Газета №20 (733), 18 мая 2010
Перейти к номеру

Фестивальная неделя

18 мая 2010, 00:00 Прочитали 1 620 раз
IV Всероссийский театральный фестиваль имени Н.Х. Рыбакова подарил тамбовчанам и гостям города встречи, которые еще долго будут жить в их памяти и сердце
IV Всероссийский театральный фестиваль имени Н.Х. Рыбакова подарил тамбовчанам и гостям города встречи, которые еще долго будут жить в их памяти и сердце.

Фестиваль необычен для страны тем, что в первую очередь он - актерский, во вторую - организован для провинциальных театров. Заявки на участие в конкурсе прислали почти четыре десятка коллективов от Архангельска до Владивостока. Из них лишь 6 спектаклей художественно-экспертная комиссия определила для участия во втором туре. Фестиваль не случайно назван в честь великого русского актера, так как призван сохранять национальные традиции театральной школы. А самой доброй его традицией стало участие в нем артистов Малого театра. Именно они 11 мая первыми вышли на сцену Тамбовского драматического театра. Но перед тем, как дать старт четвертому фестивалю, именуемому ныне всероссийским, губернатор Олег Бетин с гордостью констатировал, в то время как в других областях театральные конкурсы умирают, наш набирает силы: "Сегодня воссоздается новый театральный образ современной России, и мы являемся его непосредственными участниками", - отметил глава администрации Тамбовской области.

"Правда - хорошо, а счастье лучше" Островского, а именно эту постановку привез в Тамбов Малый театр России, прошла на сцене ТОГУК "Тамбовтеатр" дважды. Романтическая греза, рождественская сказка о торжестве справедливости вопреки обстоятельствам бренной жизни. Пьеса, которую Островский в 1876 г. написал к бенефису своего друга, замечательного актера Николая Музиля, поначалу называлась "Наливные яблоки". Золотая осень, яблоневый сад... Однако сочные краски и бодрость общего тона режиссер Сергей Женовач и художник Александр Боровский поменяли на серый цвет. Впрочем, "жизнь в сером свете" у Островского - совсем не чеховская скука однообразных будней. В мире Островского не бывает скучных историй, и его серость особая - не мышастая, а с жемчужным отливом. Она податлива, чутко вбирает оттенки: розовеет на восходе, смешивается с синевой на закате. Тонкие световые перемены в спектакле происходят почти незаметно - тем и замечательны.

Прямоугольный двор обнесен глухим забором, еле-еле пробивающиеся солнечные лучи, низкие скамейки без спинок, садовая стремянка… Домом и домочадцами властно правит Мавра Тарасовна (Евгения Глушенко), но без всякого пафоса - по привычке. Повсюду - знаменитые плоды яблоневого сада, которые огромными корзинами ворует садовник. Их без конца очищает от кожуры уютная, "себе на уме" нянька Фелицата - Л.Полякова, они обнаруживаются в подвешенном на веревках белоснежном белье. Блестящая деталь: все пекутся о сохранности урожая, и при этом все, едва надкусив яблоко, швыряют его за забор. Да и сам забор, своеобразная крепостная стена купеческого бытия, обыгран мастерски. За ним шумит и гуляет народ, оттуда доносятся "тексты" любовных свиданий и дружеские хмельные песни. Всюду - жизнь, которая куда лучше, чем правда. Правда, которую изрекает бедный интеллигент Платон. Но центральная фигура спектакля, конечно, Сила Ерофеич Грознов - В.Бочкарев. Он - живое воплощение лукавой тайны, сокрытой в пьесе. Его отставной унтер-офицер с могучим именем Сила обладает свойствами мгновенного превращения. Только-только по сцене он еле передвигал ноги, как вдруг - грудь навыкате, походка упруга, глаза горят. Минуту назад убогий старик искал теплого угла - и вот уже перед нами герой, готовый спасти мир…

Встречи и беседы с актерами - неотъемлемая часть нынешнего Рыбаковского фестиваля. Первыми на встречу со зрителями уже на следующий день после первого показа пришли артисты Государственного академического Малого театра России. Завязался интересный и откровенный разговор. Публику волновало многое, например, что отличает столичного зрителя от провинциального. "Где бы мы ни играли - в провинции, в Москве - всегда перед тобой новый зритель, - попыталась объяснить Народная артистка Евгения Глушенко. - И каждый спектакль ты видишь новых людей и пытаешься с ними наладить диалог. Зритель отличается тем, насколько он сумеет его выстроить, произвести энергетический обмен".

13 мая конкурсную программу фестиваля открыл Тамбовский драматический театр спектаклем заслуженного деятеля искусств России Мавлета Тулпарова "Марья", в котором исполнительница главной роли Ирина Горбацкая являлась первым номинантом.

Сюжет постановки хорошо знаком тамбовскому зрителю, но зал вновь полон, а аплодисменты звучат с еще большей силой.

Официальные премии по-прежнему будут присуждаться актерам из провинции. По мнению отборочной комиссии, все нынешние номинанты достойны побед. Но неожиданности бывают разные. И может повториться прошлогодняя ситуация, когда 1 место единодушно присудили актеру, не номинированному на звание. "Могут быть какие- то неожиданные вещи. Знаете, сцена диктует свое. Мне бы очень хотелось, чтобы все актеры, не только номинированные, сыграли здесь свой лучший спектакль, чтобы они могли говорить: "Мы приехали в Тамбов, и у меня такие ощущения, что я не чувствовал земли под ногами, парил", и чтобы слова рождала не память, а радостное сердце", - говорит заместитель художественного руководителя Государственного академического Малого театра России, заслуженный работник культуры РФ Валерий Подгородинский.

О том, кто был удостоен главных наград IV Всероссийского театрального фестиваля имени Н.Х. Рыбакова, читайте в нашем следующем номере.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер