Газета №22 (735), 1 июня 2010
Перейти к номеру

О власти, обществе и СМИ

1 июня 2010, 16:37 Прочитали 3 753 раза
В Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации прошел финал Второго национального конкурса «Информационное партнерство: Власть - Общество - СМИ»
Середина года - время вроде бы не совсем подходящее для подведения итогов журналистских конкурсов и награждения победителей. Ну вот как-то принято у нас заниматься этим по случаю приближения профессиональных праздников. Однако минувшая неделя стала исключением. И для «Тамбовского курьера» весьма приятным.

В Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации прошел финал Второго национального конкурса "Информационное партнерство: Власть - Общество - СМИ". К своим многочисленным наградам регионального и всероссийского уровня наша газета прибавила еще одну, став лауреатом конкурса в номинации "Развитие территории" за высокое профессиональное мастерство и активную журналистскую позицию. Одновременно с подведением итогов конкурса в Москве прошла VI Всероссийская конференция "Информационное партнерство: Власть - Общество - СМИ", организованная Фондом развития информационной политики.

Встречаясь с лауреатами и победителями в день награждения, председатель Совета Федерации Сергей Миронов в самом начале беседы отметил, что, общаясь с журналистами, нужно быть предельно искренним. Подобную искренность он в ходе встречи, судя по всему, и проявлял. По крайней мере, создается такое впечатление. К примеру, говоря о проходящей в настоящее время реформе министерства внутренних дел, спикер верхней палаты российского парламента отметил - если министерство будет реформировать само себя, результат получится поистине черномырдинский - хотели, как лучше… Дальше все знают.

- Кроме того, реформа должна проводиться на основе закона, - считает Сергей Миронов. - И если говорить совсем по-простому, я прописал бы туда все "кнуты" и "пряники" - все, за что сотрудника милиции можно, к примеру, немедленно уволить. Сейчас бывают такие ситуации, когда сотрудник отстранен от исполнения обязанностей, находится в процедуре увольнения, и она может длиться до двух лет. А у него в это время есть удостоверение, форма, он делает, что хочет, и ни за что не отвечает.

Если можно так выразиться, противоположная проблема связана с тем, что, по мнению Сергея Михайловича, сотрудники органов внутренних дел получают сегодня деньги, неадекватные опасности профессии. За прошлый год почти пятьсот милиционеров погибло, защищая правопорядок и жизни россиян. Кстати, еще одна отдельная проблема - это социальное обеспечение семей погибших:

- Мы считаем, что необходимо полностью реформировать систему образования в МВД, потому что нужно понимать - нам никто с Луны новых милиционеров не пришлет. Мы их должны воспитывать. Мы должны не выбирать в милицию, а отбирать, чтобы работа была престижной, чтобы работник милиции, честно работающий десять лет, стопроцентно был бы обеспечен жильем, и после выхода со службы это жилье стало бы его собственностью. Одним словом, идей мы предлагаем много. Но настораживает то, что пока реформированием занимается сама структура МВД.

Пожалуй, можно увидеть в этой теме связь с другой, о которой говорил Сергей Миронов на встрече с представителями региональных СМИ на минувшей неделе:

- Лично у меня есть такое ощущение, что не только внизу, но и наверху, мягко говоря, не все торопятся идти по пути модернизации, объявленной президентом. И, прежде всего, модернизации политической. Если мы будем говорить о модернизации с точки зрения экономики и не менять политическую составляющую, мы ничего не получим. Как в экономике нужна конкуренция, точно так же конкуренция нужна и в политике. Мы действительно можем оказаться сырьевым придатком развитых стран, если мы не будем модернизировать не только экономику, но и все общество в целом, в том числе и политическую систему. Прежде всего, я имею в виду реальную политическую конкуренцию.

Так что, по мнению господина Миронова, случаев "торможения" объявленных модернизационных процессов на самом деле намного больше на всех уровнях власти. Точно так же, как на всех ступенях общества, есть много людей, поддерживающих курс, выбранный руководством страны.

- И здесь роль средств массовой информации, конечно, огромна, потому что СМИ являются зеркалом - для общества, для власти, для отдельных ее представителей, - говорит председатель Совета Федерации. - Если это отражение кому-то не нравится, значит, этот кто-то так в нем отражается. И уже нужно задать вопрос себе - почему он так видится в этом зеркале.

Одно из самых "непаханых полей" в этом смысле - дальнейшее развитие знаменитого 131-го Федерального закона, касающегося места и роли местного самоуправления:

- То, что необходимо вносить серьезные коррективы в 131-й Федеральный закон - для меня очевидно, потому что если мы посмотрим на низовой уровень власти - сельские и поселковые советы, то там существующие бюджеты позволяют только содержать аппарат, и больше ничего. В результате людям от так называемого местного самоуправления ни горячо, ни холодно. А ведь это та власть, которая максимально приближена к народу и должна решать те проблемы, с которыми каждый день встречается человек. Но они не могут этого делать, потому что им элементарно не хватает материального ресурса.

По словам Сергея Миронова, для изменения ситуации необходимо пересмотреть распределение налогооблагаемой базы. Есть среди общих фраз и вполне конкретные предложения. Взять хотя бы ситуацию со сбором подоходного налога. Сегодня он собирается на предприятиях. Стандартная ситуация - есть небольшой городок, вокруг которого много различных поселков. Все жители поселков работают в этом городке. В результате подоходный налог идет в бюджет этого городка. Но работники предприятий живут в других населенных пунктах. Так, может быть, есть смысл изменить законодательство таким образом, чтобы можно было, собирая подоходный налог по месту работы, перечислять его по месту жительства?

- Такие предложения есть, и мы будем над ними работать, - отмечает Сергей Миронов. - Совет Федерации знает эту проблему. И мы понимаем, что, какие бы призывы ни были, какие бы увещевания ни раздавались, пока мы не создадим реальную материальную базу для того, чтобы муниципальные образования любого уровня могли решать проблемы, ничего происходить не будет.

Нечто подобное довелось услышать днем раньше, во время пленарного заседания конференции "Информационное партнерство: Власть - Общество - СМИ", но в более резких и определенных выражениях, в ходе выступления заведующего отделом социологии Фонда ИНДЕМ Владимира Римского:

- На мой взгляд, существует бюрократическая логика решения, например, социальных проблем. Она заключается в том, что государственные служащие на основе законодательства, на основе документов, которые, собственно, и являются единственно возможным результатом их деятельности, оценивают действительность со своей позиции - c позиции лоббирования интересов государственных органов. Простые люди при этом не имеют возможности продвинуть в органы власти те решения, которые их интересуют, по двум причинам. Во-первых, они просто не знают, какие проблемы решают органы власти. А во-вторых, обычные, рядовые граждане - это не профессионалы. А профессионалы-эксперты работают за деньги, поэтому они практически никогда не имеют дела с заказами граждан, у которых на это просто нет средств.

Как результат, по мнению Владимира Римского, - рядовые жители страны просто пассивны при осуществлении тех реформ, которые проводятся в России.

- Что в этой ситуации приходится делать гражданам? Заниматься коррупцией в том понимании, в каком и я, и моя организация Фонд ИНДЕМ продвигаем это понятие в общественном мнении. То есть решать проблемы с помощью неформальных связей с должностными лицами, которые обладают теми или иными полномочиями, но в личных или корпоративных интересах. Обратите внимание на то, что получается в результате. Когда люди пытаются решать какую-то проблему, они вообще в подавляющем большинстве случаев не думают, что это проблема общественная, а решают ее как свою личную или, в крайнем случае, как проблему своей семьи. Самый простой пример - поступление в вуз. Назовите мне кого-нибудь, кому нравится эта процедура. Я таких не знаю. Но как только ваш ребенок поступил, вопрос снят, больше на эту тему вы не разговариваете. А как было бы поступить правильно? Нужно было задуматься, как надо сделать так, чтобы не только я мог своего ребенка в вуз протащить, но все нормальные дети получали нормальное образование. Но это очень сложно. Уверяю вас - органы власти никогда эту проблему не решат, им это не нужно. Простой пример - у нас сейчас образование движется в сторону магистратуры и бакалавриата. Нам объясняют, что это нормально, что это европейская практика и все нормальные страны именно так и обучают своих студентов. Е-рун-да! Европейский Союз хочет от этой системы отказываться, потому что бакалавры не находят применения на рынке труда. И это правильно, ведь бакалавры, согласно советской образовательной шкале, - это персонал среднего уровня. Да, им дали диплом о высшем образовании. Почему? Да потому, что все хотят иметь высшее образование. Ну и получите свой диплом. А магистром вы сможете стать только за деньги. Бесплатно магистра не дадут никому.

Печальная картина, конечно, нарисовывается. И если в деле развития системы местного самоуправления можно изменить ситуацию, банально дав муниципалитетам денег, то ситуация в целом по стране в свете темы "Граждане и власть в современной России" получается куда более глубокой и серьезной. Одно хорошо - средства массовой информации в результате без работы не останутся. А значит, у нашей газеты есть шанс в очередной раз стать лауреатом очередного конкурса. Писать нам есть о чем…

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер