Газета №20 (733), 18 мая 2010
Перейти к номеру

Сладкая жизнь

18 мая 2010, 00:00 Прочитали 2 830 раз
Вот уже который год подряд Тамбовская область уверенно занимает третье место в России по количеству производимого сахара-песка из всех видов сырья
Вот уже который год подряд Тамбовская область уверенно занимает третье место в России по количеству производимого сахара-песка из всех видов сырья. Введение в строй одного только нового сахарного завода в Мордовском районе увеличит тамбовскую долю в общероссийском объеме производства данного вида продукции с двенадцати до восемнадцати процентов.

Немного официоза

Как рассказали нам в управлении по развитию перерабатывающей промышленности области, по состоянию на 1 января нынешнего года сахарная промышленность Тамбовщины представлена пятью заводами. В прошлом году они переработали более 2 миллионов тонн сахарной свеклы и произвели 394 тысячи тонн сахара-песка. А общее производство сахара из всех видов сырья составило 655,8 тысячи тонн. В общероссийском масштабе наша область заняла в прошлом году третье место по производству сахара с долей на рынке в 13 процентов. По словам первого заместителя начальника управления по развитию перерабатывающей промышленности Тамбовской области Сергея Фролова, такая тенденция сохраняется на протяжении последних нескольких лет. Впереди Тамбовщины по этому показателю только Краснодарский край и Белгородская область.

- Сахарная отрасль и Российской Федерации в целом и Тамбовщины в частности наиболее динамично развивается в течение последних нескольких лет, - говорит Сергей Фролов. - А в целом достаточно устойчивый рост эта сфера демонстрирует уже на протяжении последних двенадцати лет. Поддержка государством данного сектора экономики особенно ощущается в последнее время. В частности, на федеральном уровне была разработана и принята программа развития свеклосахарного подкомплекса Российской Федерации на период 2010-2012 годов, которая предусматривает доведение к 2012 году доли сахара-песка, произведенного из отечественного сырья, до 67 процентов.

Модернизация и реконструкция

Как отмечает Сергей Фролов, в настоящее время все действующие на территории региона сахарные заводы уделяют пристальное внимание вопросам модернизации и реконструкции производственных мощностей. Однако наиболее "продвинутой" в этом смысле оказалась группа компаний "Русагро", которая планирует в эту самую модернизацию и реконструкцию вложить в течение 2010 года весьма значительные средства. В прошлом году только на Жердевском сахарном заводе на реконструкцию жомосушильного отделения было освоено 239 миллионов рублей. В этом году в основной капитал предприятия будет вложено 83 миллиона. Наибольший объем инвестиций заявлен по Знаменскому сахарному заводу - 444 миллиона рублей. На Никифоровском сахарном заводе планируется освоение 243 миллионов. Таким образом, одна только группа компаний "Русагро" планирует вложиться в основной капитал трех сахарных заводов на сумму 770 миллионов рублей. Реализация инвестиционных проектов на этих трех заводах позволит увеличить мощности по переработке.

- Подобная деятельность предприятий сахарной промышленности заставляет активизироваться и тамбовских сельхозпроизводителей всех форм собственности, - рассказывает Сергей Фролов. - В нынешнем году планируется значительно увеличить посевные площади под сахарную свеклу. Если год назад это была 71 тысяча гектаров, то в 2010-м - более ста тысяч. Есть уверенность в том, что весь произведенный тамбовскими аграриями объем сахарной свеклы будет переработан заводами Тамбовщины. К слову сказать, если до недавнего времени у нас ряд сахарных заводов практиковал поставку сахарной свеклы с территории других регионов, в частности, из Рязанской и Воронежской областей, то в этом году при хорошем урожае мы от этой практики откажемся.

Новый завод

Между увеличением потребления свеклы сахарными заводами и ростом производства этого сырья местными сельскохозяйственными предприятиями взаимосвязь самая непосредственная. Как утверждают специалисты, свекла - это сельскохозяйственная культура, которая не терпит транспортировки на значительные расстояния. Экономически оправданное плечо ее перевозок - 60-90 километров, не больше. Поэтому исторически сложилось так, что сахарные заводы пытаются формировать для себя зону свеклосеяния как раз в обозначенном радиусе.

Поэтому нет ничего удивительного в том, что когда идея строительства нового сахарного завода в Тамбовской области начала обретать конкретные очертания, выбор пал именно на Мордовский район. По словам Сергея Фролова, за годы развития сахарной отрасли региона сложилось так, что эта территория оказалась отодвинутой от региональных заводов отрасли. Как результат, до сих пор хозяйства Мордовского района вывозили выращенную свеклу на перерабатывающие предприятия Липецкой и Воронежской областей.

Об этом говорит и генеральный директор Тамбовской сахарной компании Артем Куранов:

- Район, где началось строительство нового сахарного завода, был выбран не случайно. В этой части Тамбовской области, в пределах оптимального радиуса доставки нет предприятий, перерабатывающих сахарную свеклу, земля же при умелом ее использовании способна производить высокоурожайное сырье, принося большой доход селянам. Сегодня крестьяне могут неплохо зарабатывать на сахарной свекле и на подсолнечнике. Таким образом, строительство сахарного завода именно на выбранной территории для них очень серьезное подспорье.

По словам Артема Куранова, изначально планировалось построить завод в течение трех лет. Затем срок был уменьшен до двух. А набранные в ходе начатых работ темпы позволяют генеральному директору Тамбовской сахарной компании говорить о том, что в настоящее время реально вырисовывается перспектива запуска предприятия уже в четвертом квартале нынешнего года. С учетом того, что первый котлован на месте будущего сахарного гиганта Тамбовщины был вырыт менее года назад, темпы действительно впечатляют.

Насчет гиганта: мощности Мордовского сахарного завода в перспективе составят 12 тысяч тонн сахарной свеклы в сутки. Для сравнения: в настоящее время самым мощным сахарным предприятием региона является Никифоровский сахарный завод, суточная мощность переработки которого составляет около шести с половиной тысяч тонн сырья. При вводе же одного только Мордовского завода производство сахара-песка в регионе возрастет на 150-160 тысяч тонн готового продукта в сезон, а доля Тамбовщины в общероссийском объеме производства сахара возрастет до семнадцати с половиной - восемнадцати процентов. Общий объем инвестиций в основной капитал - около 6,5 миллиардов рублей.

По информации, полученной нами в областном управлении по развитию перерабатывающей промышленности, территория строительной площадки будущего завода - примерно 130-150 гектаров. В настоящее время здесь работают около четырехсот строителей из более чем десятка подрядных организаций - тамбовских, воронежских, новосибирских. В самый пик строительства на стройке планируется задействовать более полутора тысяч человек самых разных строительных специальностей. Немаловажную роль играет тот факт, что на строительстве данного объекта задействованы граждане, стоящие на учете, в районном центре занятости населения. Подобная практика будет продолжена и далее. Тем самым решается и другая важная проблема - снижается количество безработных граждан, коэффициент напряженности на региональном рынке труда.

Как говорится, почувствуйте разницу. В период, когда строилось большинство ныне действующих сахарных заводов, для запуска предприятия мощностью в четыре раза меньшей, чем мордовское, требовались четыре года и несколько тысяч работников. В поставке отдельного технологического (в том числе нестандартного) оборудования для будущего сахарного завода будут принимать участие и отдельные промышленные заводы области (Тамбовский завод "Комсомолец", Моршанскхиммаш и др.).

- Сегодняшнее наше настроение одно - только вперед, - говорит Артем Куранов. - Мы же сами себе ставим сроки, сами и стараемся их выдерживать. Достаточно посмотреть на то, что происходит сейчас на строительной площадке, чтобы все понять.

По словам руководителя Тамбовской сахарной компании, кроме всего прочего, уникальность предприятия состоит в том, что сезонная продолжительность переработки сырья на нем будет увеличена на тридцать суток, что в целом положительно отразится как на экономике самого завода, так и на функционировании всей сахарной отрасли области. Также новое предприятие технологически будет способно перерабатывать сахар-сырец.

Как отмечает Артем Куранов, в настоящее время в стадии проработки находится проект строительства еще одного сахарного завода - в Тамбовском районе.

Государство поможет

Как рассказал нам первый заместитель начальника управления по развитию перерабатывающей промышленности Тамбовской области Сергей Фролов, сахарная отрасль не остается без внимания государства. В частности, сегодня инвестиционные кредиты, которые привлекаются организациями агропромышленного комплекса, в том числе на цели строительства новых мощностей в сахарной промышленности, а также реконструкции имеющихся, подлежат субсидированию в размере ста процентов ставки рефинансирования. 80 процентов возмещения этой суммы берет на себя федеральный бюджет, 20 процентов - областной. В нынешнем году документы для целей субсидирования инвестиционных кредитов были собраны и направлены в Минсельхоз России компанией "Русагро". По этому пути идет и Тамбовская сахарная компания, сокращая, таким образом, сроки окупаемости строительства сахарного завода. Одновременно подлежат субсидированию и краткосрочные кредиты, привлекаемые предприятиями на закупку сельскохозяйственного сырья (сахарной свеклы).

Кроме этого, по линии Инвестиционного фонда Российской Федерации можно получить финансирование на строительство и подведение внешней инженерной инфраструктуры к строящемуся объекту. На эти цели Тамбовской сахарной компании было выделено 380 миллионов рублей. В настоящее время идет активное их освоение: заново построена автомобильная дорога к объекту, закончено строительство электрической подстанции и сетей к будущему заводу, заканчивается подвод газопровода Токаревка - Мордово. В скором времени начнется строительство железнодорожной ветки для подвоза свекловичного сырья, известкового камня к заводу, отгрузки готовой продукции. Железнодорожная станция Оборона ЮВЖД с вводом в эксплуатацию нового сахарного завода получит "второе дыхание".

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер