Газета №24 (737), 15 июня 2010
Перейти к номеру

В «автономное плавание» уйдут далеко не все

15 июня 2010, 15:27 Прочитали 1 924 раза
Почему общеобразовательные учреждения ставят в ситуацию, когда они должны зарабатывать деньги сами?
В прошлом номере "Тамбовского курьера" на примере одной из городских школ мы посмотрели, каким образом она функционирует в своей нынешней правовой форме. Тем не менее, вопросы у родителей все еще остаются, в том числе и у нашей читательницы, мамы пятиклассника - Елены Поповой. Женщина пишет:

- Объясните, за кем в конечном итоге остается право решать: быть или не быть школе автономной? Почему общеобразовательные учреждения ставят в ситуацию, когда они должны зарабатывать деньги сами? Мы же понимаем: то, что раньше называлось факультативом или дополнительными занятиями и с отличниками, и с отстающими, сегодня называется образовательными программами вне стандарта, которые, как известно, будут платными. Да, как говорят многие - стоимость их не высока, но с учетом того, что ребенок будет посещать не одну программу, а несколько: по углубленному изучению языка, математике и т.д., да плюс ко всему - специальные программы физкультурно-спортивной направленности, творческой и прочие, в итоге в месяц выйдет кругленькая сумма. А что делать родителям, у которых не один ребенок? Все хотят дать своим детям хорошее образование, но не у всех есть возможность.

Кто собственник - тот и решает

На все, как известно, есть свой закон. Вот и для автономных учреждений он свой. А статьи его гласят, что та же автономная школа может быть создана путем его учреждения или путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения. Решение принимают собственники - соответствующие органы государственной власти и местного самоуправления - и закрепляют его нормативным правовым актом. Но это еще не все. В законе прописаны обязательные условия для принятия решения о создании автономного учреждения. Первое из них - инициатива либо согласие самого государственного (муниципального) учреждения. И второе - соблюдение всех конституционных прав граждан в социально-культурной сфере, в том числе прав на получение бесплатного образования.

Госстандарт - за государственные деньги

Прежде всего, нужно иметь в виду, что правила финансирования автономных учреждений, а в нашем случае общеобразовательных школ, устанавливаются индивидуально на уровне учредителя их имущества. Обращаясь все к тому же Закону "Об автономных учреждениях", на каждом таком уровне - федеральном, региональном и муниципальном - должны быть определены условия и порядок формирования задания учредителя, а также порядок финансового обеспечения выполнения этого задания. Например, на территории г. Тамбова данный вопрос регулируется постановлением главы администрации города Тамбова от 5 мая 2009 г. № 3301 "Об утверждении Положения об условиях и порядке формирования муниципального задания учредителя для муниципального автономного учреждения, созданного на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности городского округа - город Тамбов, и порядке финансового обеспечения выполнения муниципального задания". За сложной, многословной формулировкой простая истина: город заказывает - город платит.

При формировании задания учредителя учитываются гарантии, установленные федеральным и региональным законодательством.

"В частности, гарантируется право на получение бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, - поясняет начальник управления образования и науки Тамбовской области Наталья Астафьева. - Кроме того, согласно статье 50 "Закона об образовании" учащиеся всех уровней имеют право получать образование в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, обучаться в их пределах по индивидуальным учебным планам. Предусмотрены также ускоренный курс обучения, бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами библиотек, получение дополнительных, в том числе платных, образовательных услуг".

Недавно принятый новый государственный образовательный стандарт для начальной школы говорит о том, что ребенок будет изучать бесплатно русский язык (родной язык), литературное чтение, иностранный язык, математику и информатику, окружающий мир, основы духовно-нравственной культуры народов России, изобразительное искусство, музыку, технологию, физическую культуру.

На региональном уровне требования к финансовому обеспечению выполнения государственного задания для бюджетных и автономных учреждений едины. И для нашей области закреплены в законе "О порядке определения субвенций бюджетам муниципальных образований на финансирование муниципальных общеобразовательных учреждений в части расходов на реализацию ими государственного стандарта общего образования". Иными словами, в основе финансирования государственного задания лежит нормативно-подушевой принцип. Следовательно, снизить его объем, исключительно исходя из организационно-правовой формы школы, невозможно.

Платные услуги первостепенными не станут

Если же вашему ребенку нужно пройти какие-либо факультативные курсы, которые лежат за пределами стандарта, то это - за отдельную плату. При этом платные образовательные услуги вправе предоставлять как автономные, так и бюджетные учреждения. Обеспокоенность, что платные услуги в школе станут первостепенными, не оправдана. Расчет стоимости платной услуги образовательное учреждение производит самостоятельно. Но в целях проведения единой политики ценообразования на территории области, начиная с 2008 года, цены (тарифы) на оказываемые платные услуги, в том числе образовательные, областными бюджетными учреждениями, согласовываются с Комитетом по государственному регулированию тарифов области. Аналогичные порядки разработаны в муниципальных образованиях области для муниципальных учреждений. Средства автономного учреждения, привлеченные от оказания платных образовательных услуг, еще раз подчеркиваем, не перечисляются в доход бюджета, а остаются в его распоряжении. Куда направит их автономная школа - решать ей.

Автономия - не для сельских школ

"На данном этапе изменение типа сельского общеобразовательного учреждения на автономное целесообразно и осуществимо только в единичных случаях, - комментирует Н.Г. Астафьева. - Препятствием является сложная демографическая ситуация, которая ведет к уменьшению количества учащихся в сельских школах. Также сдерживающим элементом здесь является недостаточно высокий уровень жизни на селе, а при изменении типа учреждения на автономное необходимо, чтобы объем внебюджетного финансирования составлял 25-30 процентов от бюджетного финансирования".

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер