ноября 2010, 16:07 Прочитали 1 558 раз
В ближайшие годы систему образования области может ожидать катастрофическая нехватка кадров
Кадры решают все - выражение настолько затертое, что начать с него разговор о проблеме обеспеченности тамбовских школ учителями так же оригинально, как передать привет с "Поля чудес". Тем не менее, ничего более образного в голову явно не приходит. И дело не в тупости и несообразительности журналиста. Просто когда пытаешься подумать, просто подумать о том, что в ближайшей перспективе может ожидать наши школы, впадаешь в некий ступор. Настолько все может быть неприглядно. Педагогический голод - уже не из области фантастики. И причин тому несколько.

Меньше людей - больше проблем

Директор Татановской средней школы Любовь Давыдова - педагог со стажем работы не один десяток лет. Все эти годы она проработала в сельской школе.

- Когда я заканчивала институт, не смогла устроиться на работу учителем в родном селе, потому что мест просто не было, - вспоминает Любовь Давыдова. - Поэтому четырнадцать лет проработала в Солдатской Духовке. И только потом смогла перевестись в Татаново.

Для сравнения: в 1975 году только в основной Татановской школе обучалось 1286 учеников. Параллельных классов было от четырех до шести. Плюс около двухсот учеников насчитывала вечерняя школа. Одних только учителей физики и математики было около пятнадцати человек. На начало 2010-2011 года в Татановской средней школе, которая имеет статус базовой, обучалось 382 ученика. Педагогический коллектив насчитывает чуть более тридцати человек. И даже в этих условиях у директора возникают настоящие проблемы с замещением преподавательских вакансий.

- В начале нынешнего учебного года в школе возникли трудности с историей, - рассказывает Любовь Давыдова. - Обратились в Центр занятости, в управление образования и района, и области. Я постоянно бывала на курсах повышения квалификации, где общалась с коллегами. Всех знакомых уже на уши подняла - безрезультатно. Нет учителя - это же скандал! И ничего поделать просто невозможно. Сейчас проблему удалось решить, но фактически только на нынешний учебный год. Что будет дальше, пока сказать трудно.

Подобная ситуация сложилась в базовой школе, расположенной менее чем в пятнадцати километрах от областного центра. В филиалах ситуация значительно хуже. Показательный пример - вопрос с преподаванием иностранного языка в Малиновском филиале Татановской средней школы. В начале прошлого учебного года директор Татановской школы вместе с собственными детьми, которые также работают в родной школе учителями, больше месяца ездила в филиал - вели уроки иностранного языка, информатики. Путем неимоверных усилий, опять же, исключительно через знакомых, удалось привлечь к преподаванию иностранного языка в Малиновке молодую выпускницу факультета иностранных языков ТГУ им. Державина. Сейчас девушка работает уже второй год. Но, по словам Любови Давыдовой, удержать ее на рабочем месте стоит невероятных усилий:

- Если бы вы знали, как мы бережем буквально каждого нашего молодого специалиста! И у меня нет никаких гарантий того, что завтра и те, кто сейчас работают, не придут ко мне с заявлениями об уходе.

Кто защитит учителя?

Таким образом, один молодой специалист в Малиновском филиале плюс четыре-пять представителей молодежи в базовой школе - практически вся "молодая" поросль в этом учебном заведении. В филиалах, расположенных в селах Черняное и Куксово, ситуация, пожалуй, еще сложнее.

По мнению директора, причин тому несколько. И виновата тут не только скудная учительская зарплата. Немаловажную роль играют взаимоотношения "учитель-ученик" и даже "учитель-родители".

- Учитель сегодня абсолютно незащищен, - считает Любовь Давыдова. - В спорной ситуации всегда станут на сторону родителей и ребенка. А ведь они далеко не всегда правы. Какой же, в таком случае, у учителя может быть авторитет? Я считаю, что именно этот авторитет сегодня прежде всего необходимо поднимать. Но мы же привыкли сначала все разрушать, а только потом строить.

Аттестуй не аттестуй…

Еще одну серьезную проблему в этой ситуации представляет из себя обязательная аттестация учителей, начало прохождения которой намечено с 1 января 2011 года. Сегодня средний возраст преподавательского коллектива Татановской средней школы уже приближается к пятидесяти годам. В настоящее время только в базовой школе работает семь пенсионеров - заслуженных людей с серьезным опытом работы.

- Это настоящий кладезь знаний и педагогической премудрости, - считает Любовь Давыдова. - Но в связи с грядущей обязательной аттестацией педагогического коллектива они просто уйдут из школы. А ведь это практически все основные предметы в расписании. Что мне тогда делать, я просто боюсь думать. Я буквально на днях разговаривала с учительницей, которой сейчас 58 лет и которая дала из класса двух стобалльников по ЕГЭ по русскому языку и литературе. Так она мне прямо заявила: если сейчас такие требования, мне проще уйти.

Кстати, подобное - далеко не преувеличение. Буквально на днях правительство одобрило федеральную целевую программу по развитию образования на 2011-2015 годы. Документ стал продолжением всех ранее существующих в этой сфере государственных программ. В рамках грядущих преобразований государство намерено избавиться от "плохих учителей". Не сдавшие квалификационный экзамен, который станет обязательным каждые пять лет, будут вынуждены либо повысить уровень, либо сменить профессию. Вполне реальная предпосылка, что многие учителя-пенсионеры предпочтут отправиться "на заслуженный отдых", чем подвергать себя унизительной, по мнению многих из них, процедуре сдачи экзаменов по предмету, который они преподавали десятки лет и считают своим коньком. Да плюс обязательными становятся навыки владения персональным компьютером, который для большинства пенсионеров - темный лес. "Если ранее говорили, что учат на всю жизнь, то теперь - в течение всей жизни", - философски замечает глава Минобразования Андрей Фурсенко.

Правда, для многих учителей и руководителей образовательных учреждений этот вопрос не настолько философичен. Реальное оголение педагогического фронта - вот чего можно ожидать в результате. Причем речь идет не только о пенсионерах, но и многих других школьных учителях. А способна ли их заменить молодежь, даже если она вдруг и ринется в школы, - большой вопрос.

- Я не хочу умалять достоинств нашего университета имени Державина, - говорит Любовь Давыдова. - Но у меня в дипломе написано - "учитель иностранного языка". А у нынешних выпускников - "химик", "биолог", "физик". Их не учат тому, чему учили нас. Они не знают, как заполнить школьный журнал, как подойти к детям, как вести урок, как написать план урока. И когда они приходят к нам на работу, то начинают учиться этому уже на рабочем месте. А многие идут в школу, потому что некуда больше устроиться. Одна молодая учительница биологии у меня три дня проработала и убежала - не выдержала общения с нашими детьми. Бегут из школы даже те, кто решился прийти. Кто будет работать, кто будет учить детей?

Вопрос ближайшей перспективы. И если по данным Центра занятости населения Тамбовского района по состоянию на 22 ноября в банке вакансий Центра было всего две учительских вакансии на район, что опять же может и не отражать реального положения дел, то в самое ближайшее время ситуация способна измениться кардинально.

При всем этом директор Татановской школы считает, что в этом учебном заведении ситуация с обеспеченностью учителями очень неплохая. Что же тогда говорить о других школах?

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер