Газета №30 (743), 27 июля 2010
Перейти к номеру

Английский вместо танцев, или выбор современных родителей

27 июля 2010, 16:20 Прочитали 2 059 раз
Среди общеобразовательных учреждений областного центра явным лидером по предоставлению платных дополнительных образовательных услуг является Лицей №6
О платных дополнительных образовательных услугах сказано уже немало. Одни их поддерживают, другие высказываются резко против, но ясно одно - они востребованы.

Чего желаете?

Среди общеобразовательных учреждений областного центра явным лидером по предоставлению таких услуг является Лицей №6. В его списке 17 дисциплин, из которых в топ самых популярных входят обучение Интернет-технологиям, работе на персональном компьютере, английскому языку, математике, русскому языку и физике, подготовка к школе, а также кружок для младшеклассников "Умники и умницы".

- Думаю, в ближайшем будущем существующая тенденция сохранится, - считает руководитель учреждения Вадим Зайцев. - По-прежнему высоким останется спрос на углубленное изучение предметных дисциплин, особенно английского языка, информационных технологий. Но появятся и новые. Со временем, скорее всего, перечень платных услуг будет расширяться и видоизменяться.

Практика показывает, дополнительные занятия в рамках таких дисциплин, как живопись, музыка, танцы и физкультура, у родителей не в приоритете. Уж если платить, то за более серьезные "вещи", считают они. И поскольку главное, на чем основано предоставление платных образовательных услуг, - это пожелания мам и пап учеников, названные дисциплины из их списка, скорее всего, исчезнут. Но не в никуда.

- Для полноценного развития детей они необходимы, потому будут перемещаться в перечень бесплатных, - говорит Вадим Львович.

В тот самый перечень дополнительных услуг, которые общеобразовательное учреждение предоставляет в рамках центра дополнительного образования, за счет средств, выделяемых из областного бюджета.

Если же провести мониторинг популярности дополнительных образовательных услуг по всем образовательным учреждениям города, становится очевидным - пальма первенства у подготовки к школе.

По словам директора МОУ "СОШ №36" Марины Подгорновой, многие родители считают, что знания, получаемые их детьми в ходе предшкольной подготовки в дошкольных образовательных учреждениях, недостаточны.

- Они неоднократно обращались с просьбой организовать такую подготовку на базе нашего образовательного учреждения, - рассказала она. - В итоге мы создали Центр развития ребенка "Букваренок", для которого разработали специальные программы, в первую очередь направленные на развитие логического мышления. Эти программы абсолютно другие, нежели те, что существуют в рамках стандарта, по которому дети обучаются в первом классе. Они предполагают развитие в ходе игры. Мы реализуем предшкольную подготовку уже пятый год и видим хороший результат.

Готовьте денежки

Сумма оплаты за дополнительное образование складывается из нескольких составляющих.

Первое - считается, какова должна быть заработная плата педагога, ведущего занятия. Определяется, сколько стоит час его труда, причем эта сумма не может быть меньше той, что платит ему за преподавание государство.

Больше - пожалуйста. Причем, чем дефицитнее специалист, тем большую сумму он может потребовать в качестве оплаты своего труда. Например, если родители желают, чтобы их дети посещали какой-то эксклюзивный кружок, а образовательное учреждение не имеет в штате нужного специалиста и вынуждено приглашать его со стороны, он вправе сказать: я готов работать, но если стану получать за свой труд вот столько-то.

Второе - к сумме заработной платы педагога добавляется сумма, которую учреждению придется заплатить в виде налогов и коммунальных сборов - за воду, свет и т. д., потребленные не в основное учебное время.

И третье - к полученной сумме плюсуем еще одну - ту, что пойдет на развитие школы.

- Она небольшая, поскольку утверждается комитетом по тарифам и ценам исходя из социально-экономических параметров, характерных для города, - говорит директор Лицея №6. - Тамбов - не Москва, таким образом, столичные расценки здесь не могут быть установлены.

Отчет? Пожалуйста!

Механизм расходования средств, полученных в результате предоставления платных образовательных услуг, максимально прозрачен. Информация о расходах публикуется на сайтах общеобразовательных учреждений и вывешивается на стендах, чтобы каждый мог видеть, куда пошла та или иная копейка, - говорят директора школ. Согласно их словам, практически все заработанное идет на улучшение материально-технической базы, проведение ремонтных работ.

Например, в текущем году на эти деньги в Лицее №6 заменили на новые несколько окон и закупили порядка 12 мультимедийных проекторов, а в школе №36 планируют провести ремонт зала для хореографии.

Долой репетиторство

Одной из причин введения платных образовательных услуг называют желание искоренить репетиторство. Так в чем же оно провинилось?

- Не каждый репетитор способен хорошо подготовить ребенка, - считает Марина Подгорнова. - Зачастую метод работы таких преподавателей основывается на зубрежке. Дается задание - выучить столько-то формул, и ребенок их заучивает, потому что родители за это платят. Другое дело запоминать информацию осмысленно, подойдя к обучению через практику, а это можно сделать только в лабораторных условиях. К примеру, объяснять законы физики с помощью опытов. Причем групповые занятия способствуют лучшему запоминанию информации, но количество детей в них должно быть индивидуальным для каждого предмета. Если продолжать разговор о физике, - не более шести, чтобы все дети смогли самостоятельно провести тот или иной опыт, понаблюдать за его выполнением другими и сделать выводы. Зубрежка же ведет к деградации, поскольку не развивает логическое мышление. К тому же, дополнительные занятия в общеобразовательных учреждениях гораздо доступнее по цене, нежели услуги репетитора.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер