Газета №39 (752), 28 сентября 2010
Перейти к номеру

Эта вечно живая классика

28 сентября 2010, 16:21 Прочитали 1 771 раз
Интервью с главным режиссером Тамбовского драматического театра, заслуженным деятелем искусств России Мавлетом Данияловичем Тулпаровым
- Мавлет Даниялович, через несколько дней театр соберет зрителей на открытие своего 224-го театрального сезона. С чем пришел коллектив к этому событию?

- Во-первых, актеры и все другие службы вернулись из отпусков. Вернулись, полные творческих сил и желания играть. На очередном собрании коллектива театра я озвучил планы, а они, поверьте, серьезные, требующие большой отдачи. По настроению актеров понял: нам эти задачи по плечу. Вместе мы их решим.

- В нашей старой, сложившейся труппе появились ли новые артисты?

- Знаете, просились в труппу многие. Но я остановил свой выбор на молодом перспективном актере Мичуринского драмтеатра Егоре Катушенко. А еще пригласил для участия в наших спектаклях старейшего артиста Николая Николаевича Рубцова. Сейчас он живет в Германии, но часто приезжает на малую родину, проводит свои творческие поэтические вечера. Я с ним недавно встречался, договорился, что и он вернется в родной коллектив. Будет приезжать и играть в спектаклях, поставленных именно для него.

Я как главреж вижу в этом очень важный воспитательный момент, такую своеобразную связь времен. Это очень важно, нужно и полезно, когда актеры старой закалки, играя в спектаклях, исподволь передают свой опыт актерам молодым. Кстати, это одна из нерушимых традиций русского театра вообще...

- Каждый новый спектакль, тем более классический, предлагает и новый, современный взгляд на пьесу...

- Знаете, я все больше и больше прихожу к выводу, что классические вещи бессмертны. Вот и драма Максима Горького. Век назад написана, а вдумаешься - точная калька с наших дней. Как будто драма написана только-только.

- И у режиссера современное видение спектакля?

- Должен вас огорчить: видение классическое. Я придерживаюсь мнения, что классика должна быть прочитана так, как она написана. Понимаете, Россия может стоять только на нравственных устоях. И в своей драме автор показал нравственное падение общества на примере одной семьи. А в масштабах государства это и привело к революции. Максим Горький предвидел и обстановку в сегодняшнем обществе.

Насчет того, что он был, как нас учили, "буревестником грядущей революции" - большая и большая натяжка, вспомните, не зря он уехал в эмиграцию, а вообще вся его жизнь закончилась загадочной смертью.

Драматургия Горького, скажу, очень и очень сложна. И она же очень и очень современна. Мы знаем, что нам оставили в наследство, а что оставим мы? Это и есть вопрос, на который мы хотим дать ответ сегодняшним показом драмы Горького "Последние". Работа сложная, в спектакле занято много молодых актеров, естественно, не имеющих опыта жизни. Приходилось работать, "по кусочкам" разбирая эпизоды с каждым исполнителем. А потом из этих "кусочков" и собирать весь спектакль.

Кроме пьесы Горького, мы готовили и будем готовить еще ряд ярких постановок. Возьмем, к примеру, пьесы в постановке Вячеслава Терещенко, декана режиссерского факультета Т.И. им.

Б. Щукина, Джона Патрика "Дорогая Памела". Вот ее мы взяли как раз к бенефису заслуженной артистки РФ Светланы Томилиной.

Чуть раньше состоится премьера спектакля "Бесприданник" в постановке Татьяны Лукомской. Кроме того, на малой сцене театра в октябре состоится премьера моноспектакля Андрея Кружнова "Советские Штаты Америки". Это будет своеобразное путешествие за океан в стиле лайт-фарс.

Октябрь в нашем областном драматическом театре будет отмечен и еще двумя заметными действами: 20 октября мы приглашаем дорогих зрителей на юбилейный вечер заслуженной артистки России Валентины Поповой. Так же, как мы уже и сообщали, состоится бенефис заслуженной артистки РФ Светланы Томилиной.

А если брать по большому счету, то будущий год в нашем театре мы хотим сделать годом Островского. В наших планах - постановка пьесы "Свои люди - сочтемся", которую сделает приглашенный режиссер, сам я думаю поставить пьесу "Без вины виноватые". Однако это уже прицел на будущий 225-й театральный сезон. Но направление театра будет именно таким.

Скажу откровенно, после долгого шатания театра из стороны в сторону, искания легких путей надо выполнять основную миссию театра. Я не собираюсь умалять труды моих предшественников, в период выживания возможен и "легкий" репертуар, но моя задача - вернуть театр, кстати, и город тоже, к высокой ноте русского театра, русской школе. А она без классики невозможна. Театр должен воспитывать высокую нравственность. Потом, со временем, в театре появятся и водевили, и музыкальные комедии. Но сначала театр должен твердо стоять на фундаменте, присущем русскому театру, - высокой нравственности.

- Мавлет Даниялович, прошел уже год с вашего появления в Тамбове. Сложились ли отношения с труппой? Ведь именно благодаря взаимопониманию актеров и режиссера создается творческая обстановка, повышается планка запросов в творческом плане...

- Не открою секрета, если скажу, что своим первым годом нахождения в театре я доволен. Первое время, естественно, приглядывался к труппе, изучал их возможности, прикидывал. А потом понял - я попал в общество хороших русских актеров. Это и показала наша совместная работа над спектаклем "Марья". Его мы сделали совместно, да так, что в конце концов было трудно понять - где трактовка режиссера, а где импровизация актрис. Так все слилось воедино. И спектакль, я полагаю, удался.

- Да, спектакль "Марья" несомненная удача коллектива. Но есть и небольшие технические накладки, которые "смазывают" весь ход спектакля. Я имею в виду звук. Порой монологи и реплики актрис не слышны зрителю...

- И вы совершенно правы. Спектакль так эмоционально силен, что актриса произносит свой монолог чисто по человеческим эмоциям, где-то сквозь рыдания, где-то шепотом. И забывает о том, что она в театре. Это "болезнь" всех подобных драм. А ведь надо, чтобы любой звук со сцены достигал последнего ряда в зале. Таковы правила.

Тут, я думаю, нам на помощь придет современная радиотехника. Мы приобретем вскоре несколько миниатюрных радиомикрофонов. Они будут незаметно закреплены в складках костюма артиста, а звук будет передаваться на пульт управления и затем на мощные динамики.

- Что ж, успехов вам в новом, вернее, 224-м театральном сезоне нашего любимого театра, новых пьес, новых поклонников.

- Спасибо, приходите на премьеру "Последние", но она же и первая премьера в новом сезоне.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер