Газета №31 (744), 3 августа 2010
Перейти к номеру

Наставник или менеджер?

3 августа 2010, 15:42 Прочитали 2 021 раз
Какие они сегодня - современные учителя, что меняется в их взаимоотношениях с учениками, готов ли педагог брать на вооружение современные технологии, перестраиваться на новые образовательные стандарты?
Считается, что человек, вставший за учительский стол, ответственен за все, что произойдет в жизни маленького человека. И, действительно, трудно представить себе другую профессию, от которой так много зависит. Ведь ребенок - это "чистый лист", на котором можно создать все что угодно. Но, несмотря на это, статус учителя сегодня несколько изменился. Если раньше родители просто боготворили человека, дающего их ребенку путевку в жизнь, то теперь определенная их часть считает, что и без помощи учителей сможет пристроить своих детей. К счастью, остались еще те родители, которые все же понимают, что школа всегда была и остается фундаментом для дальнейшей жизни и, отдавая малыша в первый класс, все-таки выбирают то учебное заведение, за которым стоит высокопрофессиональный педагогический коллектив. Подтверждается известная истина: школа - это в первую очередь учитель. Какие они сегодня - современные учителя, что меняется в их взаимоотношениях с учениками, готов ли педагог брать на вооружение современные технологии, перестраиваться на новые образовательные стандарты?

Общероссийская статистика

По результатам опроса Всероссийского центра исследования общественного мнения (ВЦИОМ) выяснилось, что современные учителя в глазах россиян выглядят абсолютно несамостоятельными (44%), трудолюбивыми (45%) и душевными (43%). По сравнению с прошлыми годами, население России перестало обвинять педагогов в карьеризме и бездушности. При этом только 19% опрошенных подчеркнули, что российские учителя талантливы. Кроме того, россияне считают, что учителя - такие же простые люди, как и все остальные, без всяких особенных душевных качеств. Большинство опрошенных устраивает уровень компетентности школьных учителей: 36% дают положительные оценки, еще 37% считают качество их работы удовлетворительным. О том, что современные школьные педагоги выполняют свои обязанности плохо или ужасно, заявляют лишь 13%. Положительно оценивают работу современных школьных учителей в основном селяне (47%) и россияне моложе 34 лет (42%). Негативно отзываются о ней в первую очередь столичные жители (21%). Средний возраст российского педагога - 43 года, и больше всего среди них дам в возрасте от 41 до 54 лет. Больше всего в отечественных школах работает учителей с высшим гуманитарным образованием.

Он уже не наставник, он просто менеджер

Если еще в прошлом веке дети получали основную информацию от учителя в школе, то сегодня порядка 90% от ее объема дают самые различные источники, доминирует среди которых, безусловно, Интернет. Роль учителя изменилась, а вместе с тем и отношение к ним со стороны их же подопечных. Вторая мама, наставник…Это все в прошлом. Сегодня педагог - менеджер. Его задача - создать на уроке систему обучения, в которой он не просто передает научную информацию, а систему, позволяющую, с одной стороны, ребенку адекватно получать знания, с другой - учиться их анализировать и, наконец, создать условия, чтобы тот фундамент знаний, который сложился исторически по каждому предмету, дети все-таки усваивали. Отсюда берут начала и те направления подготовки учительских кадров, которые реализуют школы Тамбовщины, школы, стремящиеся быть востребованными на образовательном рынке услуг. Более подробно о том, как они реализуются, мы проследим на примере одной из них - МАОУ Лицей №6 г.Тамбова. Выбор пал не случайно, ведь здесь сложился один из наиболее мощных педагогических коллективов. Секретами результативной кадровой политики учебного заведения поделился его директор, учитель физики, заслуженный учитель РФ, кандидат педагогических наук Вадим Львович Зайцев.

Новые педагогические технологии - в профессию учителя!

Работать по старинке, использовать на уроках только мел и доску, пренебрегая современными мультимедийными возможностями? Только не здесь. Новые педагогические технологии - в профессию учителя! Это, по сути, девиз для первого направления кадровой политики - профессиональная подготовка по новым технологиям обучения. Речь идет о проектной, исследовательской деятельности педагога, об использовании информационных составляющих. Не нужно объяснять на словах, чем был плох или хорош период коллективизации, рассказывать об этапах второй мировой войны и т.д. Для проведения урока истории можно подобрать видеоматериал и подтолкнуть учеников к более самостоятельному восприятию той или иной темы, ее глубокому анализу…Не секрет, что педагогам более старшего поколения не так просто перестроиться на новые подходы. Сложно преломить и уйти от принципа "я помню, как было, я знаю, как надо". Но профессия была и остается, а общество с его людьми меняется, ставя иные требования, а потому и учитель должен стать иным. Это вполне возможно при использовании тех ресурсов, которые у нас есть - институт повышения квалификации, академия повышения квалификации работников образования и, конечно же, собственные разработки педагогов.

Подготовь себя морально

Не менее важна в педагогической деятельности сегодня и психолого-педагогическая подготовка. С введением новых образовательных стандартов сформировалась позиция родителей и учеников, требующая перехода от отношения любви и дружбы к отношениям партнерским - "покупатель-продавец".

- Будем исходить из понимания того, что мы сегодня оказываем образовательную услугу, где-то платную, а значит, должны выстраивать для себя определенные отношения. Наш покупатель платит за качественный товар, наша любовь его мало интересует. И здесь складывается двоякая ситуация: с одной стороны, возникает ностальгия по советской школе, в которой жили большой дружной семьей, но в то же время создается менее травматичный для педагога момент. Мои коллеги меня в этом поддерживают, потому что те отношения, о которых мы сегодня ведем разговор, формируют почву для развития педагогики авторитета, а не авторитарной педагогики, когда учителя уважают за то, что он профессионал, - считает Зайцев.

Тем не менее, психологически нужно быть готовым к переходу к таким деловым отношениям, повышать грамотность в правовых вопросах, а потому на помощь педагогам приходят многочисленные тренинги и тестирования, позволяющие морально перестраиваться на новый формат работы.

Главное - не зацикливаться на предмете

Учитель должен быть интересен ученику. Вадим Зайцев даже произнес такое определение, как "окультуривание". К нему необходимо стремиться каждому педагогу. Зациклившись на своем предмете, учитель становится неким "синим чулком", человеком неразвитым, неинтересным. И сказать, что это не влияет на его профессионализм, было бы неверным. Учитель такой же обычный человек, как и другие. Его осведомленность в каких-то сферах современной действительности, детских увлечениях, подростковых интересах и прочее пойдет только на пользу его деятельности, придаст учебному процессу определенную атмосферу, когда все его участники максимально смогут выполнять свои функции.

"Они видят в тебе справедливого человека"

Отличник народного просвещения, победитель конкурса лучших учителей России в рамках приоритетного национального проекта "Образование", учитель русского языка и литературы МАОУ Лицей №6 Раиса Васильевна Бабушис пришла работать в лицей в 2009 году. И сразу в 11 класс:

- Я поняла, что будет трудно, класс собран из нескольких групп, коллектива как такового нет. После двух недель знакомства организовала поход. Мне это помогло, хотя трудности оставались, ведь приходить в 11 класс и начинать что-то перестраивать просто невозможно. Безусловно, в таком возрасте старшеклассники больше контактируют с молодыми педагогами. Но я стараюсь оставаться для них интересной, в первую очередь, как обычный человек: не пропускаю кинопремьер, читаю прессу, смотрю молодежные сериалы. Помню, как обсуждали "Школу". Самое замечательное то, что наши мнения совпали. Любой учитель, даже начинающий, прежде всего, психолог. Важно установить взаимоотношения с учениками, найти точки заинтересованности. Тогда работать станет легче. Но без уважения друг к другу доверительной атмосферы в классе не добиться и желания работать тоже. Они видят в тебе справедливого человека. Конечно, ученики обижаются на "двойки", замечания. Но это естественно, так как идет рабочий процесс. Вообще, я считаю, в нашей деятельности главное - воспитание, увидеть в человеке человека, а потом уже ученика.

Молодым везде у нас дорога

Вот только не всегда талантливые молодые специалисты-педагоги выбирают дорогу учительства. Двое их трех молодых специалистов, приходящих на работу в Лицей №6, покидают свою должность уже через год. Эта статистика применительна и для области в целом. Да, многовато, но тот один, что остается, имеет все шансы доказать свою состоятельность. Более того, та поддержка молодых специалистов, что осуществляется сегодня на начальном этапе их деятельности, позволяет многим не расстаться с выбранной профессией, не разочароваться в выбранной специальности, раскрыть свой талант.

- Первые полгода мы даем молодому специалисту возможность идти своим педагогическим путем. Именно после этого времени становится очевидно: ему нравится он в профессии или все-таки сама профессия. У кого-то очень скоро наступает момент самовлюбленности. С такими мы, к сожалению, расстаемся, даже если они очень талантливы. Те же, кто настойчиво идет своей дорогой, привнося элементы современной педагогики, вознаграждаются за свой труд. И в финансовом смысле тоже, - говорит В.Л. Зайцев.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер